Читать около 5 мин

Тема «Государственный долг Карелии» регулярно появляется на страницах республиканских СМИ, что понятно и объяснимо — проблема эта важная, и от её решения во многом зависит уровень жизни каждого из нас. Вот только информация большинством изданий подаётся как-то однобоко. Как правило, внимание читателей акцентируется на самом факте увеличения суммы долга, что соответствует действительности, но при этом ни причины, в силу которых это происходит, ни  тем более принимаемые Правительством Карелии меры, направленные на сокращении темпов роста государственного долга и минимизации его обслуживания, не раскрываются.

К тому же так называемая «оппозиция» да и политические оппоненты Главы Карелии используют сам факт роста государственного долга для своих спекуляций, в полной мере обыгрывая это обстоятельство, как доказательство неэффективной управленческой деятельности республиканской исполнительной власти, и, как обычно, не предлагая при этом никаких альтернативных решений.

А вот как выглядит проблема увеличения суммы долга на самом деле? Действительно ли рост государственного долга объясняется низким профессионализмом команды Александра Худилайнена или существуют объективные причины этого процесса? Какие меры принимаются республиканским правительством по минимизации негативных последствий, возникающих в результате привлечения заёмных средств? Полагаем, что ответы на эти вопросы небезынтересны нашим читателям, поэтому и предлагаем им вместе с нами разобраться в сущности проблемы.

Что такое госдолг региона?

Начнём с определения, что ж такое государственный  долг региона?

Государственный долг региона — результат финансовых заимствований региона, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, то есть превышения расходов бюджета над его доходами.

Следует подчеркнуть, что превышение расходов бюджета над его доходами существовали в Карелии на протяжении длительного времени, о чём свидетельствует тот факт, что на момент утверждения Александра Худилайнена в должности Главы Республики Карелия, государственный долг региона уже составлял почти 9 млрд. рублей.

А вот увеличение темпов роста государственного долга в 2012—2014 годах объясняется вовсе не субъективными причинами, в чём нас пытаются убедить некоторые «исследователи», а вполне объективными причинами, к которым, прежде всего, относятся:

  • негативные последствия снижения доходной базы, в связи с вступлением более 20 крупных предприятий, включая крупнейшего налогоплательщика Республики Карелия ОАО «Карельский окатыш», в консолидированные группы налогоплательщиков;
  • необходимость увеличения расходов на выполнение в соответствии с федеральным законодательством (в том числе и требованиями Указов Президента России от 7 мая 2012 года) социальных обязательств и прежде всего на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы;
  • неблагоприятная экономическая ситуация в стране, что привело к росту уровня долговой нагрузки в 65 из 85 субъектов РФ. При этом число регионов, одним из них является и наша республика, у которых объём государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета в 2014 году увеличось до десяти.
Юрий Евдокимов http://cs7003.vk.me/c605523/v605523607/205/jHZn7PjQ8UY.jpg

Это объективные составляющие процесса, а вот о роли Александра Худилайнена в нём хотели бы привести выдержку из интервью от 13 марта сего года бывшего губернатора Мурманской области (с 1996 года по 2009 год) Юрия Евдокимова, опытнейшего успешного управленца, информационному агентству «СеверПост.RU» (http://severpost.ru/read/22261/).  Отвечая на вопрос журналиста:«Обратимся к графикам роста долгов. Вот, например, Карелия — у неё тоже есть «внутренний» долг, и он тоже растет, но растет плавно на протяжении пяти лет, у нас же — резкий скачок. Почему?», Юрий Евдокимов сказал:

У Главы Карелии Александра Петровича Худилайнена — гигантский опыт управленческой работы на муниципальном уровне. Он возглавлял долгое время крупный Гатчинский район, затем законодательное собрание Ленинградской области, а до этого пахал на хозяйственной работе. Уверен, что у него за это время уж точно выработались принципы: «Жить по средствам» и «Кредит портит отношения». Поэтому он берёт в долг только в крайнем случае и на самое необходимое. Такая практика, скорее всего, из области управленческих компетенций, разумной предусмотрительности и профессионализма.

Надо понимать, что объективность этой характеристики сомнений не вызывает и уж никак не может быть «заказной», в отличие от многочисленных публикаций на эту тему «Губерния Daily».

Заключение

Итак, резюмируем. Учитывая объективные обстоятельства, решение задачи сокращения  госдолга в значительных размерах в абсолютной величине пока не представляется возможным, как бы нам этого не хотелось, поэтому правительство республики концентрирует свои усилия на сокращении темпов роста государственного долга и минимизации его обслуживания.

И первые положительные сдвиги, благодаря правильной финансовой политике правительства, уже есть. Так, по официальным данным Карелиястата за март текущего года удалось уменьшить на 500 млн. рублей сумму государственного долга, которая по состоянию на 1 апреля составляет 18 миллиардов 667 миллионов рублей (для сравнения на 1 ноября 2014 года  госдолг республики оценивался в 20,1 миллиарда рублей).

Однако, с учётом объективно складывающейся ситуации в финансовой сфере, республиканская исполнительная власть основные усилия сосредотачивает на минимизации стоимости обслуживания государственного долга, главным образом путём замены рыночных заимствований кредитами из госбюджета со снижением платы за их использование.

Правительство сумело организовать выполнение условий, разработанных Центром, по замещению ранее взятых регионом банковских кредитов займами из федерального бюджета по символической ставке 0,1% годовых,  разработало и осуществляет план по снижению размера дефицита до 10% от доходов бюджета, а доли рыночных кредитов — не более 50% от этих доходов. В результате, удалось заместить бюджетными кредитами долговые обязательства перед коммерческими банками в объеме 3,9 млрд. рублей, что значительно снизило нагрузку погашения долга.

Работа по стабилизации финансовой ситуации, включающая и деятельность по совершенствованию управлением государственным долгом, продолжается. При этом министерством финансов, кроме уже принятых и осуществляемых мер, с которыми мы Вас познакомили или точнее о которых мы Вам напомнили, проводятся мероприятия, направленные на удлинение долгового профиля республики и повышение приоритета государственных ценных бумаг Карелии, как эффективного долгового инструмента.

Необходимо также отметить, что в подобных условиях, сформированных государственной кредитно-финансовой системой, работают практически все регионы. То есть по факту они являются заложниками данной ситуации, когда полномочия спущенные сверху не подкрепляются достаточными финансовыми вливаниями. Понятно, что государство не пойдет на банкротство регионов, и рано или поздно долги будут списаны, поэтому целесообразным представляется не погашение кредитов, а максимально вложение средств в развитие регионального народно-хозяйственного комплекса. Справится ли с этой задачей финансово-экономический блок Правительства Карелии — покажет время.

Полагаем, что информация, с которой Вы ознакомились, поможет Вам, уважаемые читатели, в какой-то степени разобраться в проблемах и процессах, связанных с государственным долгом нашей республики и объективно оценить деятельность властных структур Карелии.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ