В связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране, обусловленной рядом внешних и внутренних факторов, Президентом России Владимиром Путиным было дано поручение Правительству РФ разработать план антикризисных мер, направленных на смягчение ситуации в стране, предусматривая при этом меры как по стабилизации ситуации, так и меры, направленные на развитие страны. Особо было отмечено, что необходимо принять меры по рачительному отношению к бюджетным средствам, выявлять неэффективные расходы. При этом была поставлена задача о сокращении как минимум на 10% расходов на содержание органов власти всех уровней.
Что предпринято на федеральном уровне?
Президент России Владимир Путин на оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности России в феврале 2015 года объявил о сокращении заработной платы в администрации Кремля на 10%, такая информация появилась в СМИ.
Ещё в декабре 2014 года президент подписал поправки в закон о госслужбе, замораживающие на один год индексацию окладов в связи с инфляцией, для сотрудников администрации президента, аппарата правительства, Счётной палаты, МИДа и его территориальных органов.
Ранее сообщалось, что Госдума обратилась к Владимиру Путину с просьбой сократить зарплаты депутатам в связи с корректировкой госбюджета на текущий год. Заработные платы федеральных служащих, в том числе депутатов Государственной Думы утверждаются Президентом Российской Федерации. Данную инициативу также поддержал Совет Федерации РФ.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 %, в первую очередь, за счёт исключения неэффективных затрат. Об этом говорится в тексте антикризисного плана разработанного правительством РФ, и опубликованного на официальном сайте органа власти.
В ближайшее время планируется подготовить предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счёт ежегодного снижения расходов как минимум на 5 % в реальном выражении в течение 3 лет.
К 2017 году необходимо достичь сбалансированности бюджетной системы при наиболее вероятном уровне цен на основные товары российского экспорта
— говорится в тексте антикризисного плана.
При этом в документе отмечается, что будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не будут уменьшаться расходы на «обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств Российской Федерации».
Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена. Должны сократиться расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на «оплату услуг повышенной комфортности».
В качестве одного из пунктов плана — «Пересмотр приоритетности мероприятий федеральных целевых программ».
В январе 2015 года первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов в Госдуме РФ подробно осветил проект данного плана.
Правительство будет отчитываться о реализации антикризисного плана каждые три месяца. Спикер Госдумы сразу же поручил подготовить поправку в федеральный закон, которые были внесены на рассмотрение в феврале и марте 2015 года.
Уже с 1 апреля страна начнет жить по скорректированному финансовому плану.
Мы должны эффективно воспользоваться такой расширенной системой парламентского контроля с тем, чтобы обеспечить эффективное расходование бюджетных средств, а надо сказать, что ресурсов, и бюджетных ресурсов, и резервов у государства достаточно, чтобы в полной мере обеспечить реализацию предложенного правительством плана антикризисных мероприятий
— подчеркнул председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин. (http://www.1tv.ru/news/economic/276783#)
Аналогичные планы было рекомендовано разработать и на региональном уровне.
Но в данной статье мы обратим особое внимание на то, какие меры принимаются по оптимизации бюджетных расходов на содержание органов власти всех уровней в республике, на что просил обратить пристальное внимание Президент России Владимир Путин в своём выступлении на заседании Президиума Госсовета по социально-экономической ситуации в регионах, состоявшего 24 февраля 2015 года:
Хотел бы также обратить ваше внимание на повышение эффективности бюджетных расходов. Сразу скажу, что их механическое сокращение — а где-то действительно нужно что-то оптимизировать, это очевидный факт — самый простой, но порой недопустимый подход.
При этом на первый план выходит принцип рачительного, конечно, адресного использования бюджетных средств. В том числе это значит, что эти ресурсы должны направляться на социальную защиту тех граждан, которые действительно нуждаются в нашей поддержке
(http://www.kremlin.ru/transcripts/47733)
А какие решения принимают депутаты Карелии?
Логично было бы предположить, что депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, принимая во внимание поручение Президента России о необходимости оптимизации бюджетных расходов, стали вырабатывать конкретные предложения — объективные и системные, позволяющие минимизировать бюджетные расходы.
Что в реальности?
На февральское заседание парламентского комитета по госустройству ЗС РК был вынесен целый пакет законопроектов на тему снижения бюджетных затрат на республиканские органы власти. Так, один из них предполагает отмену ежемесячных доплат к пенсиям для парламентариев и правительственных чиновников. Другой законопроект касается отмены «золотых парашютов» для глав поселений. Третьим предлагается установить для больших правительственных чиновников зарплаты, сравнимые с теми, что получают, к примеру, воспитатели в детских садах. Наконец, сразу четыре инициативы посвящены уменьшению числа «платных» депутатов Заксобрания.
Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, когда был поднят вопрос о сокращении количества депутатов, работающих на платной основе, не приняли НИКАКОГО РЕШЕНИЯ, переложив ответственность на Главу Республики, подчёркивая этим, что они боятся лишиться довольно-таки приличного денежного вознаграждения, а при рассмотрении данного вопроса видно было, что депутаты значительно нервничали.
Напомним читателям, что в Московской городской думе на платной основе работают только 15 депутатов. Сравнив численность города Москва и Республики Карелии, наяву абсолютный перекос в количестве депутатов, работающих на платной основе.
И отказ от принятия решения по вынесенным законопроектам парламентской комиссией свидетельствует также о низкой самосознательности данных депутатов, не говоря уже — о совестливости.
Дальше — больше.
Далее со стороны парламентариев последовал чисто пиар ход.
Председатель парламентского комитета по госустройству и МСУ Виктор Позерн предложил коллегам обсудить претензии избирателей, точнее их подозрения (по его мнению) в расточительности депутатского корпуса, но вместе с парламентскими тратами заодно уж изучить и бюджетные расходы, идущие на содержание исполнительной власти (правительства, администрации главы Карелии). Идея была принята.
В преддверии заседания комиссии Виктор Позерн заранее предполагает, что всё может свестись к механическому исполнению президентского указания, когда будет реализован необъявленный федеральный проект «Минус 10 процентов», хотя, по его мнению, надо бы вообще дать оценку эффективности деятельности органов республиканской власти, так как по его мнению — меняются социально-экономические условия в стране и под них должна трансформироваться структура региональной и местной власти.
Как видно, вместо того, чтобы проанализировать расходы ЗС РК и предложить конкретные решения по их оптимизации, вдруг у парламентского комитета по госустройству проявилась «кипучая» имитация деятельности по оценке деятельности республиканской власти.
И как всегда по инициативам такого рода впереди всех — депутат-«яблочница» Эмилия Слабунова, которая, как явный либерал, предлагает абсолютно радикальные меры:
Ряд нынешних министерств за ненадобностью должны быть вообще ликвидированы как самостоятельные структурные подразделения, а функции их переданы в иные министерства, в том числе: министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, министерство юстиции, госкомитет по туризму […] сократить число советников Главы республики.
В антикризисном плане Правительства РФ особое внимание уделено поддержке и развитию сельского хозяйства как основы продовольственной безопасности страны, а либералы-«яблочники», как видим, выступают против основных направлений данного плана, тем самым их действия можно охарактеризовать как дестабилизирующие.
При этом сам депутат Позерн предполагает только 5% сокращения расходов ЗС РК (http://politika-karelia.ru/?p=15646), не затрагивая вопрос об уменьшении количества депутатов, работающих на платной основе.
Содержание Законодательного собрания обходится налогоплательщикам в 164 миллиона рублей в год (здесь приводятся данные на 2015 г.).
При этом следует отметить, что с начала нынешнего года республиканский аппарат государственной власти уже сокращён на 5 процентов, что дало бюджетную экономию в 50 миллионов рублей.
Антикризисный план, принятый правительством Карелии, позволит сэкономить порядка 1,4 миллиарда рублей бюджетных средств в 2015 году.
Что же обсуждали на совещании в ЗС РК?
4 марта 2015 года на совещании в ЗакСобрании депутаты и представители республиканских министерств обсуждали, как оптимизировать расходы на деятельность органов власти.
Высказался на эту тему, среди прочих, и депутат из фракции «Справедливой России» Алексей Гаврилов. Он считает, что экономию надо начинать с муниципалитетов — запретив местным депутатам устанавливать выплаты муниципальным руководителям по завершении срока их полномочий. А вот депутатам Заксобрания зарплаты надо, наоборот, повышать.
Давайте сравним работу депутатов Заксобрания Ленинградской области, Мурманской области, посмотрим, сколько там зарплата, сколько зарплата у нас. Я вас уверяю, Карелия находится на последнем месте по зарплатам депутатов, — заявил Алексей Гаврилов. — Надо добавить денег, и работа будет лучше. Не надо экономить! В Ленинградской области 40 тысяч рублей на помощников депутатов Заксобрания, в Мурманской области 19 тысяч рублей на помощников выделяется. Мы о чём говорим вообще? Мы говорим, что, ребята, давайте все умрём? Все вымрем, весь депутатский корпус, и тогда не надо будет экономить,
— заявил парламентарий.(http://karelnovosti.ru/policy/karelskij-parlamentarij-schitaet-chto-deputatam-nado-povysit-zarplatu/)
При этом заместитель главы Карелии по взаимодействию с Заксобранием Андрей Манин в свою очередь отметил:
В продолжение темы «надо добавить денег, работать будем лучше». Практически все выступающие говорили как раз о другом — давайте работать лучше, и денег добавится в бюджете,
— сказал замглавы (http://karelnovosti.ru/policy/karelskij-parlamentarij-schitaet-chto-deputatam-nado-povysit-zarplatu/)
Разговор просторно растёкся и поговорить его участники успели обо всём, не придя в итоге ни к какому общему знаменателю. А на пожелание ведущего заседание В. Позерна сформировать постоянно действующее совещание, рассматривающее данный вопрос, представитель губернатора в парламенте Андрей Манин вполне резонно заметил:
А зачем, если подобные рабочие группы в правительстве уже действуют, и никто не мешает депутатам влиться в их работу.
Проведённое совещание нельзя назвать безрезультатным (обмен мнениями не бывает совсем уж бесполезным), но практической пользы от него точно не обнаруживается, поскольку изначально подход к решению поставленной задачи был не концептуальным, то есть не системным, поскольку больше вёлся подсчёт денег в чужих карманах, а не рассматривались возможности сократить собственные аппетиты.
Данное совещание, больше направленное на пиар, да имитацию бурной деятельности, непрофессиональные высказывания и действия ряда депутатов в очередной раз свидетельствуют об отсутствии системной плановой работы комитета по госустройству, направленной на повышение качества управления на всех уровнях власти.
На данный момент комитет по госустройству вследствие отсутствия системной работы с МО не владеют следующей аналитической информацией:
- о соответствии численности в органах власти в муниципальных образованиях рекомендуемым нормативам, в каких МО имеет место превышения численности, следовательно, имеет место неэффективное расходование бюджетных средств;
- об эффективности муниципальных предприятий;
Как результат — отсутствие перечня конкретных предложений по оптимизации бюджетных расходов, финансового и организационного анализа сокращения затрат на содержание органов власти всех уровней и муниципальных предприятий, при этом депутаты мечтают об одном — о сохранении своего высокого денежного содержания, и даже об его увеличении.
Какие тут могут быть думы о народе, о выполнении наказов избирателей?
Забота у депутатов одна — чтобы не обмелел денежный поток в собственный карман.
Вот такие дела и думы ряда депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия.
В чём же заключается работа депутата?
Депутат не должен просто сигнализировать о той или иной проблеме, он должен её решать. Надо максимально отказываться от обещаний, которые невыполнимы. Надо уметь говорить населению «нет», если требования или предложения невыполнимы. Не нужно персонифицировать проблему, нужно решать её для группы людей, населенного пункта, улицы или квартала. Хотя, конечно, есть ситуации, когда помощь требуется одному человеку.
Главная цель общения депутата с избирателями — сказать правду. Рассказать, какую помощь может оказать депутат в той или иной ситуации, проконсультировать, что-то посоветовать, помочь словом и делом. Как правило, частных просьб о помощи или решении проблем немного. В основном на прием приходят граждане, которые просят за часть населения, жильцов ТСЖ, дома.
Подход Юлия Цезаря «Пришел, увидел, победил» не работает применительно к региональному парламенту и деятельности депутатов. Депутатская деятельность — текущая и ежедневная работа. Не бывает так, что написал депутат закон, его приняли и стали жить хорошо. Можно написать кучу красивых законов, но жизнь не улучшится. Для любой территории важно привлекать инвестиции, открывать новые производства, чтобы появлялись рабочие места, росла заработная плата и благосостояние населения, увеличивались поступления в бюджет. Важно расходовать бюджетные средства эффективно, чтобы каждый бюджетный рубль приносил три инвестиционных, то есть надо работать на развитие республики, на улучшение её образа в информационной среде, повышение привлекательности для инвесторов.
В законотворческой деятельности существует три направления:
- Первое — обеспечить приведение законодательства республики в соответствие с федеральным. Это большой блок, российские законы постоянно совершенствуются.
- Второе направление — принятие закона в сфере полномочий субъекта РФ.
- Третье — предложения региона по изменению или дополнению федерального закона.
Важно, чтобы предложения депутатов и правительства совпадали. Включать «хотелки» нельзя. Тем более, что под каждую программу и законопроект должны закладываться определенные средства из регионального бюджета.
Поэтому законодательные инициативы должны быть реалистичны и соответствовать текущей социально-экономической ситуации как в стране, так и в республике.
Всё дело в том, что именно команде губернатора исполнять новые программы и выделять средства из бюджета на их реализацию.
Депутаты всех уровней работают для населения. Важно, чтобы решения частных вопросов совпадало с общими, стратегическими решениями. Жители Республики Карелия готовы к общественному обсуждению проблем. Хотя в менталитете многих граждан и есть то, что характеризуется поговоркой «моя хата с краю — никого не знаю». Тем не менее, 15—20% активного населения страны заинтересованы в том, чтобы решения принимались и с их участием. Население должно втянуться в процесс. А власть, особенно законодательная, должна быть более открыта, при этом их решения и предложения должны нести действительную общественную пользу, а не лоббировать интересы тех или иных групп.
Депутаты должны чувствовать персональную ответственность за решение злободневных проблем региона, при этом не забывая о том, что любая их деятельность должна быть ограждена барьерами ЗДРАВОГО СМЫСЛА и ЗАКОНА.
Заключение
В заключение, хочется напомнить депутатам, что в своей деятельности они должны соблюдать нормы Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Законодательного Собрания Республики Карелия (в редакции распоряжений Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия от 13.05.2013 № 29 од, от 16.10.2013 № 45 од), утверждённого распоряжением Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия от 08 февраля 2011 года № 15-од (http://karelia-zs.ru/struktura/gosudarstvennaya_sluzhba/kodeks_povedeniya/).
Но как показывает действительность, депутаты не владеют нормами данного Кодекса, поэтому следовало бы провести аттестацию депутатов на его знание с привлечением внимания общественности к этой аттестации.
Есть запрос общества на профессиональных и нравственных депутатов. Мандат депутата — не для пустой болтовни, а для реализации общественно полезных дел.
Комментарии: