«Не в силе Бог, а в правде»
Александр Невский
Не откроем Америки, если напомним нашему читателю, что в российской истории можно найти большое количество имён, которыми мы по праву гордимся и которые являются для нас примером служения своему народу. Но и среди них имя Александра Невского стоит на особицу, отлично от других, не только потому, что в деяниях его счастливо сочетались проявления таланта государственного деятеля, полководца и дипломата, но главное потому, что нет в нашей истории другой личности, которая бы более объединяла всех, кто придерживается правила: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».
Русская православная церковь канонизировала Александра Невского и дважды в год празднует его память: 6 декабря (23 ноября по старому стилю) — День погребения святого князя Александра Невского и вторично: 12 сентября (30 августа по старому стилю) — День памяти перенесения мощей князя Александра Невского.
«Безбожники-большевики» в 1938 году (!) выпустили на экраны СССР фильм «Александр Невский», получивший оглушительный успех, сравнимый с успехом самого популярного довоенного фильма «Чапаев», а в 1942 году ещё и учредили орден его имени для награждения командиров Красной Армии, проявивших в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивших успешные действия своих частей.
Ещё одно доказательство в пользу нашего тезиса: орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей, пусть и с определёнными изменениями, в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.
И наконец, именно Александр Невский стал в 2008 году победителем проекта телеканала «Россия» «Имя России», в котором приняли участие более 4,5 млн. телезрителей, если исключить из рассмотрения историю с подтасовками голосования, когда на первое место вышел Сталин.
Поэтому вслед за Сергеем Соловьёвым мы можем повторить:
Соблюдение Русской земли, от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского
— и добавить, что и сегодня Александр Невский продолжает оставаться национальным символом беззаветного служения своему народу, о чём свидетельствует описание его жизни.
Александр родился в 1220 (по другой версии — 1221) году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Его дедом был Всеволод Большое Гнездо. В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Войска князя Новгородского Александра скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги и внезапно напали на них. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
Спустя два года, 18 апреля (день воинской славы России!) 1242 года русские воины под руководством Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями в битве на Чудском озере, известной в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли, а также передавали Новгороду часть Латгалии.
Вскоре Александр нанёс поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил отряд у озёра Жизца, разгромил литовское ополчение под Усвятом.
Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». Согласно официальному историческому мифу — восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Согласно другим воззрениям Александр Невский и Новгородская Русь были форпостом Тартарии на Западе и не давали возможности вторгнуться на Русь Западной цивилизации.
Умер князь Александр в Городце на Волге 14 ноября 1263 года, «много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой за православную веру».
Как мы уже упоминали, Александр Невский по результатам широкомасштабного опроса россиян был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разнятся, порой до прямо противоположных. Каноническую оценку, которую разделяет абсолютное большинство исторического сообщества, мы привели, напомнив читателям биографию Александра Невского. Но существуют историки, которые в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Они высказывают сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере.
Масштабы истории
В статье «» (https://informacenter.ru/2014/10/standarts/) мы писали о том, что на любые исторические события и исторических личностей можно смотреть используя разные масштабы.
История, как и математика, оказывается наукой точной. В математике вычисления могут вестись с точностью до одного знака или более, а всякий исторический процесс может быть описан в разной степени масштабности:
- с точностью до «безликой толпы и личности, будь то вождя, гения, царя, политического деятеля, действия которого оцениваются в исторических материалах в зависимости от доминирующей в обществе концепции самоуправления. На этом уровне мы будем видеть самую простую картину и зачастую в наших учебниках об Александре Невском есть описание эпизодов вроде:
В 1227 г. отец князя Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом.
(http://www.pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamyat-svyatogo-blagovernogo-knyazya-aleksandra-nevskogo/). Такие фразы скрывают от нас политический расклад той эпохи, поскольку размытое «новгородцы» включает в себя множество социальных групп, имеющих зачастую разные или даже противоположные интересы;
- в более сложном варианте толпа остаётся такой же безликой, а к той или иной личности добавляется её окружение: сподвижники вождя, придворные короля, а также враги и их сподвижники. Там же читаем:
Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. За победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал Александра Невским.
. Видим появление таких персонажей как «Батый», «Спиридон», «воинство князя». Это так называемые «исторические личности», которые однако могут принадлежать различным социальным группам, партиям и прочим объединениям, существующим подчас много дольше этих «исторических личностей», потому исторический процесс можно описать
- с точностью до социальных групп, объединённых одной идеей и субкультурой, причём из всех «любителей котиков», «коллекционеров» и прочих групп по интересам можно выделить те социальные группы, все представители которых так или иначе заняты большей частью политикой, а значит исторический процесс в более детальном масштабе можно описать
- с точностью до церковного ордена или политической партии,
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. […] В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены.
(там же) Можно видеть как в истории проявляются крупные организации и разные культуры, причём, если говорить о подоплёке событий времён Александра Невского, то и немецкие рыцари и многие в окружении Александра Невского были представителями одной библейской субкультуры, поскольку и Римская-католическая церковь и послекрещенское Православие основаны на библейских стереотипах и догматах. Однако это не помешало разным организациям, принадлежащим одной субкультуре враждовать друг с другом. Опасность состоит в том, что если не применять метрологию к истории, то через какое-то время в учебниках истории могут написать, что война Александра Невского с ливонским орденом тевтонцев — это небольшой эпизод недопонимания в процессе распространения субкультуры христианства по миру, а какие социальные группы и чем они различались между собой — сотрётся из памяти.
При этом надо учитывать далеко не все такого рода социальные группы действуют открыто в публичной политике, некоторые из них таятся от общества, делая по большей части так называемую «закулисную политику», или же, занимаясь ею, стараются произвести на окружающих впечатление, что они занимаются не политикой, а чем-то иным (например, собирают коллекции бабочек или занимаются каким-то «личностным совершенствованием» своих участников). Соответственно историю можно описывать
- с точностью до глобального заговора. Конечно сейчас на нас набросятся конспирологи, но прежде, чем мы продолжим, давайте почитаем определение слова «заговор»:
Заговор — тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого либо, чаще всего для достижения определенных политических целей. (Политический словарьhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/1044/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80).
Заговоры таким образом — это соглашения о совместных действиях в достижении каких-то целей, которое либо скрывается, либо не афишируется. Например соглашения (заговоры) многих поколений римских пап, российских императоров, коммунизма, фашизма, анархизма, гомосексуализма и т.д.).
Разбив ливов, захватчики (немецкие войска — наше прим.) заложили на месте их древнего торгового поселения крепость Ригу (1201 г.), а в 1202 г. основали немецкий рыцарский Орден меченосцев, ставший постоянно действующей вооружённой силой. При этом папской курией и немецкими хронистами широко использовались всевозможные измышления об отсталости местных народов и прославлялись крестоносцы, призванные якобы распространить среди данных народов «культуру» и «истинную» католическую веру. Таким образом маскировалась политика грабежа и завоевания.
Но поскольку заговоры стратегической направленности бывают многослойными (это полезно на случай провала или перенаправления энергии разоблачителей на ложные «заговоры»), то исторический процесс может быть описан:
- с точностью до внутренних «заговоров в заговоре», главенствующих над заговорами более низких уровней таинственности. Например, в заговоре против Павла I, убитого 23 марта 1801 г. в Михайловском замке, по разным оценкам участвовало от 180 до 300 человек, среди которых был и лорд Уитворд — посол Англии в России, что отсылает нас к интересам Великобритании реализуемым руками заговорщикво, знал о заговоре и будущий император Александр I, сын Павла (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0_I).
Убийство Павла, французкая гравюра.
И в каждом настоящем заговоре есть свой «мозговой трест», который задаёт цели заговора, определяет пути и средства их осуществления, контролирует ход выполнения планов и корректирует планы при необходимости; а есть и исполнительная периферия.
Так, в заговоре против Павла I роль исполнителей была отведена в основном офицерам недовольным муштрой и установленными Павлом I строгими порядками в армии, а «мозговой трест» заговора исследователями до конца не установлен. Однако накануне гибели Павла Наполеон вплотную подошёл к заключению союза с Россией. Убийство Павла I в марте 1801 надолго отодвинуло эту возможность — до Тильзитского мира 1807 года. Отношения с Англией, наоборот, были возобновлены. Соответственно этому обстоятельству, исторический процесс может быть описан:
- с точностью до «мозговых трестов», самых глубинных во многослойных заговорах. Однако и это не самый детальный масштаб, поскольку все заговорщики всех заговоров вместе взятых живут на одной планете и подчиняются её закономерностям, поэтому исторические перепитии дОлжно соотносить с этикой взаимоотношений не только с планетой Земля, но и с необъятным Космосом.
Владея этим методом описания истории с помощью масштабов можно самостоятельно анализировать не только мировые исторические события, но и региональные новости и перипетии политической борьбы.
Заключение
Принимая во внимание главный принцип восприятия исторических событий: в истории нет, и не может быть однозначных оценок, поскольку каждый историк является приверженцем, пусть и бессознательным той или иной концепции и системы взглядов полагаем, что историки имеют право на различные трактовки поведения исторических личностей, однако в данном случае хотелось бы, чтобы приверженцы критического направления были бы в своих выводах более доказательны и более деликатными что ли. К тому же помните у Шекспира, Гамлет на замечание Горацио: «Его я помню; истый был король», отвечает: «Он человек был, человек во всем». А идеальных людей не бывает, без сомнений какие-то недостатки были и у Александра Ярославовича, и ошибки он какие-то допускал, но разве это главное?
Самый важный вывод — благодарная память об Александре Невском является неотъемлемой частью русской традиции, а его образ, возможно собирательный и даже идеализированный — это образ истинного русского патриота, образец подражания для каждого — кто не на словах, а на деле испытывает любовь к своему Отечеству.
Комментарии: