В последнее время кипят страсти, раздуваемые как оппозиционными информационными изданиями, так и администрацией Петрозаводского городского округа вокруг МУП «Городской транспорт» в части якобы необходимости выделения дополнительной субсидии из городского бюджета за счёт снижения предельного уровня тарифа с 17 руб.до 10 руб. При этом с их стороны в информационном пространстве всеми силами пытаются воздействовать на общественное мнение и внедрить мысль о том, что Петросовет против социального проекта — городского транспорта.
Экономика не терпит популизма — этот тезис наглядно подтверждает ситуацию с петрозаводским муниципальным предприятием «Городской транспорт».
Итак, администрация Петрозаводска вновь требует 40 миллионов рублей для МУП «Городской транспорт», при этом ни в прессе, ни на сайте мэрии, не говоря уже о самом предприятии, отсутствует необходимая информация о хозяйственно-финансовой деятельности предприятии и экономическое обоснование потребности выделения дополнительной субсидии.
Хотя только в конце прошлого года троллейбусному предприятию было выделено более 93 миллионов из городской казны. По имеющейся информации, дотации хоть и расходуются впечатляющими темпами, тем не менее, ещё более половины из этой суммы, 53 миллиона, у предприятия остаётся.
Зато мэрией были проведены другие подготовительные организационные моменты:
- мэром Галиной Ширшиной проведена встреча с коллективом предприятия,
- руководитель предприятия провёл в преддверии сессии пресс-конференцию,
- 22 апреля у стен мэрии в момент проведения сессии Петросовета организован пикет,
- оппозиционные информационные издания раздули истерию вокруг принятого решения Петросовета.
К сожалению, что очень печально и грустно, в данной запутанной с подачи мэрии хитросплетённой информации попытались разобраться, как это было им по силам, только журналисты и депутаты Петросовета:
- статья «Искрит» (http://politika-karelia.ru/?p=16140), автор А.Цыганков, Центр политических и социальных исследований Республики Карелия,
- статья «Чёрная дыра» (http://rk.karelia.ru/aktualno/chernaya-dyra/).
Советуем жителям города прочитать данные статьи. Мы тоже попытаемся разобраться в данной ситуации с обязательным комментированием согласно действующего законодательства.
Модели организации работы общественного транспорта
К числу важнейших отраслей жизнеобеспечения городов относится пассажирский транспорт, от функционирования которого зависит как работа хозяйственного комплекса, так и качество жизни населения.
В регулировании транспортных тарифов во всех странах государство занимает активную позицию. Несмотря на различия в экономике и политическом строе, уровне развития и организации функционирования городского пассажирского транспорта (ГПТ) разных стран, можно выделить три базовые модели организации работы общественного транспорта:
- административная модель управления (США, Канада, Франция);
- регулируемый рынок (Лондон, ряд столиц скандинавских стран);
- относительно «свободный» рынок (Великобритания за исключением Лондона, Сантьяго — столица Чили).
Переход от административной модели управления к свободному рынку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным результатам относят снижение объёмов бюджетного субсидирования. К негативным последствиям перехода к данным моделям относят появление проблем социального характера: отсутствие у пассажиров уверенности в стабильности маршрутной сети; развитие конкуренции, сопровождающееся сокращением персонала транспортных предприятий и снижением уровня заработной платы.
Модель управления городским пассажирским транспортом в России — административная.
Как законодательство регулирует тарифы на перевозки граждан в городском транспорте
Согласно действующему законодательству (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»), вопросы государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Шаг №1. Данные тарифы относятся к методу государственного регулирования и относятся к полномочиям субъекта РФ.
В большинстве регионов данные полномочия возложены на соответствующие исполнительные органы, такие как комитет по ценовой и тарифной политике, что в принципе закономерно, так как в данных органах имеются профессиональные специалисты, которые на основе утвержденных правил и методологии рассматривают и утверждают предельные тарифы на перевозки граждан в городском транспорте, при этом тарифная политика имеет системный характер.
Например, аналогичный тариф в Новгородской области за 2014 год составил 18 руб., который был утверждён на уровне субъекта РФ.
Шаг №2. На территории Республики Карелия данные государственные полномочия переданы муниципальным образованиям.
В своей деятельности органы власти всех уровней Карелии руководствуются Постановлением от 1 ноября 2007 года N 161-П «О способах государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Карелия (с изменениями на 3 марта 2015 года)» и Законом Республики Карелии от Закон Республики Карелия от 26 декабря 2005 года N 950-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг».
Муниципальным районам и городским округам республики на осуществление государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) из бюджета Республики Карелия выделяются субвенции.
В соответствии с действующим законодательством получается, что как мэрия, так и Законодательное Собрание Республики Карелии несут ответственность за выполнение делегированных государственных полномочий муниципальным образованиям в сфере тарифной политики и ценообразования, но ни одного экономического анализа и мониторинга данными органами не представлено. Самоустранился от решения данного вопроса и региональный комитет по ценам. Как результат — отсутствие системного выполнения государственных полномочий, информационная истерия вокруг предприятия МУП «Городской транспорт», что негативно отражается на общественной ситуации в городе, которая непосредственным образом касается и жителей города.
Основание:
Ст.20 ФЗ-131 — Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 21 ФЗ-131 — Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html).
Вывод: чиновники всех уровней самоустранились в решении данного вопроса на основе законодательства.
Шаг №3. Принятие нормативных правовых актов органами власти городского округа в соответствии с возложенными на них полномочиями по следующим направлениям — Правила и Порядок рассмотрения и утверждения тарифов, определение регулирующего органа и другие вопросы.
На данный момент на сайте администрации Петрозаводского городского округа не отражена в полной мере системообразующая законодательная база, позволяющая любому жителю города понять и разобраться, как строится тарифная политика в городском округе. Так, предельный тариф на перевозки пассажиров автобусным сообщением — утверждается мэрией, а по троллейбусам — Петросоветом.
На основании каких нормативных актов это осуществляется? Что берётся за основу? Непонятно, как мы видим, не только жителям, но и чиновникам также.
В своих многочисленных высказываниях на данную тему мэр города Петрозаводска ни разу не сделала ссылку на законодательство, что в конечном итоге говорит о её компетентности.
В интернет-издании «Губернiя Daily» (владелец Василий Попов) напечатана статья с крикливым названием «Галина Ширшина назвала ошибкой решение депутатов, из-за которого проезд в троллейбусах подорожает», в которой приводятся слова мэра, свидетельствующие о многом:
Моя позиция и позиция администрации города по этому вопросу: если мы хотим контролировать ситуацию с обслуживанием транспорта в городе, если мы хотим сегодня конкурировать и сделать так, чтобы «Городской транспорт» был конкурентоспособным с другими транспортными предприятиями, за это нужно платить, — заявила Галина Ширшина. — То, что город потеряет контроль за ценой проезда в городе, — это сегодня ответственность депутатов, и мне очень жаль, что так произошло, потому что как человек, который не занимается политическими интригами (меня интересует хозяйство), я вижу, что это решение является серьёзнейшей стратегической ошибкой. Такое решение принимать было нельзя (http://gubdaily.ru/blog/news/galina-shirshina-nazvala-oshibkoj-reshenie-deputatov-iz-za-kotorogo-proezd-v-trollejbusax-podorozhaet/).
Как говорится, комментарии излишни. Много слов и ни о чём конкретно не сказано.
Шаг № 4. МУП «Городской транспорт». Организация деятельности и порядок осуществления контроля.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе:
- создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
Согласно ст.35 ФЗ-131 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится:
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. (http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html).
Таким образом, исполнительно-распорядительный орган (администрация городского округа) вправе создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные учреждения, муниципальные предприятия, управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности в порядке установленном Петросоветом.
То есть, согласно действующего законодательства алгоритм действий должен быть следующим: Петросовет устанавливает Порядок создания муниципального предприятия, мэрия — проводит законодательную процедуру его создания, устанавливает тариф для населения, выносит на рассмотрение Петросовета экономическое обоснование выделения о выделении субсидии предприятию на финансовый год.
По истечении финансового года финансово-хозяйственная деятельность должна быть рассмотрена на заседании Петросовета, а информация — размещена на сайтах предприятия, мэрии и Петросовета.
А теперь зададимся вопросом. Что видит и читает житель города? Получает ли он полную и доступную информацию о деятельности МУП «Городской транспорт», как это требует закон? И почему мэр Галина Ширшина, пиаря свой «проект» о якобы рентабельном 10-ти рублевом тарифе для населения, вводит всех в заблуждение?
И есть ли программа (производственная и экономическая) развития данного предприятия на среднесрочную перспективу?
Вывод: стоимость троллейбусного билета для населения определяют мэр и администрация города, но при этом почему-то всю ответственность за прогнозируемое повышение цены на проезд мэр города Галина Ширшина перекладывает на плечи депутатов. Итог понятен — популистский шаг по поводу 10-рублевого проезда, конечно, провалился, так как на пресс-конференции директор предприятия Луньков заявил, что МУП «Городской транспорт» работает в убыток.
В этом году они и так получат бюджетную субсидию в размере 92 с лишним миллионов. Причём этот годовой бюджет просчитывала на год администрация, а Петросовет его утвердил. А теперь мэр и оппозиционные СМИ говорят — если депутаты не проголосуют еще и за дополнительные 47 миллионов, значит, повысим цену на троллейбусный билет и виноват будет Петросовет.
Что мы и видим воочию? 1 мая на сайте информационного портала «Петрозаводск говорит» размещена следующая информация:
Разовая поездка в троллейбусах столицы Карелии с 1 мая стоит 15 рублей вместо прежних 10 рублей. Как сообщил ранее порталу «Петрозаводск говорит» директор предприятия Максим Луньков, это решение вызвано тем, что Петросовет отказался увеличить предприятию дотации, необходимые для сохранения низкой цены на проезд в троллейбусах. (http://ptzgovorit.ru/content/proezd-v-trolleybusah-petrozavodska-podorozhal-s-segodnyashnego-dnya)
Аналогичная информация размещена и на сайте администрации городского округа (http://admpetrozavodsk.karelia.ru/petrozavodsk_new/press/news/more.htm?id=10546552@cmsArticle).
Такое ощущение складывается, что мэр стоит в сторонке при принятии кардинальных решений, направленных на комплексное развитие города, а в данном случае ведёт себя как капризная маленькая девочка, которой не дали конфетку, при этом перекладывает всю ответственность на депутатов, напрочь забывая о своей персональной ответственности.
Послесловие
[dropcap]1[/dropcap] В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Применительно к условиям регулирования тарифов на указанные перевозки понятия общественного транспорта и транспорта общего пользования являются равнозначными.
Государственное регулирование тарифов в равной степени распространяется на предприятия различных форм собственности, осуществляющие функции общественного перевозчика, в том числе выполняющие перевозки в режиме маршрутного и легкового такси.
Данные положения доведены до сведения органов исполнительной власти субъектов РФ согласно Письма Минэкономики РФ от 10.03.1999 N 7-239 «О регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа».
[dropcap]2[/dropcap] Муниципальным образованиям Республики Карелии в соответствии с принятым законом делегированы государственные полномочия в сфере тарифной политики.
[dropcap]3[/dropcap] Надлежащий контроль за выполнением данных полномочий муниципальными образованиями республики со стороны соответствующих органов, в том числе в части принятых нормативных правовых актов, отсутствует.
[dropcap]4[/dropcap] На сайтах администрации городского округа и МУП «Городской транспорт» отсутствует необходимая полная и достоверная информация: системообразующая правовая база, стандарт раскрытия о хозяйственно-финансовой деятельности, какие органы являются регулирующими, а также — Порядок и сроки установления и пересмотра предельных уровней тарифов(период регулирования, на который устанавливаются и в течение которого действуют предельные уровни тарифов, установленные регулирующим органом, то есть тогда бы по истечение только первого квартала мэр не имела бы право поднимать данный вопрос), методы регулирования предельных уровней тарифов и т.д.
То есть алгоритм действий должен быть прописан в нормативных правовых актах, на основании которых осуществляется функционирование и контроль деятельности предприятия, а ответственные лица, особенно, мэр города Галина Ширшина, в своих действиях и публичных выступлениях должна чётко следовать букве Закона, а не выдуманным «хотелкам», и не вводить население в заблуждение.
[dropcap]5[/dropcap] На сегодняшний день возникает потребность со стороны соответствующих органов (Петросовет, Законодательное Собрание Республики Карелия, государственный комитет по ценам, прокуратура города) в необходимости всестороннего анализа принятых нормативных правовых актов в данной сфере и действий мэрии, поскольку, как мы видим, и что очень прискорбно, администрация Петрозаводского городского округа во главе с мэром Галиной Ширшиной не в состоянии самостоятельно разобраться, как надо управлять городским хозяйством, и данным органам дать экспертное заключение и правовую публичную оценку деятельности мэрии в данном направлении в СМИ, на брифинге, на сайтах соответствующих органов.
Закон не приемлет свободного толкования.
Материалы:
http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-zakone
http://citaty-super.ru/citati/citatipotemamz/citatipotemamz5.html
Комментарии: