Читать около 4 мин

На начало 2015 года в Едином общероссийском реестре средств массовой информации в Российской Федерации зарегистрировано 147 СМИ с территорией распространения — Республика Карелия. Абсолютное (правда, несколько формальное) большинство из них — это печатные СМИ (80%), далее следуют теле- и радиоканалы и интернет-сайты, зарегистрированные как средства массовой информации.

Интернет-издания, которые и являются предметом нашего небольшого исследования, несмотря на их скромное — по сравнению с другими средствами массовой информации — количество, по степени влияния на население нашей республики, прежде всего городское, уверенно делят первое и второе места с ТВ.

Ну, о телевидении порассуждаем как-нибудь в следующий раз, а сейчас постараемся обосновать причины, в силу которых именно интернет-ресурсы в Карелии, заслуживают пристального внимания.

Их несколько, вот главные из них:

  • доступ к интернету имеют более 82% домохозяйств республики;
  • интернету отдают предпочтение, как основному средству получения информации, категории наиболее деятельной части населения, от которых в первую очередь зависит  социально-экономическая ситуация в регионе (к регулярным пользователям себя относят 96% в группе 18-24 лет, 93% в группе 25-39 лет, 60% в группе 40-54 года);
  • интернет вызывает повышенное доверие у пользователей, так как они считают, что в нём можно самостоятельно найти  наиболее объективную информацию, а не ограничиваться сведениями, предлагаемыми каким-либо одним источником;
  • тенденция постоянного уменьшения количества читателей печатной периодики (с 30% в 1991 году до менее 10% в 2013 году) и радиослушателей (с 13% до 5%);
  • влияние интернета объективно продолжает свой рост за счёт расширения доступности, при одновременном массовом сокращении других видов медиа-рынка. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин:

    У нас на самом деле возможно сокращение количества печатных средств массовой информации примерно процентов на 40.

Что же собой представляет информационное интернет-пространство Карелии? Анализ показывает, что к наиболее посещаемым, а значит и популярным сайтам (порталам) можно отнести около десятка изданий, а именно:

  • сетевое издание информационное агентство «Республика»
  • информационное агентство «Карелинформ»
  • информационное агентство «КарелНовости»
  • информационный портал «Газета «Петрозаводск»
  • сетевое периодическое издание «МК в Карелии»
  • деловая интернет-газета «Вести Карелии»
  • интернет-газета «Столица на Онего»
  • городское сетевое издание «Петрозаводск сегодня»
  • информационный портал «ТВР-Life»
  • сайт «Губернiя Daily»
  • сайт Центра политических и социальных исследований Республики Карелия

Знакомясь с этими интернет-ресурсами нетрудно заметить, что все они, без исключения, декларируют, что их проекты — это независимые общественно-политические интернет-издания, цель которых: максимально полное и объективное освещение событий, происходящих в Республике Карелия и обсуждение проблем республиканского и федерального масштаба. Да и структурно с небольшими вариациями все они выглядят однотипно. У всех имеются рубрики: новости, политика, экономика, общество, мнения, происшествия (этот раздел буквально обязательный!).

То есть внешне всё благопристойно и прилично, но вот на практике — это выглядит совершенно иначе. Существует чёткий водораздел: редакции изданий, соблюдающие этические принципы профессиональной журналистики, размещая материал, прежде всего, озабочиваются правдивостью информации, её точностью и объективностью. Другие же давно обосновались в нише «жёлтой» прессы или около её. Вот на эти издания, приносящие наибольший вред народным интересам,  мы и хотели бы обратить внимание читателей.

Кстати, имеется несколько научных и наукообразных определений понятия «жёлтая» пресса. Вот наиболее распространённое:

«Жёлтая» пресса — обозначение изданий, специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, часто эпатирующем освещении табуированной тематики, информация в которых не выступает в качестве духовно-практического знания.

Но по-нашему мнению более чёткое определение даёт академический словарь-справочник:

«Жёлтая» пресса — собирательное название низкопробной, вульгарной прессы.

Приёмы «жёлтой» прессы используются, что весьма характерно и для представителей этого жанра у нас в Карелии, для выполнения «заказов» и увеличения доходности изданий. Особенно типичными для большинства подобных изданий является применение таких ухищрений как дезинформационные заголовки: внетекстуальные или представляющие собою прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

Конкретные примеры «желтизны» отдельных республиканских сайтов  мы неоднократно приводили в еженедельных обзорах прессы (https://informacenter.ru/category/presschronic/), что позволяет выстроить следующий ряд интернет-изданий по мере их соответствия (в порядке убывания признаков)  «жёлтой» прессе:

«ЖЁЛТЫЕ» ИЗДАНИЯ

Собственно «жёлтые», то есть имеющие в наличии все основные типоформирующие особенности этого «жанра»

  • сайт «Губернiя Daily»
  • интернет-газета «Столица на Онего»

«ПОЛУЖЁЛТЫЕ» ИЗДАНИЯ

Промежуточные издания, то есть использующие в своей практике приёмы «жёлтой» прессы:

  • деловая интернет-газета «Вести Карелии»
  • информационное агентство «КарелНовости»
  • информационный портал «ТВР-Life»
  • сайт Центра политических и социальных исследований Республики Карелия
  • сетевое периодическое издание «МК в Карелии»

Использование указанными интернет-ресурсами приёмов «жёлтой» прессы оказывает отрицательное влияние на формирование информационного поля республики, являющееся одним из обязательных условий успешного развития Карелии. Надо полагать, что журналисты, работающие в данных изданиях, будучи профессионалами понимают это, но по причинам прежде всего меркантильного характера продолжают осуществлять действия, по большому счёту направленные на дестабилизацию обстановки в регионе. В связи с чем хотелось бы напомнить основное правило журналистской этики:

Журналист должен служить интересам общества, а не учредителей или владельцев средства массовой информации и как любой другой гражданин обязан в своей деятельности в первую очередь учитывать интересы народа и его государственности.

 Рейтинг «желтизны» прессы Карелии

МЕСТО ПО ЖЕЛТИЗНЕ«ЖЁЛТЫЕ» ИЗДАНИЯ
[dropcap]1[/dropcap]сайт «Губернiя Daily»
[dropcap]2[/dropcap] интернет-газета «Столица на Онего»
«ПОЛУЖЁЛТЫЕ» ИЗДАНИЯ
[dropcap]3[/dropcap]деловая интернет-газета «Вести Карелии»
[dropcap]4[/dropcap]информационное агентство «КарелНовости»
[dropcap]5[/dropcap]информационный портал «ТВР-Life»
[dropcap]6[/dropcap]сайт Центра политических и социальных исследований Республики Карелия
[dropcap]7[/dropcap]сетевое периодическое издание «МК в Карелии»
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ