144 года назад 18 марта 1871 года во Франции была провозглашена Парижская Коммуна. Интересно, а что бы ответили на вопрос: «Что это за понятие такое «Парижская Коммуна?» первые десять человек, которых бы мы встретили на улице? Надо полагать, что представители старшего, да, пожалуй, и среднего поколения, покопавшись в памяти, припомнили бы, что во времена Советского Союза отмечалась такая дата, как «День Парижской Коммуны», установленный в ознаменование победы первой пролетарской революции. Если бы нам повезло и мы бы встретили молодого человека либо добросовестно учившегося в школе, либо интересующегося историей (а такие среди молодёжи, слава Богу есть, а поэтому будем надеяться на удачное стечение обстоятельств) то он (или она) сказали бы нам, сославшись на материалы учебника «Новая история 1800 — 1913» (автор А.Я. Юдовская), что однозначного мнения по поводу этого исторического события не существует: одни считают, что это был жестокий бунт, вызванный анархией, безвластием, другие, что это была попытка осуществить утопическую мечту об обществе, где будет торжествовать социальная справедливость и демократия.
И Вы знаете, уважаемый читатель, в главном молодой человек (девушка) прав(а). Как в отношении любого исторически значимого события, так и в отношении Парижской Коммуны простого однозначного ответа не существует. Вот об этом мы с Вами и порассуждаем, но сначала вспомним (кратко) основные события 72-дневной (!) истории Парижской Коммуны.
Хронология событий
Восстание парижских рабочих и создание Коммуны было обусловлено социально-экономическими (в связи с завершением промышленного переворота) и социально-политическими противоречиями, усилившимися в условиях Франко-прусской войны 1870—1871 гг. Германские войска осадили Париж в марте 1871 г., и рабочие потребовали организовать оборону столицы. Была создана Республиканская федерация Национальной гвардии под руководством Центрального комитета (ЦК).
В ночь на 18 марта правительство, представляющее интересы крупной буржуазии (глава кабинета — Тьер), попыталось разоружить гвардию. Войска, посланные в места, где располагались её рабочие батальоны, перешли на сторону восставших. Правительство Тьера и часть войск бежали в Версаль.
Вечером 18 марта рабочие и гвардейцы захватили правительственные учреждения. Взятие власти произошло почти бескровно (число убитых и раненых в этот день не превышало 30 чел.). ЦК провозгласил себя органом власти до избрания Парижского коммунального совета (Парижской коммуны) и назначил своих делегатов (комиссаров) во все городские и государственные учреждения.
В состав Коммуны вошло свыше 30 рабочих, около 40 членов Первого Интернационала, далеко не все из которых были коммунистами, последователями Маркса. Провозглашена она 28 марта. В декларации «К французскому народу» (принята 19 апреля) говорилось об уничтожении милитаризма, эксплуатации, привилегий. В других документах выражались идеи патриотизма и интернационализма, выборности, ответственности и сменяемости должностных лиц. Коммуна опиралась на общественные организации: политические клубы, профсоюзы, комитеты бдительности, женские ассоциации.
Достижения
Сущность власти Коммуны выражена в её мероприятиях. Она осуществляла как законодательную, так и исполнительную власть. Заменила постоянную армию вооружённым народом (Национальной гвардией), провозгласила отделение Церкви от государства и отменила жалованье священникам. Для чиновников установила ставки, не превышавшие зарплату квалифицированного рабочего.
Коммунары предприняли ряд радикальных социальных преобразований. Как то: создание системы светского образования, определение пособий незамужним женщинам, запрет ночного труда в пекарнях, введение профессионального образования для женщин. Для ликвидации безработицы возобновлялась работа мастерских, оставленных хозяевами (их передавали кооперативным ассоциациям рабочих). Для улучшения положения бедноты Коммуна отменила задолженность по квартплате и штрафы, ввела обязательный минимум зарплаты и безвозмездное возвращение вкладчикам заложенных в ломбард вещей, установила рассрочку на 3 года для погашения векселей.
Ошибки
Наряду с определёнными достижениями в деятельности Коммуны имелись и серьёзные ошибки. Самой существенной из них, допущенной в области экономической политики, был отказ от конфискации огромных ценностей (на сумму в 3 млрд. франков), хранившихся во Французском банке (Коммуна взяла из него только 15 млн. франков). Плюс к тому же деятельность Парижской Коммуны осложнялась серьёзными разногласиями между различными политическими группировками в ней, но прежде всего открытыми уже 2 апреля правительством Тьера (версальцами) военными действиями, которые со стороны коммунаров велись крайне неудачно. Сама междоусобная война, как и любая другая гражданская, велась предельно ожесточённо: версальцы не брали в плен коммунаров, расстреливая их на месте, Парижская Коммуна в ответ на эти действия ввела расстрелы заложников.
К середине мая правительство Тьера подтянуло к Парижу 100-тысячную армию. Помощь ему оказало командование немецких оккупационных войск, отпустив 60000 французских солдат из плена и снабдив версальцев оружием и боеприпасами. Преодолев упорное сопротивление парижан, 21 мая правительственные войска вошли в город и к 28 мая подавили последние очаги сопротивления. Было расстреляно от 20 до 30 000 мужчин, женщин и детей, свыше 30 000 предано суду.
Взгляды на коммуну
В официальной и пока ещё общепринятой исторической науке существуют две основные диаметрально противоположные точки зрения на сущность и значение Парижской Коммуны — марксистская и либеральная. В марксистской литературе Парижская Коммуна традиционно рассматривается как первая в мировой истории социалистическая революция, прообраз диктатуры пролетариата; либералы же полагают, что это было восстание на почве голода и лишений, которые испытывало население французской столицы во время франко-прусской войны 1870—1871 гг. Рассмотрим их более подробно
Учёные-марксисты считают: Парижская Коммуна имеет огромное, всемирно-историческое значение, которое состоит, прежде всего, в том, что это был первый в истории опыт создания государства нового типа, принципиально отличавшегося от буржуазного. Коммуна внесла свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его принципиально новыми государственными и правовыми институтами. Опыт Парижской Коммуны сыграл крупную роль в развитии теории научного коммунизма, в освободительной борьбе рабочего класса в последующие десятилетия, более того, её уроки не утратили своего значения и в настоящее время.
Либеральная точка зрения заключается в том, что Парижская Коммуна не была революцией как таковой, тем более социалистической. Коммуна — это бунт голодных и нищих, а марксистская историография просто создало легенду о её пролетарском характере. При этом на «полном серьёзе» рассматриваются версии о коллективном безумии, овладевшем населением осаждённого Парижа, «разгуле преступного дна», «варварском дикарстве». Но главный вывод либералов — именно Парижская Коммуна показала необходимость политического компромисса между правительством и народом.
Научный подход
Но суть заключается в том, что обе эти точки зрения глубоко ошибочны, так как сделаны они на основе научных исследований, которые не обеспечены метрологической состоятельностью (см. нашу статью «День стандартов или как померить историю» https://informacenter.ru/2014/10/standarts/). Если же применить в отношении описания исторического процесса, которым Парижская Коммуна несомненно является, метод разной степени масштабности, то можно прийти не к наукообразным идеологизированным выводам, жертвами которых стали, и что самое неприятное продолжают становиться в процессе получения образования, целые поколения, а к точным научным заключениям.
Так, применяя степень масштабности с точностью до социальных групп, объединённых одной идеей и субкультурой, в отношении событий, связанных с Парижской Коммуной, приходим к заключению, что и коммунары, и версальцы, несмотря на внешние различия, принадлежали к одной субкультуре, основанной на библейских ценностях. А то, что они жестоко враждовали между собой не ново — так таких примеров в истории не счесть, когда представители одной субкультуры месили друг друга, будучи вооружёнными разными идеологическими оболочками по сути одних и тех же ценностей. Возникшие же потом в исторической науке, якобы диаметрально противоположные точки зрения, на самом деле являются просто двумя разновидностями одной и той же лжи.
В нашем случае можно говорить и об использовании в выработке объективного взгляда степени масштабности с точностью до глобального заговора, стоит только непредвзято приглядеться к тому — кто извлёк выгоду из возникновения, а затем разгрома Парижской Коммуны? Какие глобальные процессы и тенденции были запущены таким образом?
Ответы эти, хотя и не лежат на поверхности, вполне доступны каждому из наших читателей, при условии использования приёмов обеспечения метрологической состоятельности деятельности, о которых мы говорили выше.
Скажем только, что одним из звеньев того глобального процесса, частью которой была Парижская коммуна, должна была стать мировая революция, описанная Троцким, но так своевременно свёрнутая Сталиным (эту тему мы начали рассматривать и продолжим в цикле статей «Государственный переворот 1953 года и его прикрытие на XX съезде» его первая часть — https://informacenter.ru/2015/02/iuda/), за что ему должны быть благодарны и настоящие коммунисты, но не марксисты, и настоящие демократы, но не либералы.
Заключение на полуслове
И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что правильное понимание сущности Парижской Коммуны нисколько не уменьшает нашего уважения к рядовым коммунарам, да и к большинству руководителей Коммуны, искренне верившим в главный лозунг французских революционеров «Свобода. Равенство. Братство» и отдавшим свои жизни за его воплощение в жизнь, поскольку тут актуальна следующая фраза об СССР:
Не все члены партии были коммунистами, и не все коммунисты были членами партии.
Комментарии: