Сегодня в век интернета и информационных технологий, когда скорость информации в обществе намного порядков обгоняет скорость обновления поколений людей, постоянно ускоряясь, меняется логика социального поведения людей. В таких условиях становятся особенно важными вопросы формирования адекватного мировоззрения, способного успешно находить ответы на непрестанно возникающие всё новые и новые вопросы. Одним из таких вопросов. который обсуждается в обществе, является воздействие на психику чистописания, как метода работы с информацией в сравнении с методом набора текста на клавиатуре. Вопрос казалось бы незначительный, но не всё так просто.
Начнём с интересной новости о том, что в Финляндских школах пропись заменят на навык писать клавиатурой.
Благодаря новой учебной программе ученики смогут составлять свои рождественские письма на компьютере с помощью текстового редактора или приложения для планшета.
Грядёт небольшая революция: в школах Финляндии прекратится обучение навыку писать прописью.
Советник по образованию Минна Харманен из департамента начального и среднего образования рассказывает, что реформа вызвала множество вопросов со стороны сторонников чистописания.
Опасения связаны с многими вещами. Ссылаются на эстетические причины, так как считают, что у человека должен быть хороший почерк. Затем есть опасения по поводу ухудшения моторики рук,
— рассказывает Харманен.
Харманен напоминает всё же о том, что в школах не отказываются от навыка писать рукой, а отказываются лишь от прописи. Обучать навыку писать печатными буквами продолжат как и прежде.
Процесс обучения навыку писать текст неизбежно перетекает всё чаще за компьютер.
В соответствии со вступающей в 2016 году в силу общей учебной программой в программу каждого школьного предмета обязательно включать использование информационных технологий. Навыку писать клавиатурой начнут систематично обучать начиная с первого класса. (Хельсингин Саномат 27.11.2014 , автор: Пипса Палттала. Статья на финском: http://www.hs.fi/ilta/27112014/a1417061378434).
Обучение навыкам печати на компьютере — полезно и необходимо в современном мире, однако это благое начинание соединили с очень тревожной тенденцией удаления из школы навыков чистописания. И это происходит не только в Финляндии — то же фактически сделали уже многие федеральные земли Германии. Впредь, если дети и будут писать от руки, то исключительно печатными буквами.
Борьба с прописями — это борьба с умом?
Очень тревожно, что в масштабах целой страны от рукописной прописи первой отказывается именно Финляндия, школьники которой лидируют по результатам международного исследования PISA и которая считается одной из самых передовых стран мира в области образования. А значит её опыт будут пытаться транслировать. Проблемы, связанные с чистописанием, пытаются подтвердить результатами эксперимента, проведённого с первоклассниками в Канаде. Одну группу ребят обучали прописному шрифту, другую — печатному, третью — сначала печатному, затем прописному.
Дети, которым пришлось учить и печатный, и письменный шрифт, ощутимо отстали от своих сверстников,
— рассказывает Гидо Ноттбуш (Guido Nottbusch), профессор кафедры педагогики начального образования университета Потсдама. Но почему эти результаты якобы говорят о том, что чистописание необходимо выкинуть непонятно. Ясно, что усвоение двух шрифтов вместо одного, займёт больше времени и потребует больших усилий. Но те, кто поддерживают эту тенденцию, будут использовать этот эксперимент для своей пропаганды.
Писать — значит думать
Навык рукописного письма необходимо сохранить хотя бы как элемент культуры, — с этим соглашаются все специалисты. Профессор кафедры педагогики университета Регенсбурга Ангела Эндерс (Angela Enders) подчеркивает, что упразднение прописи повлечёт за собой изменение мыслительной деятельности школьников. По её словам, тексты, написанные от руки, нужно лучше продумывать, чем те, которые набираются на клавиатуре компьютера. «Электронный текст» незачем продумывать заранее, ведь всё можно изменить, переставить местами, да и правописание проверит тоже компьютер. Работая над рукописным вариантом, дети скорее научатся мыслить логично, последовательно и целенаправленно, поясняет профессор Эндерс.
Кроме того, процесс «выписывания» букв необходим для развития мелкой моторики у детей, — в один голос уверяют учёные и педагоги. Писать ручкой означает с одной стороны — записывать определённую информацию. А с другой — это когнитивный и координационный процесс, далеко выходящий за рамки обыкновенной «фиксации информации», настаивает Кристиан Марквардт (Christian Marquardt) научный советник Института письменной моторики (Schreibmotorik Institut) в баварском Херольдсберге (Heroldsberg). Рукописное письмо улучшает процесс запоминания, активирует и тренирует определённые отделы головного мозга, поясняет учёный. Тот, кто собирается упразднить изучение прописного шрифта, лишает школьников возможности полноценного развития, предупреждает Кристиан Марквардт.
Между тем, результаты исследования, проведённого Институтом письменной моторики, говорят за себя: около 30 процентов мальчиков и 15 процентов девочек в Германии имеют «серьёзные проблемы в обучении навыкам письма». То есть, нужно принимать соответствующие меры.
Но немцы предпочитают скорее упрощать школьную программу, если ученикам что-то слишком туго даётся, нежели найти новый дидактический подход к обучению
— комментирует ситуацию Кристиан Марквардт. И предлагает начать обучение письму уже в детском саду — играючи!
Чистописание и предвидение
Ещё одной особенностью чистописания, на которую хотелось бы обратить внимание, является взаимосвязь со способностью предвидеть. Как уже говорилось, тексты, написанные от руки, необходимо продумывать перед тем как записать, мысль должна быть закончена и сформулирована до того, как вы начнёте действовать. Получается, что мысленно человек при письме погружается в будущее, выстраивает его в своей голове, а это развивает способность предвидеть будущее. Если исключить чистописание и прописи, мы тем самым лишим ребёнка важного этапа развития его мышления. Не зря сегодня пошли разговоры о возвращении сочинения в ЕГЭ, ведь писать его будут от руки.
Японцы с их иероглифической культурой превратили чистописание вообще в искусство, создав каллиграфию — написание символов-иероглифов кистью на бумаге. Причём сам процесс письма очень похож на схватку двух самураев, которые перед боем долго стоят и смотрят друг на друга. В этот момент их ещё несостоявшаяся схватка происходит на другом уровне. Каждый моделирует развитие ситуации, исходя из своей оценки противника и понимания своих возможностей. И зачастую исход сражения известен обоим до того, как они даже достали мечи из ножен. Поэтому бои самураев так краткотечны и стремительны.
То же происходит и с каллиграфом — он должен представить не просто символ, который будет нарисован, но промоделировать все свои движения, выверить их, не сделав ничего лишнего.
То есть этот процесс — по факту проверка управленца на способность решить задачу об устойчивости по предсказуемости: сможет ли он нанести весь иероглиф, точно просчитав все свои движения, сможет ли он победить противника наименьшим числом ударов, сможет ли без помарок, точно и аккуратно выразить свою мысль на бумаге?
Устойчивость по предсказуемости
Устойчивость по предсказуемости — устойчивость объекта в смысле предсказуемости его поведения в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления. Управление невозможно, если поведение объекта непредсказуемо в достаточной мере.
Для определения понятия, характеризующего явление «устойчивость в смысле предсказуемости…», потребовалось семнадцать слов, что довольно много для термина, но в его названии лишних слов нет.
В русском языке есть три слова с близким по смыслу значением: «предощущение», «предсказуемость» и «предвидение». Как явление, свойственное психике человека, первично предощущение. Что возникнет на основе предощущения — предвидение или предсказуемость, — определяется тем, как далее отобразится информация, пришедшая в ощущениях. Предвидение — преимущественно — результат обработки информации предощущений правым полушарием головного мозга, обеспечивающим работу с образами. А предсказуемость, включающая в себя некоторую лексику, грамматику языка и алгоритмику переключений между образами и потоками образов, неизбежно требует согласованности в функционировании правого и левого полушарий головного мозга в процессе обработки информации.
Это понятие ключевое в прямом смысле: не освоив ключей, невозможно выйти из абстрактной теории и войти в реальную практику жизни; но вломиться в Жизнь и наломать дров — такое возможно.
Так шофёр способен управлять автомобилем вследствие того, что заранее знает, предвидит, предощущает, как и в течение какого интервала времени машина отреагирует на его предумышленные манипуляции с органами управления, хотя высокой квалификацией всё это сводится к безсознательным автоматизмам. Если Вы не умеете водить машину или она внезапно серьёзно разрегулировалась, то её реакция на Ваши действия непредсказуема для Вас и для Вас автомобиль неуправляем. Это ещё более ярко видно в авиации: даже квалифицированных лётчиков необходимо переучивать при переходе от одного типа самолётов к другому, чья реакция на воздействия извне и управление отличаются от привычных им по прошлому опыту, хотя квалифицированный лётчик пилотировать самолёт в общем-то умеет. Эти примеры показывают принципиально важную особенность «устойчивости по предсказуемости…»: в этом явлении объективное и субъективное объединяются в некую целостную меру предсказуемости, в которой стирается граница между объективным и субъективным.
Заключение
Субъект-управленец должен не только внимательно отслеживать текущее состояние процесса управления, но, что особенно важно — уметь предугадывать, т.е. предвидеть будущие изменения, касающиеся внешней среды, внутреннего состояния объекта, самого управления и их возможное воздействие на объект. Управленец, не уделяющий должного внимания понятию «устойчивость по предсказуемости», как правило, рано или поздно допускает срыв управления, который может иметь серьёзные, и даже катастрофические последствия.
Так и мы, видя происходящее в Финляндии, Германии и в других странах, должны реально оценивать к чему могут привести те или иные тенденции, перенимая действительно полезный опыт, а не слепо копируя «просвящённую Европу». Как говорил наш Первый поэт России, Александр Сергеевич:
Что вся прочла Европа,
Нет нужды вновь беседовать о том!
Перенять и внедрить в практику обучение детей быстрому набору текста десятипальцевым методом действительно будет полезно, но ни в коем случае нельзя подменять этим чистописание. Обе эти дисциплины нужны в современном мире. Хотя бы для того, чтобы заставлять иностранцев, изучающих русский язык, плакать от русского курсива:
А если кажется, что учебная программа уже и так раздута, то стоит вместе с умением быстро печатать, обучить детей быстрочтению. что вообще снимет проблему чтения учебников, повторения параграфов и высвободит очень много времени, радикально сократив время обучения. Но это потребует от учителей большего участия в обучении, большего педагогического творчества, новых подходов к обучению.
Материалы:
Конец чистописания, или Культурная революция прописного шрифта
Пипса Палттала. Хельсингин Саномат 27.11.2014. Статья на финском: http://www.hs.fi/ilta/27112014/a1417061378434
Комментарии: