На планете Земля в культурах всех народов есть религиозные воззрения на мир и место человека в нём. Эти воззрения облекались в различные оболочки — вероучения. Различия между этими вероучениями иногда очень сильны, что позволяло на протяжении истории сталкивать между собой разные народы и общества. Однако их объединяет одно — вера в то, что есть нечто большее и более могущественное чем человек в мире — в этом все вероучения едины. Только в начале XX века некоторые люди встали на путь открытого отрицания наличия каких-то Высших сил, на путь открытого атеизма. Это первая часть справочного материала о вероучениях мира. Вторая часть со статистикой (https://informacenter.ru/2015/01/veroucheniya-statistika/) и третья с описанием основных вероучений (https://informacenter.ru/2015/02/veroucheniya-opisanie/).
Как правильно называть?
Как мы писали в статье «Вера, философия и тысячелетний кризис» (https://informacenter.ru/2015/01/vera/) о том, что слово «религия» происходит из латинского — religio. Если разобрать это слово морфологически, то
re — это приставка, имеющая два значения:
1) обратное, противоположное действие, противодействие,
2) возобновление или повторяемость действия.
ligo — это корень обозначающий связывание, привязывание, соединение, то есть так или иначе — связь чего-то с чем-то или создание таковой связи.
io — суффикс, обозначающий действие.
(http://latinpro.info/latin_grammaticae_prefix.php, http://www.classes.ru/all-latin/dictionary-latin-russian1-term-13096.htm, http://latinsk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2031&Itemid=263).
Таким образом определение религии можно сформулировать так:
Религия — это действия по возобновлению связи, соединения.
Вопрос состоит в том — возобновление связи кого с кем или с чем? И на это многие религиозные конфессии отвечают практически одинаково — с Высшими силами или Богом. Однако разночтения в том, каким именно образом необходимо воссоздавать связь, породили множество учений об этом — как принято говорить — религий. В русском языке явление именуемое религией обозначают словом «вера», которое несёт в себе корень «вер», входящий в такие слова как верование, доверие, верность, верить.
В словаре Даля Вера определяется как:
1) [ жен. род ] уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных;
2) верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом;
3) совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство.
4) Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание;
5) стар. клятва, присяга.
Отличие русского и западного религиозного сознания состоит в том, что на Западе восстанавливают связь с Высшими силами, а у нас — задаются этическим по своему существу вопросом признания данных Свыше истин. На Западе решают вопрос о том, верить в Бога или нет, но не вопрос как научиться доверять Всевышней надмирной реальности (Богу), как измениться внутренне, чтобы принять Его нравы, как свои (для сравнения своей нравственности с нравами Всевышнего у нас есть встроенная в психику компонента — совесть), хотя именно этот этический вопрос имеет под собой глубокую психологическую подоплёку.
В мировоззрении любого человека есть области, отражающие окружающее Бытие, достоверных знаний о которых у человека нет и ему приходится принимать что-то на веру. Так детям приходится принимать на веру многое из того, что говорят родители о мире, да и взрослым также часто приходится принимать на веру многое из накопленного человечеством. Ведь в противном случае тем, кто считает, что ничего не принимает на веру, а руководствуется исключительно достоверным знанием пришлось бы воспроизвести с нуля все достижения культуры, что никому не под силу. Поэтому вера — неотъемлемое свойство психики, с которым связаны философские воззрения на жизнь.
Поэтому распространённые системы взглядов о природе и законах Высших сил неправильно называть религиями, поскольку религия — это процесс восстановления связи с Богом, а не сборник некоторых мнений о нём, различающихся у разных народов и общностей. По русски правильнее называть такие системы взглядов — вероучениями, а не религиями, поскольку вероучение — это учение о том во что следует верить, а в большинстве случаев — какой информации, освящённой авторитетом традиций и пышностью ритуалов той или иной церкви, необходимо слепо доверять, отдавая себя во «служение» той или иной церкви. Так что слово «вероучение» лучше отражает суть явления. Сделав эту оговорку продолжим нашу справку.
Основные признаки вероучения
Любое вероучение всегда предполагает следующие компоненты:
- Мировоззрение характерное для этого вероучения и транслируемое в общество, которое выражается в виде образов в психике людей, представлений о том, что хорошо, что плохо, комплекса допустимых настроений, в которых может пребывать человек, разрешённых и запрещённых чувств, переживаний и эмоций, определённых привычек и традиций, как уровня семьи, так и всего общества. Причём в толпо-«элитарных» обществах всегда есть разница между мировоззрением транслируемом в толпу и мировоззрением присущим верхушке иерархии в том или ином вероучении. То есть вероучениям толпо-«элитаризма» присуще наличие эзотерической (от греческого «внутренний») и экзотерической (от греческого «внешний») частей учений.
- Догматы. В зависимости от типа философии, развиваемой приверженцами вероучения: цитатно-догматической или методологической, отношение к постулатам учения может быть разным. При цитатно-догматическом подходе к философии, развиваемой вероучением, догматы учения не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений. При методологическом подходе любые постулаты могут быть пересмотрены в соответствии с практикой, как критерием истины.
- Действия (культовые и внекультовые). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие вероучению пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения и прочие мероприятия, направленные на то, чтобы создать определённые настроения, способствующие транслированию мировоззрения, характерного для вероучения (в толпо-«элитарных» обществах — это средства зомбирования психики). Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка идей, лежащих в русле вероучения, сочинение текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту своего вероучения.
- Организации, называемые сегодня во множестве законов «религиозными организациями», хотя вернее их назвать «вероучительными организациями». Такие организации — это форма возможного упорядочивания совместной деятельности верующих вероучению, первичным организационным звеном которой является группа или община, генерирующая то или иное вероучение. В толпо-«элитарных» обществах вероучительная организация выражает себя в сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать с которой в споры по основным догматам учения категорически запрещено. Высшей формой вероучительной организации является Церковь.
- Воздействие на личностную культуру познания. Угнетение личностной культуры познания характерно для вероучений толпо-«элитарных» обществ, опирающихся на догматы, не подлежащие обсуждению. В них нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к Жизни по совести. Залогом формирования такой личностной культуры освоения нового знания является развитие методологического подхода к философии и отсутствие разделения учения на учение для толпы и учение для избранных — посвящённых иерархов.
К сожалению, наиболее распространённые и многочисленные исторически сложившиеся конфессии предстают как вероучения, отсекающие верующего вероучениям от Бога, подменяющие живую религию — процесс выстраивания доверительного диалога человека и Бога по жизни — обрядоверием и догматизмом. Они давно заняли в обществах господствующее положение и потому стали всем привычными атрибутами традиционной толпо-«элитарной» культуры. А те объединения людей, которые традиционные конфессии именуют «сектами», — в своём большинстве несут те же качества воспроизводства толпо-«элитаризма» и просто не успели обрести легитимность в культуре общества.
Однако каждая конфессия в своей истории имеет примеры сподвижников, призывавших в разное время очистить вероучения от рецидивов толпо-«элитаризма» таких как: цитатно-догматический подход к философии и жизни, деление информации на ту, что предназначена для толпы и ту, что уготована для «элиты», избранных посвящённых, оцениванию человеческого достоинства через место в той или иной иерархии должностей, низведение людей до животного состояния или зомбирования посредством разнообразной ритуальщины с целью их дальнейшей эксплуатации и прочее. В этом процессе реформации разница между вероучениями со временем сойдёт на нет, поскольку мы все живёт в едином и целостном мире и тогда миру предстанет единое вероучение Жизни.
Продолжение:
Вторая часть: «Мировые вероучения: статистика» — https://informacenter.ru/2015/01/veroucheniya-statistika/
Третья часть: «Мировые вероучения: описание» — https://informacenter.ru/2015/02/veroucheniya-opisanie/.
Комментарии: