В данном материале, хотим привести фрагмент статьи профессора, д.т.н. В.А. Торгашева «Хрущёв — путь предательства» (http://delostalina.ru/?p=3577), выразив также своё мнение по затронутым в статье проблемам и фактам. Приводим статью эту для того, чтобы иметь перед глазами готовую методику способную кардинально ускорить экономическое развитие. В сети мы нашли очень мало подтверждений наличия в экономике СССР метода повышения эффективности труда. И даже, если материал Торгашева — подделка (как утверждают некоторые ), то описанное в нём стоит попробовать и оценить по достоинству в практике жизни.
Итак:
В советской истории существует период феноменального развития науки, техники и экономики в целом. Начиная с середины сороковых годов создаётся целый ряд инновационных отраслей, таких, как атомная, ракетная, вычислительная техника, электроника, где мы, как минимум, не уступали США, а зачастую и опережали. Все остальные страны были далеко позади.
Если атомная бомбы появилась в СССР в 1949 году, через 4 года после США, то первая в мире водородная бомба РДС-6 была уже советской. Первая в мире атомная электростанция была введена в эксплуатацию в СССР летом 1954 года, на год раньше, чем в Англии, и на 2 года раньше, чем в США. Только в СССР были созданы атомные ледоколы («Ленин» — 1959 г.). Единственный в мире самолёт с атомным двигателем М-50А, поднявшийся в небо в 1960 году, был создан в СССР в ОКБ В.М. Мясищева. Лишь атомные подводные лодки появились в США в 1955 году, на 3 года раньше, чем в СССР.
Наш комментарий
Мы писали в статье «Тайна кризисного руководства и атомного века СССР» (https://informacenter.ru/2014/08/atom-berii/) о том, что атомная промышленность в СССР была создана титаническими усилиями простых людей под руководством Л.П. Берии. На потенциале, заложенном тогда она функционирует до сих пор.
Достижения СССР в ракетной технике и космонавтике, начиная с первого спутника, запущенного в октябре 1957 года, общеизвестны.
Уже в 1948 году, когда в США и Англии только разрозненные коллективы занимались разработкой единичных образцов компьютеров и в мире не было ещё ни одного действующего изделия, в СССР по инициативе Сталина были созданы Институт точной механики и вычислительной техники (ИТМ и ВТ) АН СССР и Специальное конструкторское бюро N245 («СКБ-245»), как было написано в постановлении Правительства:
…для разработки и внедрения в производство средств вычислительной техники для систем управления оборонными объектами.
В 1951 году создаётся первая советская цифровая вычислительная машина МЭСМ — сразу как промышленный образец. Следует заметить, что первые промышленные компьютеры в США (UNIVAC 1) и в Англии (Ferranti Mark 1) также появились в том же 1951 году. В 1953 году начинается серийное производство машин БЭСМ, «Стрела» и М-2 (для военных применений), которые находились на уровне лучших американских компьютеров того времени и существенно превосходили компьютеры других стран.
Следует отметить, что в 50-х годах и советская электроника была на высоком уровне. Промышленное производство полупроводниковых транзисторов в США началось в марте 1958 года фирмой Fairchild Corp. при цене $150 за штуку. А информация о характеристиках отечественных «кристаллических триодов» была помещена в шестом номере популярного журнала «Радио» за 1955 год, а в 1956 году, на два года раньше, чем в США, началось промышленное производство. К осени 1957 года транзисторы в СССР были не только общедоступны, но и дёшевы (в пересчёте на американские деньги менее доллара за штуку).
Ещё более поразительны успехи экономики в целом несмотря на полное отсутствие внешних кредитов и минимальные объёмы нефтяных денег (газовых денег тогда не было).
Наш комментарий
Мы уже писали в статье «Смета индустриализации» (https://informacenter.ru/2014/07/industry/) как сложно было руководству Советского Союза найти финансирование индустриализации и модернизации по сути всей экономики. И пример успеха в изыскании средств для осуществления экономического прорыва должен, просто обязан обратить на себя внимание сегодняшних политиков, которые действительно хотят построить Царство Справедливости.
Уже в 1947 году промышленный потенциал СССР был полностью восстановлен, а в 1950 году он вырос более чем в 2 раза по отношению к довоенному 1940 году. Ни одна из стран, пострадавших в войне, к этому времени не вышла даже на довоенный уровень несмотря на мощные финансовые вливания со стороны США. Например, Япония достигла довоенного уровня лишь в 1955 году, хотя, если не считать ядерных бомбардировок, серьёзных разрушений там не было. Лимитированное распределение продуктов по карточкам было отменено в СССР в 1947 году, а в Англии, несмотря на помощь США, лишь в 1954 году. В сентябрьском номере журнала «Нейшнл бизнес» (“National Business”) за 1953 г. в статье Герберта Гарриса «Русские догоняют нас» отмечалось, что СССР по темпам роста экономической мощи опережает любую страну и что в настоящее время темпы роста в СССР в 2—3 раза выше, чем в США. Годом ранее кандидат в президенты США Стивенсон оценивал положение таким образом, что если темпы роста производства в сталинской России сохранятся, то к 1970 г. объем русского производства в 3—4 раза превысит американский. Заметим, что темпы роста советской экономики в послевоенный период были намного выше, чем в довоенный.
Но начиная с середины 50-х годов, ситуация резко меняется. Снижаются темпы роста, а в ряде областей возникают настоящие провалы. Вот как сказал об этом в 1991 году японский миллиардер Хероси Теравама, обращаясь к советским экономистам:
Вы не говорите об основном, о вашей первенствующей роли в мире. В 1939 году вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 году вы стали ещё умнее, а мы были пока дураками. А в 1955 году мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той лишь разницей, что у нас капитализм, частные производители, и мы более 15% роста никогда не достигали, а вы же при общественной собственности на средства производства достигали 30% и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры.
Метод повышения эффективности экономики
В 1939 году в СССР был разработан новый метод повышения эффективности экономики (МПЭ). МПЭ использовался в большинстве отраслей народного хозяйства. МПЭ являлся эффективным как для социалистического, так и для капиталистического уклада экономики, но для социалистического уклада эффективность МПЭ была выше более, чем в 2 раза. В 1955 году Япония заимствовала МПЭ, что и обеспечило её бурный экономический рост за счёт, прежде всего, инновационных технологий («японское чудо»), а СССР в том же году отказался от МПЭ, что обусловило последующую деградацию экономики. Итак, в СССР с 1939 по 1955 год применялся волшебный метод, обеспечивший беспрецедентный взлёт экономики. Об этом методе в настоящее время не известно абсолютно ничего, хотя в те времена в СССР он применялся повсеместно.
Моя трудовая деятельность началась в 1958 году, когда МПЭ уже был ликвидирован, но я хорошо помню рассказы сослуживцев, работавших в те времена, когда МПЭ действовал. МПЭ являлся совокупностью хорошо продуманных материальных и моральных стимулов для активизации творческой активности масс, направленной на снижение себестоимости и повышение качества (улучшения характеристик) разрабатываемой или уже производимой продукции. Система стимулов варьировалась в зависимости от отрасли и типа предприятия. Однако в любом варианте эти стимулы не распространялись на начальников любого ранга. Возможно, для руководящих работников была отдельная система стимулов, но мне об этом неизвестно.
Материальные стимулы в организациях, занимавшихся разработками новой техники, заключались в коллективных и индивидуальных премиях, выплачиваемых сразу после приёмки разрабатываемого изделия государственной комиссией (буквально в тот же день), если в акте комиссии отмечалось улучшение характеристик изделия по отношению к техническому заданию. Для каждой характеристики, включая время разработки изделия и стоимость разработки, имелась определённая премиальная шкала, известная разработчикам ещё до начала проектирования. Например, за каждый сэкономленный килограмм веса изделия в ОКБ-590 выплачивалось 500 рублей (половина месячного оклада инженера). Эту премию получали все члены коллектива, участвующего в проекте, в одинаковом размере независимо от должности.
Существовали и индивидуальные премии, необходимым условием выплаты которых являлось наличие рационализаторских предложений или заявок на изобретение, благодаря которым и стало возможным улучшение характеристик изделия. За каждую новацию авторам выплачивалась дополнительная сумма, кратная вознаграждению, полученному каждым членом коллектива, что не отменяло и обычных вознаграждений за экономический эффект, полученный от внедрения изобретения или рационализаторского предложения. Руководитель проекта, как правило, не занимавший административной должности, также получал дополнительную премию. Моральные стимулы заключались в том, что лица, обеспечившие коллективу получение таких премий, ускоренно продвигались по службе и в основном из их числа назначались руководители проектов. Одновременно применялись и обычные квартальные и годовые премии. Необходимо отметить и хороший моральный климат в научно-технических коллективах. К людям, способным к творческой работе, коллеги относились бережно, стараясь освободить их от рутинной работы без всяких указаний начальства, так как успехи одного распространялись на всех. Иными словами, человек человеку был другом. Здесь разработчики метода учли печальный опыт стахановского движения, когда успех одного больно бил по карману и статусу других и в коллективе начинался разлад.
Наш комментарий
Стоит сказать, что доля разнородных премий в зарплате составляла иногда более 50%, что естественно стимулировало творческую активность людей. В 1960-ых годах доля гарантированной зарплаты уже составляла 70—80%, что сделало людей ленивыми, а экономику в целом — застойной, поскольку: какой смысл был вкалывать, что-то там изобретать, если ты и так гарантировано получишь свой кусок хлеба?
При относительно небольших затратах эффективность МПЭ была исключительно высока во всех отраслях народного хозяйства. Даже в армии во время войны существовала жёсткая шкала денежных выплат и наград за личное уничтожение техники или живой силы противника, а также нанесение иного урона (например, взятие в плен офицеров противника, обладающих важной информацией). В оборонной промышленности в годы войны одновременно с напряжённой производственной деятельностью велась непрерывная работа по совершенствованию технологических процессов. Так, за 4 военных года себестоимость производства большинства образцов вооружений (самолеты, танки и т.д.) была снижена в 2—3 раза. Даже винтовка Мосина, разработанная еще в XIX веке, подешевела в 1,6 раза.
Наш комментарий
Себестоимость производства продукции была одной из самых важных характеристик, по которым оценивалась эффективность экономики. С приходом к власти Хрущёва показатели снижения себестоимости перестали быть определяющими для оценки эффективности и качества труда людей.
МПЭ позволял в максимальной степени использовать творческую активность рядовых исполнителей и выявлять яркие таланты. МПЭ применялся и в сельском хозяйстве на уровне совхозов и МТС (машинно-тракторных станций). Об этом говорит известный факт, что М.С. Горбачёв получил в семнадцатилетнем возрасте орден за уборку урожая.
Главной особенностью МПЭ являлось то, что при его использовании не только повышалась творческая активность большого числа людей и выявлялись таланты, но также изменялась психология всех членов коллектива, а также взаимоотношения в коллективе. Любой член коллектива осознавал свою значимость для общего процесса и с готовностью выполнял любую часть работы, даже в том случае, если эта работа не соответствовала его статусу. Взаимная доброжелательность, стремление оказать помощь друг другу были совершенно типичными чертами. По сути, каждый член коллектива считал себя личностью, а не винтиком сложного механизма. Изменялись и взаимоотношения начальников с подчинёнными. Вместо приказов и указаний начальник стремился разъяснить каждому подчинённому, какую роль в общем деле играет та работа, которая ему поручается. По мере становления коллективов и формирования новой психологии сами материальные стимулы отходили на задний план и уже не являлись главной движущей силой. Видимо, разработчики МПЭ рассчитывали именно на такой эффект.
Люди старшего поколения помнят фильм М. Ромма «9 дней одного года», где была хорошо показана творческая атмосфера у физиков-ядерщиков. Можно определённо утверждать, что у нас (автора статьи В.А.Торгашева — наше примечание) в ОКБ-590 была такая же атмосфера. Правда, в новой организации эта атмосфера мгновенно исчезла, хотя люди остались те же самые. Сразу был введен жёсткий режим. За пятиминутное опоздание лишали премии, а для того, чтобы отлучиться во время рабочего дня, надо было получать разрешение заместителя начальника по режиму. В итоге после 6 вечера никого в организации не оставалось. Более того, было запрещено оставаться работать по окончании рабочего дня. Правда, большую часть времени в 1963—1964 годах я и основная часть коллектива проводили в командировках, сначала в Москве на опытном заводе (где мне издалека приходилось видеть Сергея Хрущева), а затем в Смоленске на серийном заводе.
Об экономическом эффекте творческой атмосферы свидетельствует следующее. Мой первый проект вычислительного устройства для управления пусковыми ракетными установками для системы ПРО А-35 был выполнен за 2 года, если считать от момента получения технического задания до комплексных испытаний опытных образцов в реальных условиях. Аналогичный по сложности проект суперкомпьютера ЕС-2704 при вдвое большем по численности коллективе и том же руководителе выполнялся уже 6 лет (1982—1988). И ещё один пример. При создании советского стратегического бомбардировщика Ту-4 в качестве образца был взят американский бомбардировщик Б-29. Работа по изучению доставленного в Москву Б-29 началась в июле 1945 года. Менее чем через год, в марте 1946-го, техническая документация была передана на серийный завод. В мае 1947 года состоялся первый полет. А с начала 1949 года бомбардировщик был принят на вооружение. В послесталинский период от начала разработки самолета до его серийного производства проходило 8-12 лет. Ну а сейчас и того больше.
Почему МПЭ эффективно использовался в СССР и Японии, а больше никто его перенимать не стал? Как было отмечено ранее, главным фактором МПЭ была причастность к общему делу, полезному для страны и общества в целом. При частной собственности этот фактор отсутствует, ибо главная польза идет хозяину. Япония же страна весьма специфичная. До конца двадцатого века для многих японцев фирма отождествлялась с семьей и потому польза для фирмы то же самое, что для семьи. По мере распространения западных ценностей в Японии этот менталитет стал утрачиваться, и эффективность МПЭ стала падать. И сейчас для экономики Японии характерна стагнация, хотя вряд ли кто-либо отменял МПЭ. По этим же причинам МПЭ невозможно возродить в современной России, где и государственные предприятия работают на частного хозяина (в данном случае свору чиновников).
Перелом
В середине 50-х годов МПЭ был тихо и незаметно отменён. Премии при завершении проектов сохранились и даже увеличились, но потеряли всякую стимулирующую роль. Теперь величина премии зависела от должностного оклада и от субъективного мнения руководства и не зависела от качества изделия и его экономических параметров. Из технического задания исчезли требования по себестоимости продукции и стоимости разработки. Объём премии был фиксирован на уровне 2% от стоимости разработки. В результате стало выгодно не снижать, а, наоборот, повышать как стоимость разработки, так и себестоимость проектируемого изделия. На заводах из плановых заданий исчезло ранее обязательное требование к снижению себестоимости продукции, что сразу привело к прекращению любых работ по совершенствованию технологических процессов. В это же время устанавливаются верхние ограничения на величину сдельной оплаты труда, на размер вознаграждения за рационализаторские предложения и изобретения. Изменился и моральный климат в коллективах. Теперь зарплата однозначно определялась окладом и не зависела от качества работы как коллективной, так и индивидуальной. Возросла роль субъективных факторов при должностных повышениях, что приводило к зависти и склокам. Иными словами, человек человеку стал чужим, а иногда и врагом.
Наш комментарий
В частности, указанный выше субъективизм при назначении людей на те или иные должности стал питательной средой для взяточничества, казнокрадства и укрепления начавшей было размываться толпо-«элитарной» системы общественного устройства.
Отмена МПЭ больнее всего ударила по преподавателям технических вузов. Зарплата преподавателя состояла из двух частей — оклад преподавателя и оплата научной работы. Преподавательскую деятельность оплачивал ВУЗ из своих бюджетных средств, а оплата научной деятельности шла за счёт хоздоговорных НИР. Оклады преподавателей оставались неизменными с довоенных времён вплоть до 1991 года (с учётом десятикратной деноминации денег 1961 года). За научную работу после отмены МПЭ преподаватель получал половину ставки младшего или старшего научного сотрудника, меньше половины основного оклада. В годы же действия МПЭ научная составляющая зарплаты могла в разы превышать основной оклад при условии эффективного выполнения НИР. Известно, что зарплата некоторых профессоров достигала 20 тысяч рублей при основном окладе 4 тысячи. Недаром народная молва относила профессоров к самым богатым людям в СССР. Но и доценты были ненамного беднее, поскольку научная составляющая зарплаты не зависела от основного оклада. Хотя в гуманитарных вузах, скорее всего, преподаватели получали лишь основной оклад.
Итак, легкое незаметное воздействие привело к остановке главного двигателя советской экономики. Какое-то время движение продолжалось по инерции, затем началась деградация, и в конце 80-х годов экономика разрушилась окончательно.
Наш комментарий
В качестве вывода приведём красноречивый комментарий одного из читателей статьи:
Именно стимулирование на конечный продукт и давало возможность полностью реализовывать свои возможности. Строительство завода шло в начале 50 годов. Ограничений по зарплате не было. Заработал — получи. В последствии стали вводиться всевозможные ограничения, тем самым сдерживая здоровую инициативу. Стремление всех выравнять по уровню жизни… обернулось тем, что что ленивые стали гарантированно получать зарплату и уровень которой напрочь отбил какую либо охоту работать в полную силу. Когда мы были на практике, то я не мог понять почему новаторское изделие, позволяющее повысить производительность труда на заводе, было только в одном экземпляре, и которое прятали от руководства завода. На мой вопрос, рабочий рационализатор ответил: «Ну и что? Дам я предложение. Мне премию выпишут рубликов на 30, начальство премии получат. А назавтра мне пересмотрят норму и повысят в несколько раз норму выработки при неизменном уровне моей зарплаты! Поэтому я за 2 часа вырабатываю дневную норму и баста! Дам больше продукции….а зарплату-то не поднимут выше установленного максимума.
Фактически, уничтожение стимулирующих труд факторов, таких как МПЭ (или подобных ему) привело к постепенному незаметному изменению характера взаимоотношений в обществе, его медленному разложению и подготовке психики населения к тому «дикому капитализму», что воцарился после 1991 года.
Надеемся, данный материал показал — насколько важно быть внимательным ко всем аспектам жизни, понимать то, каким образом осуществляется управление и самоуправление социальными системами.
Наследие наших дедов и прадедов — это не только Великая Победа, но и Великие Свершения, в том числе и в повседневной, обыденной жизни, а не только ДнепроГЭС или БАМ. Сегодня в общем-то ничто, кроме замусоренности мировоззрения не мешает использовать позитивный опыт социалистического строительства в Советском Союзе.
Источник:
Советский метод повышения эффективности экономики (МПЭ) http://rodpart.ru/razn/uchebn/4178
Материалы:
Управление системой научной организации труда в условиях научно-технической революции в 1950-х – середине 1960-х гг. (по материалам среднего Поволжья) http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sistemoy-nauchnoy-organizatsii-truda-v-usloviyah-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii-v-1950-h-seredine-1960-h-gg-po-materialam
Лучшим методом повышения эффективности производства является обладание собственностью на средства производства тружеников предприятий. Наделение трудящихся реальными, а не декларативными правами и навыками управления. Возможностью снятия и найма управленцев не потому, что они не нравятся, а потому как они повышают производительность труда, доходы тружеников.
Разработка и практика применения механизмов, реализующих эти права.
Хороший результат даёт применение КТУ.