На начало 2015 года в Едином общероссийском реестре средств массовой информации в Российской Федерации зарегистрировано 147 СМИ с территорией распространения — Республика Карелия. Абсолютное (правда, несколько формальное) большинство из них — это печатные СМИ (80%), далее следуют теле- и радиоканалы и интернет-сайты, зарегистрированные как средства массовой информации.
Интернет-издания, которые и являются предметом нашего небольшого исследования, несмотря на их скромное — по сравнению с другими средствами массовой информации — количество, по степени влияния на население нашей республики, прежде всего городское, уверенно делят первое и второе места с ТВ.
Ну, о телевидении порассуждаем как-нибудь в следующий раз, а сейчас постараемся обосновать причины, в силу которых именно интернет-ресурсы в Карелии, заслуживают пристального внимания.
Их несколько, вот главные из них:
- доступ к интернету имеют более 82% домохозяйств республики;
- интернету отдают предпочтение, как основному средству получения информации, категории наиболее деятельной части населения, от которых в первую очередь зависит социально-экономическая ситуация в регионе (к регулярным пользователям себя относят 96% в группе 18-24 лет, 93% в группе 25-39 лет, 60% в группе 40-54 года);
- интернет вызывает повышенное доверие у пользователей, так как они считают, что в нём можно самостоятельно найти наиболее объективную информацию, а не ограничиваться сведениями, предлагаемыми каким-либо одним источником;
- тенденция постоянного уменьшения количества читателей печатной периодики (с 30% в 1991 году до менее 10% в 2013 году) и радиослушателей (с 13% до 5%);
- влияние интернета объективно продолжает свой рост за счёт расширения доступности, при одновременном массовом сокращении других видов медиа-рынка. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин:
У нас на самом деле возможно сокращение количества печатных средств массовой информации примерно процентов на 40.
Что же собой представляет информационное интернет-пространство Карелии? Анализ показывает, что к наиболее посещаемым, а значит и популярным сайтам (порталам) можно отнести около десятка изданий, а именно:
- сетевое издание информационное агентство «Республика»
- информационное агентство «Карелинформ»
- информационное агентство «КарелНовости»
- информационный портал «Газета «Петрозаводск»
- сетевое периодическое издание «МК в Карелии»
- деловая интернет-газета «Вести Карелии»
- интернет-газета «Столица на Онего»
- городское сетевое издание «Петрозаводск сегодня»
- информационный портал «ТВР-Life»
- сайт «Губернiя Daily»
- сайт Центра политических и социальных исследований Республики Карелия
Знакомясь с этими интернет-ресурсами нетрудно заметить, что все они, без исключения, декларируют, что их проекты — это независимые общественно-политические интернет-издания, цель которых: максимально полное и объективное освещение событий, происходящих в Республике Карелия и обсуждение проблем республиканского и федерального масштаба. Да и структурно с небольшими вариациями все они выглядят однотипно. У всех имеются рубрики: новости, политика, экономика, общество, мнения, происшествия (этот раздел буквально обязательный!).
То есть внешне всё благопристойно и прилично, но вот на практике — это выглядит совершенно иначе. Существует чёткий водораздел: редакции изданий, соблюдающие этические принципы профессиональной журналистики, размещая материал, прежде всего, озабочиваются правдивостью информации, её точностью и объективностью. Другие же давно обосновались в нише «жёлтой» прессы или около её. Вот на эти издания, приносящие наибольший вред народным интересам, мы и хотели бы обратить внимание читателей.
Кстати, имеется несколько научных и наукообразных определений понятия «жёлтая» пресса. Вот наиболее распространённое:
«Жёлтая» пресса — обозначение изданий, специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, часто эпатирующем освещении табуированной тематики, информация в которых не выступает в качестве духовно-практического знания.
Но по-нашему мнению более чёткое определение даёт академический словарь-справочник:
«Жёлтая» пресса — собирательное название низкопробной, вульгарной прессы.
Приёмы «жёлтой» прессы используются, что весьма характерно и для представителей этого жанра у нас в Карелии, для выполнения «заказов» и увеличения доходности изданий. Особенно типичными для большинства подобных изданий является применение таких ухищрений как дезинформационные заголовки: внетекстуальные или представляющие собою прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
Конкретные примеры «желтизны» отдельных республиканских сайтов мы неоднократно приводили в еженедельных обзорах прессы (https://informacenter.ru/category/presschronic/), что позволяет выстроить следующий ряд интернет-изданий по мере их соответствия (в порядке убывания признаков) «жёлтой» прессе:
«ЖЁЛТЫЕ» ИЗДАНИЯ
Собственно «жёлтые», то есть имеющие в наличии все основные типоформирующие особенности этого «жанра»
- сайт «Губернiя Daily»
- интернет-газета «Столица на Онего»
«ПОЛУЖЁЛТЫЕ» ИЗДАНИЯ
Промежуточные издания, то есть использующие в своей практике приёмы «жёлтой» прессы:
- деловая интернет-газета «Вести Карелии»
- информационное агентство «КарелНовости»
- информационный портал «ТВР-Life»
- сайт Центра политических и социальных исследований Республики Карелия
- сетевое периодическое издание «МК в Карелии»
Использование указанными интернет-ресурсами приёмов «жёлтой» прессы оказывает отрицательное влияние на формирование информационного поля республики, являющееся одним из обязательных условий успешного развития Карелии. Надо полагать, что журналисты, работающие в данных изданиях, будучи профессионалами понимают это, но по причинам прежде всего меркантильного характера продолжают осуществлять действия, по большому счёту направленные на дестабилизацию обстановки в регионе. В связи с чем хотелось бы напомнить основное правило журналистской этики:
Журналист должен служить интересам общества, а не учредителей или владельцев средства массовой информации и как любой другой гражданин обязан в своей деятельности в первую очередь учитывать интересы народа и его государственности.
Комментарии: