«Трезвому совестно то, что не совестно пьяному»
«Девять десятых преступлений совершается так: “Для смелости выпить…”».
Л.Н.Толстой
Толстой огорчен и тем, что «мало того, что люди сами одурманиваются, чтобы заглушить свою совесть, зная, как действует вино, они, желая заставить других людей сделать поступок, противный их совести, одурманивают их».
На сайте «Центра политических и социальных исследований Республики Карелия» была опубликована статья, написанная Олегом Салминым, «Пошли по шерсть, а вернулись стриженными» (http://politika-karelia.ru/?p=15304), в которой анализируется антиалкогольная компания правительства республики, направленная на изменение принятого Петросоветом расстояния «от школ до бутылки» в десять метров. В свою очередь проанализируем её.
Олег Салмин начинает с того, что компания завершилась 19 декабря 2014 года , когда на правительственном сайте «Республика» вышла статья (http://rk.karelia.ru/social/deputat-gosdumy-prizvala-dmitriya-medvedeva-ostanovit-prodazhu-alkogolya-vblizi-shkol/) про инициативу депутата Госдумы Ирины Чирковой, предложившей правительству Российской Федерации издать постановление, устанавливающее конкретное расстояние от учебных учреждений до магазинов со спиртным. Автор для себя принял, что главной задачей всей антиалкогольной компании является изменение расстояния от школы до бутылки с 10 метров до 100 и более, хотя это не так, поскольку Карелия, к сожалению, один из самых пьющих регионов России и задача сокращения потребления алкоголя здесь стоит особенно остро. Следует понимать, что данная компания — только фрагмент более общей стратегии отрезвления Карелии, о которой мы писали (https://informacenter.ru/2014/04/strategy/). Напомним, что Правительством Российской Федерации принята, а Президентом ободрена Концепция демографической политики РФ до 2025 года, подразумевающая снижение потребления среди всех групп населения.
Стратегия отрезвления, задачи которой стоят перед Карелией, вполне конкретна:
1. Трезвость — норма жизни. Такова стратегическая задача. На её утверждение должны работать все средства массовой информации, все директивные органы, все общественные организации.
2. Создать в рамках программы подготовки празднования 100-летия Карелии целевую программу по обеспечению жителей, особенно молодёжи, спортивной инфраструктурой: спортплощадки в каждый двор, футбольное поле на квартал, бассейн на район.
3. Постепенно снижать производство спирта, сворачивая или переориентируя производства на другие виды продукции. Запретить открывать новые производства спиртосодержащей продукции для населения, отказывая инвесторам с такого рода проектами.
4. Сократить время продажи алкоголя с 22 до 10 часов, с последующим постепенным (раз в год) сокращением времени продажи.
5. Запретить торговать алкоголем в праздничные дни.
6. Уставной капитал для фирм, желающих заниматься розничной торговлей алкоголя, следует увеличить с 400 тысяч до 1 миллиона рублей.
7. Передать полномочия лицензирования с муниципального на региональный уровень, как это и сделано во всех субъектах Северо-Западного федерального округа.
8. Увеличить расстояния от мест, где происходит продажа спиртного до детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, объектов военного назначения до 100, 150 или 200 метров, с последующим последовательным выводом точек продажи алкогольной продукции за черту города.
9. Способствовать появлению в городе безалкогольных и бестабачных зон, кафе, ресторанов.
10. Способствовать созданию инициативы, аналогичной инициативе «Общее дело» в целях разъяснительной работы с населением о вреде алкоголя и преимуществах здорового образа жизни, создать в рамках этой инициативы базу информационных материалов (фильмов, брошюр, статей).
11. Способствовать развитию досуговых центров с бесплатными кружками для молодёжи. Центры можно привязать к научным центрам и производствам, с целью пополнения талантливыми ребятами рядов учёных, инженеров.
И если бы Правительством решалась только задача увеличения расстояния от школы до бутылки, то предлагаемые Салминым меры действительно могли бы дать только этот результат причём растянутый во времени. Салмин считает, что более верным было бы ежегодное увеличение расстояния от школы до бутылки на 1 метр, против которого у оппозиции не нашлось бы веских аргументов, а мы может быть лет через 90 получили искомые 100 метров, когда эта проблема уже была бы достоянием других поколений — по принципу«либо ишак сдохнет, либо падишах». Однако задача стоит обширнее — отрезвление населения Карелии. И в этом смысле Салмин очень поспешил «закрывать тему». Всё только начинается.
Факты против аргументов
Олег Салмин пишет:
…в качестве аргумента в поддержку 10-метрового расстояния до школ и детсадов, был опубликован список 102 магазинов и кафе попадающих в 100-метровыю зону.
Мы согласны с тем, что правительство недостаточно воспользовалось ситуацией и могло бы завалить оппозицию неудобными вопросами и даже хотим добавить фактологии на эту тему.
Почему-то главным аргументом сторонников стратегии спаивания населения было утверждение о том, что в случае увеличения расстояния магазины и кафе закроются, хотя почему-то все молчат о том, что налоги платятся не с продаж какой-то конкретной продукции, а с площадей, занимаемых магазином.
Если оценить долю алкоголя в торговом обороте, то она составляет 10—11% от всех продаваемых товаров и продуктов.
То есть,
во-первых, алкоголь — далеко не главный товар в жизни населения и упадут обороты только тех предприятий торговли и общепита, которые основаны на его продаже,
во-вторых, налоги всё равно будут платить с площадей, а продавать на этих площадях можно множество других товаров.
И самое главное, мимо чего прошли и пиарщики правительства и Олег Салмин, и о чём мы неоднократно (https://informacenter.ru/2014/06/alcohol/, https://informacenter.ru/2014/03/trezvij/) писали, это то, что от алкоголя нет вообще в принципе никакой выгоды для экономики в целом.
От алкоголя жизни общества только ущерб.
Посчитаем реальный ущерб, который алкоголь нанёс экономике Карелии в 2013 году. Итак, объём вырученных с продажи продовольственных товаров денег в 2013 году (http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/22ff0e8043ba634ba8cdbcd06954faf7/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC+%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B22013.htm) составил:
41178012,0 тыс.руб.
Доля алкоголя в общем объёме этих товаров (http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/62f0ca804c4941bb8f84af052efb10e3/71541.htm) составила:
12,9%
А значит объём вырученных с алкоголя средств по Карелии составил:
5311963,5 тыс.руб.
А, если использовать данные белорусских учёных, рассчитавших суммы затрат, связанных с пьянством и алкоголизмом, то они превышают доходы от продажи спиртных напитков примерно в 8 раз. А значит прямой и косвенный ущерб экономике Карелии составил:
42495708,4 тыс. рублей или 42,5 миллиарда рублей в год
Если аналогичный расчёт сделать по данным по всей России (http://gazeta.aif.ru/_/online/aif/1285/08_01), то при общих затратах на алкоголь в 688 млрд. рублей ущерб обществу от его потребления составляет:
5,5 триллионов рублей.
Такие колоссальные цифры в голове не особо укладываются, поэтому сделаем расчёт на душу населения. Каждый россиянин, включая младенцев и стариков, по статистике тратит на алкоголь 4800 рублей в год, а значит ущерб каждого составляет:
38400 рублей в год.
То есть лично вы теряете почти 40 тыс рублей в год из-за того, что кто-то где-то продаёт алкоголь, а а вы или даже другой — его потребляет.
И этот факт игнорируется как алколоббистами, многие из них возможно перестали бы быть таковым, если бы понимали всю цепочку воздействия алкоголя на общество, так и, что особенно грустно, зачастую не понимается теми, кто продвигает в жизнь трезвость.
В итоге Олег Салмин в своей критике действий правительства опирается на те же аргументы, что и алколоббисты, попав в их ловушку.
Заключение
Олег Салмин утверждает, что правительственные пиарщики мол не изучили законов и «не удосужились хотя бы что-нибудь узнать по теме торговли алкоголем» при подготовке пиар-компании, почему-то критикуя сюжеты независимого журналиста Караулова в передаче «Момент истины», хотя спрашивать нужно вроде как с этого журналиста. Понимает ли Салмин механизмы того, как то или иное мнение становится достоянием общественности? Смогли бы идеи трезвости войти в мировоззрение определённой части населения, если бы предлагались полумеры? Если бы балом правили полутона?
Нет, поскольку различение того или иного явления чаще всего достигается на контрасте. В этом смысле прав тот же Караулов, сравнивающий деятельность Василия Попова с деятельностью наркоторговцев — по сути они занимаются одним и тем же. Что более ярко запомнится: сравнение с регионами, где расстояние «от школы до бутылки» 15—20 метров или там где 100—200? Конечно, более ярко и наглядно с точки зрения воздействия на мировоззрение сравнение ситуации с регионами, где расстояние «от школы до бутылки» наибольшее. И тут на пользу долгосрочным целям пошла даже неуклюжая попытка Фокина «довести ситуацию до крайности» и, как видимо ему представляется, до абсурда, высказавшего предложение ввести в Карелии сухой закон. Поблагодарим Фокина за возможность в будущем ссылаться на него, когда ситуация информационно дозреет до введения отдельных элементов сухого закона.
Отрезвление Карелии — это неизбежное будущее. И этого не понимают ни Попов, ни депутаты Петросовета, ни Салмин, ни даже их лоббисты в Правительстве и прочие. Относительно этой задачи и необходимо оценивать все инициативы.
Лев Николаевич Толстой замечает:
Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили.
Что же несёт человеку водка? — спрашивает Толстой и сам же отвечает: «Самое ужасное последствие пьяных напитков — то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее».
Материалы:
История пьянства Карелии
http://tvr-life.ru/content/istoriya-pyanstva-v-karelii-s-davnikh-vremen-do-nashikh-dnei
Объём товаров в процентах:
В деньгах:
Число организаций торговли:
Вся статистика:
http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/statistics/enterprises/trade/
«Для чего люди одурманиваются?». 1891.
Статья была задумана как предисловие к книге доктора П.С. Алексеева «О пьянстве», издание которой предпринял журнал «Русская мысль». Причем Толстой сразу же просил редактора журнала В. А. Гольцева «отпечатать предисловие отдельной брошюрой».
С конца 1880-х гг. Толстой настойчиво выступает сторонником борьбы с наркотиками, пьянством, «одурманивающими» средствами; основывает общество трезвости «Согласие против пьянства». В 1888 г. он написал две статьи-обращения против пьянства: «К молодым людям» и «Пора опомниться!», в следующем – статьи «Богу или мамоне?», «Праздник просвещения 12-го января», отредактировал три статьи Ф. А. Желтова о пьянстве, говорил о вреде вина и табака даже на волостном сходе, но, по его признанию, «получил отпор» (Дневник, 3 октября 1889 г.).
Толстой начинает статью с ряда вопросов: «Что такое употребление одурманивающих веществ — водки, вина, пива, гашиша, опиума, табака и других, менее распространенных: эфира, морфина, мухомора?.. Зачем людям нужно одурманиваться? Спросите у человека, зачем он начал пить вино и пьет…» Толстой призывает к отказу от употребления одурманивающих средств, алкоголя и прочих наркотических веществ.
«Грех опьянения состоит в том, что человек, вместо того чтобы все силы своего внимания употребить на то, чтобы устранить все то, что может затуманить его сознание, открывающее ему смысл его истинной жизни, старается, напротив, ослабить и затемнить это сознание внешними средствами возбуждения».
«Надо, — убеждает Толстой, — насколько это от нас зависит, стараться поставить себя и других в такие условия, при которых не нарушилась бы ясность и тонкость мысли», а не затруднять «эту работу сознания потреблением одурманивающих веществ».
«Обыкновенно считают достойными осуждения, презренными людьми тех пьяниц, которые по кабакам и трактирам напиваются <…> Те же люди, которые покупают на дом вино, пьют ежедневно и умеренно и угощают вином своих гостей — такие люди считаются людьми хорошими и почтенными и не делающими ничего дурного. А между тем эти-то люди более пьяниц достойны осуждения».
«Отчего у разных людей есть разные привычки, а привычки курения и пьянства одни и те же у всех, и у богатых и у бедных? — спрашивал Толстой и сам отвечал: А оттого, что большинство людей недовольно своей жизнью» и «люди, как бедные, так и богатые, стараются забыться в курении или пьянстве». Многие стремятся быть в состоянии легкой алкогольной эйфории, когда, по тонкому наблюдению Толстого, человеку кажется, «что у него вдруг сделалось много мыслей».
По Толстому, люди «одурманиваются» исключительно для того, чтобы снять напряжение от недовольства жизнью.
Толстой утверждает, что «причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака» «в потребности скрыть от себя указания совести. Люди знают это свойство вина <…> заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели». Толстой убедительно доказывает, что «употребление одурманивающих веществ в больших или малых размерах, периодически или постоянно вызывается одною и тою же причиной – потребностью заглушения голоса совести для того, чтобы не видать разлада жизни с требованием сознанья». Его беспокоит отравляющее действие «безумного обычая употребления вина».
Мысль Толстого проста и убедительна. Опьянение — источник безнравственных поступков: «Трезвому совестно то, что не совестно пьяному»; причина тяжких преступлений: «Девять десятых преступлений совершается так: “Для смелости выпить…”».
Толстой огорчен и тем, что «мало того, что люди сами одурманиваются, чтобы заглушить свою совесть, зная, как действует вино, они, желая заставить других людей сделать поступок, противный их совести, одурманивают их».
С сожалением Толстой замечает: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили».
«Что же несет человеку водка?» – спрашивает Толстой и сам же отвечает: «Самое ужасное последствие пьяных напитков – то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее».
Также в статье Толстой опровергает повсеместно распространенное мнение о допустимости «умеренного употребления вина и табака»: «Разумеется, это для образованного класса. Образованные классы в этом отношении очень необразованны», –заметил Толстой в письме к Рачинскому.
Статья появилась впервые под заглавием «Питье вина и курение табака» в переводе на английский язык в февральском номере лондонского журнала «Contemporari Review» и в обратном переводе под заголовком «О вине и табаке» была напечатана в газете А. С. Суворина «Новое время» (1891, №№ 5354, 5355, 5357, 5358).
На русском языке напечатана в виде предисловия к книге П.С. Алексеева «О пьянстве» (изд. журнала «Русская мысль», 1891); также изд. Одесского общества для борьбы с пьянством (Одесса, 1891, тир. 500 экз.); изд. «Посредника» (1891, тир. 12000 экз.) ПСС, т. 27, с. 269-285.
Комментарии: