Всякое телевидение — образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит
(Николас Джонсон, председатель Федеративной комиссии по коммуникациям).
Ни одно из масс-медиа не вторгалось в повседневную жизнь человечества так властно, как телевидение. С того времени, когда появился первый телевизор и начал транслировать первые телепередачи, прошло больше половины столетия, но его аудитория растёт в бесконечное множество раз, поскольку большинство современных семей не может представить свою жизнь без этого изобретения. Не каждая семья задумывается над тем, что очень много телепрограмм и фильмов вносят в их домашний очаг разврат, глупость, манипулируют сознанием человека и загружают бессознательное всевозможным хламом. Это происходит потому, что люди постоянно используют телевизор как с целью получения информации, так и с целью развлечения, отдыха, и такой постоянный контакт начинает форматировать психику в соответствии с транслируемой информацией, даже тогда, когда человек вроде бы внимателен к этому потоку информации. Многие прожигающие своё время и глаза в этом бездушном ящике считают, что телепрограммы объективно доносит до человека все события, которые происходят в мире. Но так ли это на самом деле?
Телевидение — отличный инструмент манипулирования массами
Современное телевидение определенно приняло манипулятивную семантику и риторику — язык, стиль, эстетику, темп и построение программ. Оно постоянно и последовательно стало сокращать время, а потом и вовсе ликвидировало познавательные, рассудительные и восстанавливающие здравый смысл людей передачи. Оно ввело в практику непонятные, нервирующие, порой кажущиеся безумными заставки (падающие со стула клоуны, дерущиеся деды-морозы и т.д.). Ткань передач стала разрываться рекламой, так что даже художественные произведения постепенно стали утрачивать свою восстанавливающую сознание силу. Примером служат интереснейшие познавательные в советском телевидении передачи лучших спектаклей драматических театров, которые вообще исчезли с экранов современного телевидения.
В целом телевидение взяло на себя роль силы, подрывающей способность людей к рациональному логическому мышлению, стало инструментом обскурантизма . На смену им эфир заполнили астрологи и предсказатели — в масштабах, которые совершенно не соответствуют реальному распространению этих суеверий. Программы сегодняшних новостей нагнетают, а программы на исторические темы в основном имеют целью разрушение образа прошлого, проявляя при этом поразительную бестактность и дурной вкус. Чего только стоит «фильм» Лобкова о Мавзолее, где он с важным видом в белом халате пишет на доске формулу уксусной кислоты. Само глумление над элементарным вкусом и элементарными школьными знаниями стало особой программой по разрушению культурного ядра. Или передача о нижнем белье, где демонстрируются откровенные сцены с полуголыми девицами. Выполняя задачу постоянной дестабилизации общественного сознания, ведущие телевидения, скорее всего, уже и сами не замечают, какие недопустимые вещи говорят — произошел отрыв телевидения от обыденной культуры. Так например, можно перечислить бесконечное множество новостных программ, на которых ведущие, допускают «ляпы ернического характера» к трагическим событиям, случившимся на территории России или в мире, придавая фразе такое звучание, что у телезрителя создается подсознательное ощущение, будто катастрофы в России, трагические события — обычное дело.
Современное телевидение в политике оказалось наиболее эффективным средством внушения, нежели печать и радио, потому что была обнаружена, хотя и не вполне ещё изучена удивительная способность телеэкрана «стирать» различие между правдой и ложью, между реальностью и выдуманным миром. Даже явная ложь, представленная через экран, не вызывает у телезрителя автоматического сигнала тревоги — его психологическая защита отключена.
Создание телевизионного образа как главная технология политической борьбы стала в культуре и в целом для общества привычным делом. Сегодня политический «имидж господствует над речью» — произошла смена языка в политике. Язык стал таким, что политик может часами и, как говорится, «говорить и ни о чём». И после его красноречивой ораторской речи слушателю невозможно кратко пересказать суть его выступления. Также интересно обратить внимание на то, что если раньше политика предполагала наличие программы, постановку проблемы, изложение альтернатив их решения и обращение к интересам и разуму граждан, то теперь все это заменено конкуренцией образов, имиджей политиков, причём эти имиджи создаются по законам рекламного бизнеса.
В политике стала использоваться следующая формула: «если ты не принимаешь меня таким, каков я есть на самом деле, я стану таким, каким ты хочешь меня видеть».
Таким образом, любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к текущей культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки.
Что мы сегодня смотрим?
Анализ еженедельной телепрограммы телеканалов «Первый канал» и «Россия» с 1 по 7 сентября 2014 года
Мы проанализировали контент двух из наиболее популярных российских TV каналов для того, чтобы составить объективное представление о той политике вещания, которой придерживаются «Первый канал и «Россия».
Как правило, наиболее социально значимыми программами сегодня являются:
[unordered_list syle=”bullet”]
- информационные и информационно-аналитические программы;
- публицистические программы;
- познавательно-развлекательные программы;
- культурно-просветительные программы;
- детские программы.
Для того чтобы узнать и оценить долю социально-значимых программ в программе «Первого канала» и «России», а также оценить распределение эфирного времени, мы использовали программу передач, опубликованную на официальных сайтах этих каналов.
Итак, проделанная нами аналитическая работа состоит из 5 шагов.
Шаг первый
Для начала, все передачи мы разделили на 6 категорий, объединив их по тематическому признаку:
[unordered_list syle=”bullet”]
- Новости — в эту категорию вошли все новостные передачи.
- Фильмы — в эту категорию мы включили все полнометражные художественные фильмы.
- Сериалы — телевизионные сериалы, регулярно выходящие в эфир.
- Развлечения — все развлекательные передачи, включая юмористические, аналитические, ток-шоу, конкурсы и т.д.
- Детские передачи — мультфильмы, детские развлекательные и познавательные передачи.
- Спорт — спортивные передачи, трансляции и т.п.
Шаг второй
Мы суммировали время передач из каждой категории по дням в течение одной недели. Неделя — основной цикл на телевидении, поэтому для определения доли каждой категории достаточно анализа сетки за одну неделю.
Шаг третий
Мы суммировали время передач из каждой категории за всю неделю, получив, таким образом, материал для расчёта доли каждой категории в общей вещательной сетке.
Шаг четвертый
Рассчитали долю категорий, результаты представили в виде диаграммы.
Шаг пятый
Сопоставили показатели обоих каналов, представили их в виде общей диаграммы для наглядности.
Первый канал
На основе проведённого анализа мы получили следующие фактические данные:
Распределение эфирного времени по категориям передач на «Первом канале»
День недели | Новости | Фильмы | Сериалы | Развлечения | Детские | Спорт |
---|---|---|---|---|---|---|
Пн. | 160 мин. | 60 мин. | 230 мин. | 800 мин. | 0 мин. | 0 мин. |
Вт. | 160 мин. | 50 мин. | 395 мин. | 570 мин. | 0 мин. | 0 мин. |
Ср. | 175 мин. | 110 мин. | 285 мин. | 525 мин. | 0 мин. | 120 мин. |
Чт. | 160 мин. | 110 мин. | 280 мин. | 660 мин. | 0 мин. | 0 мин. |
Пт. | 110 мин. | 215 мин. | 120 мин. | 830 мин. | 0 мин. | 120 мин. |
Сб. | 100 мин. | 435 мин. | 0 мин. | 905 мин. | 15 мин. | 0 мин. |
Вс. | 190 мин. | 370 мин. | 0 мин. | 585 мин. | 15 мин. | 0 мин. |
Итого: | 1055 мин. | 1640 мин. | 1360 мин. | 4735 мин. | 30 мин | 240 мин. |
(17,6 часа) | (22,5 часа) | (21,8 часа) | (81,3 часа) | (0,5) часа | (4 часа) |
Общее время вещания в неделю:
7 х 24 х 60 = 10 080 мин.
Тематическое вещание в неделю (сумма категорий):
1055+1640+1360+4735+30+240 = 8860мин.
Прочее (реклама, анонсы, заставки):
10080 — 8860 = 1220 мин. (20,3 часа)
Таким образом, из таблицы и диаграммы совершенно очевидно, что основное количество эфирного времени занято художественными фильмами, рекламой и анонсами, новостными передачами, развлекательными передачами и сериалами. На детские передачи остается лишь 0,3 %, это как минимум втрое ниже требуемого объёма. При этом, надо заметить, детские передачи на первом канале демонстрируются не каждый день, а лишь несколько раз в неделю, во время, невыгодное с точки зрения размещения рекламы.
Один из главных каналов страны должен быть нацелен на все группы населения, а сегодняшнюю вещательную политику «Первого канала» можно охарактеризовать как соответствующую основным запросам взрослого и пожилого населения, представляющего класс потребителей. Именно на них нацелена реклама на канале. Образовательные, детские, спортивные передачи не представляют интереса для рекламодателей, так как их аудитория не является целевой, следовательно, невыгодна с коммерческой точки зрения.
Таким образом, «Первый канал», являющийся по сути и официально главным государственным каналом, не выполняет социальную функцию, так как практически не содержит передач, способствующих развитию человека как личности, формированию характера детей, популяризации здорового образа жизни и здоровой морали.
Канал «Россия»
Теперь рассмотрим результаты анализа контента телеканала «Россия», второго по значимости и объёму аудитории в России.
Распределение эфирного времени по категориям передач на телеканале «Россия»
День недели | Новости | Фильмы | Сериалы | Развлечения | Детские | Спорт |
---|---|---|---|---|---|---|
Пн. | 230 мин. | 55 мин. | 395 мин. | 145 мин. | 10 мин. | 0 мин. |
Вт. | 260 мин. | 205 мин. | 475 мин. | 365 мин. | 10 мин. | 0 мин. |
Ср. | 260 мин. | 230 мин. | 485 мин. | 385 мин. | 10 мин. | 0 мин. |
Чт. | 275 мин. | 215 мин. | 350 мин. | 445 мин. | 10 мин. | 0 мин. |
Пт. | 280 мин. | 220 мин. | 240 мин. | 350 мин. | 0 мин. | 0 мин. |
Сб. | 120 мин. | 505 мин. | 0 мин. | 430 мин. | 0 мин. | 0 мин. |
Вс. | 140 мин. | 570 мин. | 0 мин. | 440 мин. | 0 мин. | 0 мин. |
Итого: | 1565 мин. | 2000 мин. | 1945 мин. | 2560 мин. | 40 мин. | 0 мин. |
(26 часов) | (33,3 часа) | (32,4 часа) | (42,6 часа) | (0,8 часа) | 0 |
Телеканал «Россия» также вещает круглосуточно, поэтому мы можем вычислить долю передач каждой категории и в его сетке.
Общее время вещания в неделю:
7 х 24 х 60 = 10 080 мин.
Тематическое вещание в неделю (сумма категорий):
1565+2000+1945+2560+40+0 = 8110мин.
Прочее (реклама, анонсы, заставки):
10080 — 8110 = 1970 мин. (32,8 часа)
Здесь мы видим несколько иную картину. На первом месте, также как и на «Первом канале», находятся развлечения. На втором — реклама, на третьем фильмы и лишь затем сериалы, новости, детские и спорт. Необходимо заметить, что «Россия» использует более продолжительные рекламные вставки во время показа фильмов и передач, поэтому их доля здесь выше. Еще один заметный факт — продолжительность детских передач здесь немного выше, а спортивных нет вообще.
Вещательная политика «России» в целом абсолютно аналогична политике «Первого канала». Все те же новости, фильмы, сериалы и развлекательные передачи. Времени для детских, познавательных и спортивных передач, крайне необходимых для детей, подростков и молодых людей, практически не выделяется.
Для того, чтобы наш анализ выглядел завершенным, сопоставим долю передач каждой категории на обоих каналах.
Категории передач | «Первый канал» | «Россия» | ||
---|---|---|---|---|
Время (мин.) | Доля | Время (мин.) | Доля | |
Новости | 1100 | 11.90% | 1565 | 15.40% |
Фильмы | 1640 | 13.40% | 2000 | 19.60% |
Сериалы | 1360 | 13% | 1945 | 20.20% |
Развлечения | 4735 | 48.40% | 2560 | 25.10% |
Детские передачи | 30 | 0.30% | 40 | 0.40% |
Спорт | 240 | 2.40% | 0 | 0% |
Прочее | 1220 | 12.10% | 1970 | 19.30% |
Из таблицы видно, что доля развлечений, к которым можно отнести и фильмы и сериалы, составляет более 70% в сетке вещания двух основных телевизионных каналов России. Детских передач в вещании в общем-то нет, как и образовательных. Итогом такой политики телевизионного вещания является образовательный уровень телезрителей, низведённых до уровня бездумных потребителей информационной продукции.
Вывод
Главные государственные каналы не могут опираться в своей политике вещания на погоню за рекламой или потаканием «массовому зрителю». Государство, если уж оно проводит государственную культурную политику, в том числе и в сфере телевещания, должно опираться на целенаправленную образовательную политику — формирования целевых образов жизни, поведения, окружающей людей информации, которые должны составлять будущую желаемую культуру общества. В этом смысле государственное телевидение должно поднимать уровень «массового зрителя», а не опускаться «ниже плинтуса» — лишь бы рейтинги были высоки и доходы шли от рекламы.
В том же ключе о политике федеральных каналах в интервью ИТАР-ТАСС высказался Владимир Владимирович Путин.
Корреспондент: Но, знаете, так получается, и я с этого разговор начал, что многое в моральном климате зависит именно от вас.
Путин:
Это не так.
Корреспондент: Это так, Владимир Владимирович.
Путин:
Нет, это так кажется. Вам и вашим коллегам легче на кого-то все свалить. На себя посмотрите! Как в средствах массовой информации подаётся информация, как вы влияете на умы миллионов людей, какие программы у нас идут по центральному телевидению?
Мы что, страна, где федеральные каналы должны исключительно зарабатывать деньги и думать о стоимости минуты рекламного времени, поэтому с утра до вечера нужно крутить так называемые дефективы?
А всё позитивное, воспитывающее, дающее стандарты восприятия мира фундаментально-философского, эстетического характера показывать лишь на канале «Культура»? Наверное, ведь нет. Кстати, обращаю ваше внимание, госорганы смотрят на это со стороны.
Мы не вмешиваемся в редакционную политику даже государственных каналов. С точки зрения либеральных ценностей, наверное, это очень хорошо. А в результате, к сожалению, видим на экране то, что видим.
(http://itar-tass.com/opinions/top-officials/1589319?page=2)
http://www.russiapost.su/wp-content/uploads/2013/09/x_9152a1a3.jpg
Что ни день — то паранойя,
То садисты, то маньяк,
Террористы обнаглели,
В ЖКХ — сплошной бардак,
От депрессии и стрессов,
Иногда кидает в дрожь,
За спиной сосед — бездельник,
Тихо точит финский нож.
Крышу сносит постепенно,
Но поправить шансы есть —
Запишусь в Наполеоны,
Я, в палату № 6.
Комментарии: