Темы: о главном финансовом документе Карелии — продолжение, Федеральная целевая программа, VI Съезд горнопромышленников республики, о встрече Главы Карелии с депутатами Законодательного Собрания, о региональном инвестиционном стандарте, о митинге в День Неизвестного солдата и не только о нём, о рейтинге Главы Карелии
Обзор СМИ (прессы) недели 29 ноября — 06 декабря 2014 года
(По материалам федеральных и республиканских СМИ. Все сообщения приводятся в сокращённом виде)
- О главном финансовом документе Карелии — продолжение
- Федеральная целевая программа
- VI Съезд горнопромышленников республики
- О встрече Главы Карелии с депутатами Законодательного Собрания
- О региональном инвестиционном стандарте
- О митинге в День Неизвестного солдата и не только о нём
- О рейтинге Главы Карелии
1. О главном финансовом документе Карелии — продолжение
«Карелинформ»
Бюджет кризиса, или кризис бюджета?
Сейчас высказывается множество одобрительных и негодующих оценок по поводу бюджета Карелии на 2015 год. К сожалению, на их фоне, зачастую, упускается суть проблемы. Главный финансовый документ республики всегда вызывал множество споров. А в последние несколько лет, когда денег становилось все меньше, а проблем — больше, они то и дело скатываются к деструктивному политизированию. Между тем, сложность сегодняшней финансовой ситуации в республике как никогда прежде должна стать основой для налаживания внутриполитического диалога. Иного пути не дано, потому как альтернатива — финансовый крах от которого пострадают все, независимо от политических воззрений.
Плановый бюджет Республики Карелия на 2015 год однозначно характеризуется как кризисный с ожидаемым дальнейшим ухудшением ситуации в 2015—2016 годах. Правительство республики об этом говорит честно и открыто.
Доходная часть планового бюджета РК на 2015 год составляет 26 млрд. рублей, а расходная часть сверстана в размере 29 млрд. Дефицит бюджета составит около 3 млрд. рублей. По сравнению с 2014 годом доходы уменьшились на 4, а расходы — на 4,3 млрд. рублей. В общем, поводов для оптимизма мало. Что привело к этой ситуации, каковы следствия и можно ли что-то сделать?
Сегодня принято во всем винить экономические санкции, девальвацию рубля и рост инфляции. В нашем случае, эти факторы тоже сыграли свою негативную роль. Ведь их главные последствия — снижение прибыли предприятий и реальных доходов населения. На бюджете это сказывается через снижение поступлений по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц. Есть все основания полагать, что и в 2015 году снижение продолжится.
Также, вероятно, снизятся поступления от акцизов ввиду изменения структуры потребления и снижения спроса на подакцизные товары длительного пользования. Можно ожидать и снижения поступлений от налогов за пользование природными ресурсами и добычу полезных ископаемых. Причина — резкий рост издержек горнопромышленников в 2014 году в результате роста транспортных затрат и снижения рентабельности производства.
Вообще, говоря о причинах бюджетного кризиса, все их можно разделить на две группы — внутренние и внешние.
К внутренним надо отнести системные ошибки и упущенные возможности, которые имели место 5—10 лет назад. В их числе «шлейф» нереализованных вовремя инвестиционных проектов, которые могли бы укрепить налоговый потенциал региона и уже сегодня генерировать доходы в бюджет. Другой причиной является «упущение момента» и бездействие в отношении ухудшения положения карельских градообразующих предприятий в силу слабо организованного мониторинга ситуации и отсутствия плотного взаимодействия с собственниками предприятий.
К внешним причинам следует отнести изменения в российском налоговом законодательстве (создание консолидированных групп налогоплательщиков), опережающий рост энергетических и транспортных тарифов (в том числе в результате изменений методики расчета тарифов со стороны ОАО «РЖД», а также усугубления ситуации с перекрестным субсидированием в энергетике), снижение таможенных пошлин на вывоз круглого леса (результат — рост поставок необработанной древесины и недостаток сырья для карельских перерабатывающих производств). Нельзя не упомянуть о негативном влиянии на состояние бюджета реализации «майских» указов Президента РФ, которые снизили возможности маневра по оптимизации затратной части бюджета. Последний фактор в сочетании со сжатием налогового потенциала республики оказал решающее воздействие на разбалансировку бюджета и быстрый рост госдолга.
Что касается структуры расходов бюджета, то и здесь по многим статьям правительство вынуждено экономить. Самое существенное снижение расходов ожидается в сферах здравоохранения (на 3,1 млрд. рублей), образования (на 890 млн. рублей), культуры (на 259 млн. рублей), а также физкультуры и спорта (на 214 млн. рублей). На этих цифрах последние дни делается множество политических спекуляций и заявлений. На самом ли деле все так плохо, или имеют место какие-то недомолвки?
Например, касательно здравоохранения… Сокращения его финансирования не произойдет по одной простой причине — просто меняются источники финансирования. Если раньше здравоохранение фактически полностью финансировалось из бюджета, то сегодня учреждения переводятся на финансирование из Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В планах Минфина и Минздрава России к 2017 году полностью перевести все учреждения здравоохранения на финансирование из ФОМС. Эта реформа наоборот позволит повысить подушевой норматив финансирования на 20% за счет снятия целого ряда ограничений по налогооблагаемой базе.
Более того, в 2015 году объем субвенций из ФОМС России в Карельский фонд вырастет на 1,5 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом.
Что касается сфер образования, культуры, физкультуры и спорта, то здесь определенного сокращения объемов финансирования, по-видимому, избежать не удастся. Но это касается незащищенных статей. То есть, зарплату бюджетников никто трогать не собирается, да и требования «майских» указов Президента России относительно социальной защищенности работников бюджетной сферы пока никто не отменял. Кроме того, часть выпадающих расходов планируется профинансировать за счет привлечения денег по линии федеральных целевых и государственных программ. Республика участвует сегодня в 12 таких программах.
Несмотря на сокращение социальных статей, в бюджете 2015 года создано финансовое обеспечение для расселения ветхого и аварийного жилья, финансирования социальных законов, принятых в 2014 году, увеличения поддержки местных инициатив, а также для продолжения программы газификации Карелии. Эти меры позволят несколько сгладить социальную напряженность бюджета, а потому, при внесении дальнейших поправок в бюджет не хотелось бы, чтобы эти статьи были секвестированы. Кроме того, сокращение расходов на программу газификации и расселения ветхого и аварийного жилого фонда автоматически снижает объем привлекаемых внешних инвестиций, так как они предоставляются на условиях софинансирования.
В целом бюджет 2015 года был вполне ожидаем. Его основные параметры соответствуют прогнозным значениям, которые были рассчитаны год назад. Так что ухудшение ситуации с бюджетом не стало неожиданностью.
Тем не менее, ситуация вокруг бюджета довольно сильно политизируется. Поэтому сегодня важно выстраивание открытого и честного диалога политических оппонентов с активным привлечением независимых экспертов. В противном случае, вряд ли можно надеяться на успешное и сравнительно быстрое решение проблем с бюджетом, которые носят системный характер.
Очевидно, что ситуация с бюджетом в 2015—2016 годах продолжит ухудшаться, так как помимо решения текущих бюджетных задач и обязательств, необходимо будет выработать меры, которые позволят в среднесрочной перспективе повысить устойчивость бюджетной политики. Сделать это будет сложно, так как плановые параметры бюджета на 2016 год заложены с расчетом повышения доходов по сравнению с 2015 годом на 1,3 млрд. рублей при, фактически, том же объёме расходов. На 2016 год заложено снижение бюджетного дефицита до 1,5 млрд. рублей. Здесь тоже есть свои нюансы.
Наличие бюджетного дефицита само по себе не представляет угрозу устойчивости бюджетной системы в регионе. Напротив, незначительный бюджетный дефицит (уровень которого не превышает существующий уровень инфляции) способствует стимулированию экономической активности за счет увеличения и рационализации госзакупок, позволяя тем самым бороться с экономическими циклами.
Угрозу бюджетный дефицит представляет в том случае, если его размер превышает уровень инфляции, так как в этом случае дефицит стимулирует инфляционные процессы. В случае с бюджетом Карелии плановый дефицит на 2015 год составляет 3 млрд. рублей, или 11,5% от общего уровня доходов. При этом прогнозный уровень инфляции на 2015 год установлен в размере 6,2—6,4% (её неофициальный уровень, возможно, будет достигать 8%).
Уровень дефицита карельского бюджета находится выше уровня инфляции, что, возможно, будет влиять на несколько более высокий ее рост в республике в 2015 году, а также потребует поиска дополнительного финансирования для покрытия дефицита бюджета. Это же обстоятельство, к сожалению, ограничивает возможности привлечения бюджетных кредитов в силу установленных нормативов предельного уровня бюджетного дефицита. Так, дефицит не может превышать 15% объема собственных доходов бюджета. В проекте бюджета РК на 2015 год дефицит составляет 16%. А ведь бюджетные кредиты — это сегодня самый выгодный источник привлечения денег для финансирования дефицита. И когда идут упреки о том, что правительство привлекло очередной бюджетный кредит, надо понимать, что альтернативные источники финансирования дефицита обойдутся республике гораздо дороже.
В итоге, основными источниками финансирования дефицита карельского бюджета, по-прежнему, остаются государственные ценные бумаги и кредиты банков, что ведёт к дальнейшему росту госдолга.
Здесь положение тоже сложное. Сегодня госдолг Карелии составляет 20,1 млрд. рублей, или 108% к уровню собственных доходов. Этот показатель превышает предельный уровень госдолга, установленный Бюджетным кодексом РФ. Реально госдолг может быть и больше, но это грозит снижением рейтинга кредитоспособности региона. А при его переходе в «неблагоприятную» зону Карелия может лишиться способности привлекать средства через размещение ценных бумаг. Такого развития ситуации допустить нельзя.
Что касается структуры госдолга Карелии, то за последние два месяца она поменялась в лучшую сторону. Если на начало октября на кредиты банков и обязательства по государственным ценным бумагам приходилось более 80%, то сегодня — около 60%. В октябре-ноябре правительству Карелии удалось привлечь бюджетные кредитные ресурсы на льготных условиях, что позволило частично погасить дорогие банковские кредиты. Но ситуация с госдолгом всё равно остается сложной.
Ещё одной проблемой экономики и бюджета Карелии является крайне низкая доля государственных гарантий в структуре госдолга (всего 1,2%). Между тем, именно госгарантии часто служат инструментом привлечения инвестиций. В частности, в инвестиционно активных регионах доля госгарантий может достигать 30–40% от общего уровня госдолга. Например, регионами-лидерами по привлечению инвестиций с использованием госгарантий являются: Челябинская (47,3%), Белгородская (38,8%), Калининградская (33,1%), Ленинградская области (26,8%), Республика Татарстан (22%).
Кроме того, традиционно более высокая доля госгарантий в структуре госдолга наблюдается в регионах, где базируются крупных компании с государственным участием, и в «проектных» регионах, на территории которых осуществляются крупные инвестпроекты с финансовым участием государства. Например, Приморский край (76,8%) — вошёл в зону опережающего развития Дальнего Востока, Тюменская область (55,6%) и Ямало-Ненецкий округ (26,5%) — традиционные регионы базирования «Роснефти» и «Газпрома».
Отсюда вывод: идеальный способ оптимизации структуры госдолга и привлечения федеральных инвестиционных ресурсов в виде госгарантий — привлечь в Карелию крупные проекты компаний с государственным участием, либо предложить нечто, что позволило бы Карелии стать «зоной опережающего развития». Как это сделать — надо думать. Например, если брать за основу пресловутый «Пудожский мегапроект», то его необходимо трансформировать в нечто такое, что сделало бы его стратегически значимым для федерального центра и усиления конкурентоспособности (обороноспособности) страны. Может быть, надо увязать его с проектами по освоению Арктики, созданием авиакосмического кластера (тем более, космодром «Плесецк» рядом), развитием судостроения, производства уникальных сплавов на основе титана, конструкционных и композиционных материалов. Но уж точно недостаточно его позиционировать как проект, связанный только с добычей и первичной переработкой минерального сырья.
Но вернемся к госгарантиям. Как показывает практика, доля госгарантий в структуре госдолга субъекта РФ хорошо коррелирует с объёмом инвестиций в основной капитал. По сути, высокая доля госгарантий в структуре госдолга свидетельствует о наличии в регионе денежных средств для привлечения инвесторов. Ведь, по сути, госгарантии не формируют долгового обязательства как такового; они трансформируются в долговое обязательство лишь в случае невыполнения обязательств принципала по договору. При отсутствии же страхового случая госгарантии используются для решения задач долгосрочного развития территории. Поэтому, в случае с Карелией, низкая доля госгарантий в структуре государственного долга (1,4% в 2014 году и 2,5% — в 2015 году) говорит о недостаточной активности в плане реализации инвестиционных проектов с предоставлением госгарантий.
Проблемы ясны. Возникает резонный вопрос — где взять деньги? Понятно, что ответа, лежащего на поверхности нет. Тогда какой выход?
Прежде всего, не надо строить иллюзий — в течение ближайших двух лет повысить устойчивость бюджетной политики в республике, скорее всего не удастся. Глубина разбалансирования бюджета, накапливавшегося в течение целого ряда лет, достигла критического уровня, за пределами которого действенными будут лишь самые серьёзные меры по сокращению расходов, либо существенное увеличение доходов сразу на 3 — 3,5 млрд. рублей.
В числе экстренных мер мобилизации доходов можно предложить следующие.
Во-первых, есть потенциал увеличения поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в госсобственности РК, поступлений от реализации земли и объектов недвижимости. Особенно надо обратить внимание на муниципальные земли и недвижимость, так как здесь масса нарушений и случаев неэффективного использования. Низкий объём доходов от использования и реализации земли и объектов недвижимости, зачастую, обусловлен низкой степенью подготовленности инвестиционных площадок и недостатком объектов, привлекательных для продажи. Поэтому важно активизировать работу по выделению, оформлению и подготовке инвестплощадок, которые могут быть предложены инвестору на правах долгосрочной аренды или выкупа. Для этого необходимо также ускорить создание единого, открытого и доступного реестра инвестплощадок, земельных участков, подготовленных в продаже, а также недвижимых объектов госимущества.
Во-вторых, как бы мы не хотели, но в сложившихся условиях не обойтись без усиления налогового администрирования с целью повышения фискальной дисциплины ГУПов, хозяйствующих субъектов (особенно, горнопромышленного и лесопромышленного комплексов). В ГУПах нередки случаи, когда налоги платятся лишь с части доходов, а остальные включаются в структуру затрат на развитие предприятий. Однако на практике как такового развития не наблюдается. Могут быть выработаны системы показателей эффективности работы ГУПов, их подразделений и руководителей, а также меры по усилению контроля за использованием средств, направляемых на развитие. Сегодня, к сожалению, такой контроль на основе системы показателей, ориентированных на конечный финансовый результат, не осуществляется.
В отношении предприятий горнопромышленного комплекса (прежде всего, карьеров по добыче общераспространенных ископаемых) нередка ситуация недополучения транспортного налога. Причиной являются финансовые схемы, когда большегрузная техника зарегистрирована на физических лиц (нередко, занимающих ключевые посты на предприятии) и сдается в аренду предприятию. В результате, часть прибыли «прячется» в затратах, увеличивающих себестоимость продукции, которые на самом деле оказываются фиктивными и показывают распределение денежных средств в пользу конкретных физических лиц — подписантов договоров аренды карьерной техники. Ввиду подобных схем республиканский бюджет недополучает часть транспортного налога и часть налога на прибыль.
В отношении лесопользователей также может быть рекомендовано усиление налогового администрирование и усиление контроля за конкурсами и аукционами на распределение участков лесного фонда.
Что касается сокращения расходов бюджета, то «полумеры» и сокращение незначительных по объемам финансирования статей ощутимого эффекта не принесут. Так, предлагаемые депутатами меры по сокращению расходов на информирование населения о деятельности правительства и ЗС РК в СМИ не способны сыграть решающей роли ввиду незначительного объема их финансирования (на все — 74 млн. рублей). Кроме того, ограничение информации и снижение ее доступности способно генерировать очаги социальной напряженности в республике. Другой вопрос, что эти средства могут быть более эффективно распределены, решая не только задачи информирования, но и повышения доступности информации для потенциальных инвесторов. Например, ежегодно на поддержку Интернет-портала «Республика Карелия для инвестора» тратится лишь 200 тыс. рублей (!). Увеличение объёма финансирования хотя бы в 5 раз (до 1 млн. рублей) позволило бы более полно информировать потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях республики и поставить работу с инвесторами на хорошую системную основу. Возможный эффект от использования этих средств многократно превысит потраченные денежные средства.
Также экономия расходов бюджета за счёт сокращения работников бюджетной сферы и госслужащих не решит даже десятой части проблемы. Более того, экономия на зарплате бюджетников окажет лишь краткосрочный (да и то, незначительный) эффект. Но уже в среднесрочной перспективе повлечёт за собой дальнейшее сокращение объема собираемого НДФЛ, а также сокращение оборота потребительского рынка в результате снижения реальных денежных доходов населения, что в конечном счете скажется на снижении налоговых платежей в бюджет.
Требует более пристального анализа структура и обоснованность субсидий, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг. Например, насколько обосновано субсидирование издательской и полиграфической деятельности, тиражирования записанных носителей информации?
Короче, при любом сочетании мер, направленных на краткосрочное балансирование бюджета Карелии на 2015 год, он останется кризисным. Между тем, задача правительства Карелии усложняется еще и необходимостью параллельной выработки превентивных долгосрочных мер, направленных на обеспечение устойчивости бюджета хотя бы в среднесрочной перспективе (3–4 года). Речь идет, прежде всего, об активной инвестиционной политике, срочной выработке и принятии решений в части создания зон и территорий с особыми условиями хозяйствования. То есть тех инструментов, использование которых позволило бы за короткое время увеличить налоговый потенциал.
Директор Института экономики
КарНЦ РАН, д.э.н.
Юрий Савельев
Источник: http://karelinform.ru/article/business/56172/byudjet_krizisa_ili_krizis_byudjeta
Наш комментарий
Редкий случай, когда мы даём статью без сокращений, ибо она этого заслуживает. Анализ проведённый Юрием Савельевым на хорошем фактологическом (не методологическом уровне – отсутствует рассмотрение целостности народно-хозяйственного комплекса и причинно-следственных связей) уровне, кстати, в отличие от его же интервью на страницах интернет-газеты «Столица на Онего» (http://www.stolica.onego.ru/articles/248387.html), раскрывает все сложности сегодняшнего состояния социально-экономической ситуации в нашей республике, но, напомни, без выделения реальных причин. Правда опять-таки конкретных предложений не очень много, да и похоже они больше на советы чем на конкретные рекомендации. Такие глаголы, как активизировать, усилить, к чётким предложениям всё-таки отнести сложно. Но сам факт признания, что в современных условиях Правительство Карелии сделало всё возможное, чтобы подготовить разумный главный финансовый документ, со стороны часто выступавшего в качестве оппонента по отношению к исполнительной власти доктора экономических наук Юрия Савельева заслуживает серьёзного внимания. К тому же на состоявшемся 5 декабря заседании члены Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по бюджету, обсудив ряд поправок, большинство из которых носили в основном уточняющий характер, предложили Законодательному Собранию рассмотреть проект закона «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с учётом поправок) и принять его во втором чтении на очередном заседании ЗС РК 8 декабря.
2. Федеральная целевая программа
Центр политических и социальных исследований Республики Карелия
Предпоследнее согласование
Федеральная целевая программа социально-экономического развития любого региона — это всегда внутреннее сложный прогнозно-финансовый документ, авторы которого стараются заложить в него такие задачи, которые бы гарантировали в перспективе экономическое развитие территории и решение социальных проблем. По словам губернатора Карелии А. Худилайнена, концепция федеральной целевой программы по комплексному развитию Карелии до 2020 года составлялась девять месяцев, за это время совершены десятки командировок по республике с экспертными целями высоких федеральных должностных лиц, проведены разноформатные совещания, собраны и изучены инвестиционные проекты, и теперь собранные данные суммированы и на их основе выстроена модель завтрашнего развития Карелии.
Работа подошла к завершению. Окончательный документ передан в конце прошлой недели на согласование согласительной комиссии, сообщил глава республики А. Худилайнен, подводя итоги девятимесячной деятельности. «Очень большая вероятность того, что в декабре концепция будет получена», — сказал он, назвав завершившийся этап удачей и успехом.
Источник: http://politika-karelia.ru/?p=14993
Наш комментарий
Очередное краткое, но чрезвычайно важное сообщение, содержащее заслуживающую внимание информацию, принципиально важную для социально-экономического развития нашей республики: о завершении работы Правительства Карелии по подготовке Федеральной целевой программы.
Важность и значимость концепции, особенно в сегодняшней ситуации понятна каждому. Ведь в случае её принятия Карелия получит средства на развитие энергетической базы, транспортной инфраструктуры, на газификацию.
Непонятно в очередной раз другое: почему столь существенные сведения средствами массовой информации до населения республики должным образом доведены не были? Да, проправительственные издания эту информацию распространили. Написал об этом событии и Анатолий Цыганков на своём сайте. Но почему другие органы информации не заинтересовались столь полезными для каждого из нас, жителей республики, сведениями, честное слово — просто непонятно.
3. VI Съезд горнопромышленников республики
Деловая интернет-газета «Вести Карелии»
Пока не до развития, сохранить бы что есть
В петрозаводском ДК «Машиностроитель» 4 декабря открылся VI Съезд горнопромышленников республики. В течение двух дней специалисты будут обсуждать актуальные вопросы отрасли — такие, как: проблема «двойной аренды» лесных участков, налогообложение при добыче строительных материалов, формирование стоимости транспортировки щебня и другие.
Слово взял первый заместитель губернатора Олег Громов. В течение 10 минут он говорил о том, что правительство относится к отрасли как к одной из приоритетных, однако для горнопромышленников наступило «непростое время» (в этом году почти каждое третье предприятие ГПК не сумело выйти на безубыточную работу). Однако как бы там ни было, «горизонты для развития отрасли и перспективы», безусловно, есть. В подтверждение своих слов Громов процитировал фрагмент из сегодняшней речи Путина Федеральному собранию, в котором президент РФ заявил о необходимости вдвое увеличить объемы дорожного строительства. А значит, стране нужно будет еще больше щебня.
Производство щебня, к слову, еще недавно считалась самой успешной отраслью. А сегодня, как отметил председатель Ассоциации горнопромышленников Карелии Владимир Аминов, она оказалась в «наиболее тяжёлом» положении. И связано это с ценовой политикой РЖД.
Что касается Пудожского мегапроекта, который, по словам Владимира Аминова, карельские власти активно продвигают в Москве, то темпы его реализации «будут замедлены». Здесь горнопромышленник тоже вспомнил послание Путина, в котором глава государства коснулся создания территорий опережающего развития — так называемых, ТОРов.
Фактически, это территории, где будут решены все вопросы, которые мы с вами ставим здесь, на съезде. Предполагается, что в этих территориальных зонах как раз-таки будет объявлена экономическая свобода, — сказал Аминов. — Я думаю, можно воспользоваться этой тенденцией и как-то активизировать нашу работу. Попытаться решить вопрос создания ТОРа, который был бы базой для реализации Пудожского мегапроекта.
Вообще, по словам, Владимира Аминова, на съезде он собирался говорить о направлениях дальнейшего развития горнопромышленного комплекса.
Но ситуация несколько меняется. На протяжении второго полугодия 2014-го обнаружились тенденции несколько обратного характера. Сегодня уместно говорить, скорее, о выработке стратегии сохранения достигнутых результатов на протяжении ближайшего года-двух лет,
— признался он.
Как бы там ни было, республике, по его мнению, удалось создать «нормальный» горнопромышленный комплекс и решить кадровую проблему. Карелия ежегодно выпускает 40-50 горных инженеров. Другой вопрос, все ли они найдут работу.
Все идет неплохо. Но надо как-то пережить эту сложную ситуацию. Думаю, надо объединять усилия и снимать ненужные ограничения,
— заключил председатель ассоциации.
Источник: http://vesti.karelia.ru/news/poka_ne_do_razvitiya_sohranit_by_chto_est/
Наш комментарий
Как это и принято в «Вестях Карелии» — заголовок, естественно, пессимистический. А как же иначе, ведь редакция чётко руководствуется принципом: «У нас в республике всё плохо, а будет ещё хуже, так как ею управляют «варяги». И это несмотря на то, что автор сам же цитирует слова председателя Ассоциации горнопромышленников Карелии Владимира Аминова: «Всё идёт неплохо».
Да, ситуация в горнопромышленной отрасли тяжёлая. Установленные РЖД тарифы перевозки щебня по железной дороге делают невыгодной поставку карельского камня на стройки других регионов и прежде всего — Москвы. По словам директора ООО «Карелприродресурс» Игоря Ефремова: «После доставки карельского щебня в Москву примерно 80% его стоимости уходит железнодорожному монополисту. Существовать в таких условиях карельским горнодобытчикам довольно сложно. Потому-то и сокращаются объемы производства щебня в регионе».
Следует, однако, отметить, что Правительством Карелии предпринимаются меры по защите интересов горнопромышленников в федеральных органах власти. Так, 20 сентября с.г. по просьбе Главы Карелии Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев дал поручение Минтрансу России, Минпромторгу России и Минфину России совместно с Правительством Республики Карелия проработать вопрос о повышении конкурентоспособности добычи нерудных материалов в Республике Карелия с учетом транспортной составляющей в конечной цене продукции и принять необходимые меры. Но с РЖД, как и с любым монополистом, бороться не просто, но всё-таки поручение есть, а значит, будем, вместе с горнопромышленниками надеяться на положительное для республики решение.
4. О встрече Главы Карелии с депутатами Законодательного Собрания
ГТРК Карелия
Александр Худилайнен ответил на вопросы депутатов парламента Карелии
Многие вопросы, которые затронул президент России в своём послании, актуальны для Карелии. Так считает Глава республики Александр Худилайнен, который вернулся сегодня из Москвы. В частности, это дорожное строительство, предоставление налоговых льгот, развитие регионов и моногородов, поддержка инициатив со стороны населения.
Мы услышали много полезного и важного, в том числе и для Республики Карелия, и теперь надо засучить рукава и работать,
— подчеркнул Александр Худилайнен.
Глава Карелии встретился сегодня с депутатами Законодательного собрания. Депутатов «Единой России» интересовала судьба Северо-Западной авиабазы охраны лесов, фракцию «Яблоко» — проблемы устройства детей в дошкольные учреждения, фракцию «Справедливая Россия» — вопросы оказания помощи онкологическим больным, коммунистов — перспектива принятия законов об исполнении наказов избирателей, депутатов от ЛДПР — патриотическое воспитание молодёжи в рамках празднования 70-летия Победы.
Затронули депутаты и проблему реконструкции понтонного моста в петрозаводском районе Соломенное. По их мнению, мост является плавсредством, которое необходимо зарегистрировать. Кроме того, на встрече был поднят вопрос о реконструкции другого важного звена петрозаводской транспортной системы — Гоголевского моста. По словам руководителя региона, на это было поручение президента России, но администрация Петрозаводска вовремя не подтвердила его проектной документацией. Документы были получены только сейчас, поэтому ситуация усложнилась. С министром транспорта России Максимом Соколовым правительство ведёт переговоры, вопрос федерального финансирования может быть решён в следующем или 2016-м году. И министр это подтверждает. Ситуация находится на контроле у Главы Карелии.
Источник: http://petrozavodsk.rfn.ru/rnews.html?id=1560529&cid=
Наш комментарий
Как отметил Александр Худилайнен, встречи главы исполнительной власти и депутатов Законодательного Собрания республики становятся традиционными и приносят пользу всем участникам диалога. Правительство ведёт политику открытости власти и о положении дел в республике можно узнать из первых уст.
Но большинство изданий, кратко сообщив о самом факте встречи, а не о сути на ней происходившего, большую часть своих публикаций посвятило двум моментам. Один из них — высказывание депутата Девлетхана Алиханова о целесообразности роспуска нынешнего состава правительства и формировании нового из числа карельских специалистов, а не заезжих «варягов». В целом Д. Алиханов ничего нового не сказал, ибо им уже давно используется для решения своих личных целей лозунг «долой варягов».
Следует отметить также, что Д. Алиханов, действуя в либеральной логике, использует единственную возможную выигрышную карту, которую сегодня используют все враги России — разделение по национальному (конфессиональному и иному) признаку по принципу “разделяй и властвуй”, как это делалось с СССР. Реализуя свои интересы Д. Алиханов и В. Попов по умолчанию реализуют интересы своих иностранных хозяев. Неважно — откровенно они предают интересы Родины, либо западные спецслужбы управляют ими в обход их сознания, используя их страсть к наживе, выше которой они не подымаются. В любом случае сценарий либерализма под маской национализма, нацизма и сепаратизма (нужное подставляется в зависимости от ситуации — достаточно вспомнить слова В. Попова про аннексию Крыма) продвигаемый в Карелии работает не на интересы народов России.
Насколько реалистичен сценарий победы Попова и Алиханова в Карелии?
Он нереалистичен, прежде всего, потому что либеральный разгул Поповско-Алихановской команды в Петрозаводске наконец более ли менее показал населению, что от либералов ничего хорошего ждать не приходится. Повышать качество управления они неспособны — что всем видно по состоянию дел в Петрозаводске, а другие сценарии, которые они могли бы задействовать в возможной борьбе против государства — характерные для других стран и регионов — здесь неактуальны в силу малочисленности приверженцев этих сценариев — марксизма и псевдо-ислама.
В устах «народного избранника» да ещё и в стенах парламента такое агрессивное выражение является прямым показателем борьбы против государственной власти, неважно какой губернатор ее олицетворяет. Иначе бы диалог был бы построен по другому и Давлетхан Алиханов внёс иные конструктивные предложения, обосновав их. Однако свой опыт хозяйствования Алиханов уже “успешно” показал всем на примере “Авангарда”, что видно по конкретным результатам.
Второй момент, привлекший повышенный интерес прессы — это предложение лидера фракции ЛДПР Сергея Пирожникова провести на границы с Финляндией военные учения. Не комментируется.
5. О региональном инвестиционном стандарте
«Карелинформ»
Региональный инвестиционный стандарт в действии
28 ноября в Институте экономики Карельского научного центра РАН состоялось очередное заседание экспертной группы по оценке внедрения «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» в Республике Карелия. Открыл заседание директор института, руководитель экспертной группы Юрий Савельев. Он охарактеризовал ситуацию с внедрением инвестиционного стандарта в республике.
Несмотря на то, что в республике на сегодняшний день полностью внедрены уже шесть из 15 положений стандарта, а статус «выполнено частично» имеют четыре положения, работы до конца текущего года остается ещё очень много. Требуется рассмотреть еще 9 положений стандарта, в том числе частично выполненных, и принять решение об их исполнении,
— отметил Юрий Савельев.
В частности, на состоявшемся заседании экспертами были рассмотрены результаты внедрения сразу трех положений стандарта — о подготовке ежегодного послания Главы Республики Карелия об инвестиционном климате и инвестиционной политике в республике, о наличии доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, а также о наличии в Карелии системы обучения, повышения квалификации и оценки компетенции сотрудников профильных органов власти, работающих с инвесторами. С докладом о выполнении указанных положений стандарта выступил заместитель министра экономического развития Карелии Сергей Алимпиев. Он рассказал о работе, которую ведет министерство по внедрению требований стандарта.
Присутствовавший на заседании генеральный директор ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» Всеволод Телицын доложил экспертам о привлечении федерального финансирования и строительстве первого в Карелии индустриального парка «Надвоицы», а также о подготовке Корпорацией развития «Концепции создания и развития промышленных парков в Республике Карелия».
После всестороннего обсуждения представленных материалов и итогов работы, эксперты пришли к единому мнению о том, что вынесенные на рассмотрение положения стандарта следует считать полностью выполненными. Хотя и был высказан ряд рекомендаций по их улучшению. После очередного заседания экспертной группы можно с уверенностью говорить о том, что поручение Президента России о внедрении инвестиционного стандарта в Карелии, скорее всего, будет выполнено в срок — до конца текущего года. Эксперты отметили, что работа по всем 15-ти пунктам стандарта Правительством Карелии проделана огромная, и, безусловно, даст свои положительные результаты.
Таким образом, на сегодняшний день Правительством Карелии уже успешно внедрены девять из 15 пунктов регионального инвестиционного стандарта. Следующее заседание экспертной группы, на котором будет принято решение еще по трем положениям стандарта, состоится 9 декабря с участием Главы Республики Карелия Александра Худилайнена. С Главой республики эксперты также планируют обсудить вопросы и предложения по улучшению инвестиционного климата в Карелии.
Источник: http://karelinform.ru/news/society/56150/regionalnyiy_investitsionnyiy_standart_v_deystvii
Наш комментарий
Очень хорошая новость. Ведь внедрение регионального инвестиционного стандарта — это не только выполнение поручения Президента России, что само по себе тоже немаловажно, но главное и основное — это создание благоприятных условий для инвесторов. Опыт показывает, что регионы, в которых инвестстандарт уже внедрён, развиваются гораздо интенсивнее. Тем более, что выполнение Карелией президентского поручения подвергалось критике на выездном заседании рабочей группы по мониторингу выполнения решений Госсовета по повышению инвестиционной привлекательности регионов. Надо понимать, что из критики были сделаны правильные выводы, и это тоже говорит об определённом уровне управленческой деятельности представителей исполнительной власти.
Однако на будущее стоит учесть как и саму ситуацию, так и учесть фразу Лазаря Моисеевича Кагановича: “Каждая авария имеет фамилию, имя и отчество.”
6. О митинге в День Неизвестного солдата и не только о нём
Сетевое издание интернет-журнал «Республика»
Мэрия Петрозаводска подставила ветеранов?
Представители ветеранских организаций возмущены тем, как с ними поступили чиновники Петрозаводска в День Неизвестного солдата.
Напомним, что в этом году 3 декабря страна впервые отметила новую памятную дату — День Неизвестного солдата. Указ о появлении этой даты в календаре подписал месяц назад президент Владимир Путин. Представители карельской ветеранской общественности готовились, как и в других городах и регионах России, отдать в этот день дань памяти погибшим воинам. Как рассказал руководитель карельской общественной организации «Онего» (отделения общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане) Алексей Белянинов, поступило письмо от федеральных общественных организаций о том, что по России соответствующие акции — возложение цветов к мемориалам в честь Неизвестного солдата — намечены на 12.00.
Конечно, мы решили присоединиться и также провести нашу акцию в этот час. Но накануне, по моей информации, ветеранским организациям стали поступать звонки из администрации города о том, что в Петрозаводске проведение мероприятия намечено на 11.00, все согласовано, всех приглашают в это время. Ветераны, бывшие военные — люди ответственные и дисциплинированные. Конечно, кто смог, пришли в назначенный городскими чиновниками час к Вечному огню.
Добавим, что соответствующее объявление мэрия разместила и на своем официальном сайте. То есть можно было предполагать, что чиновники, меняя время мероприятия, подстроят под него и всю организацию, взяв на себя хотя бы элементарные задачи — обеспечить выступающим микрофонами, к примеру. Но, по словам Алексея Белянинова, придя к мемориалу, ветераны были неприятно удивлены.
Никакой организации не было вообще, никакой соответствующей звуковой аппаратуры и так далее. Люди выступают, а их не слышно. Мэр Галина Ширшина не пришла, но в целом от администрации оказалось неожиданно много чиновников, в частности, заместители градоначальницы Римма Ермоленко, Евгения Сухорукова.
Было сказано много хороших, теплых, искренних слов со стороны представителей общественных организаций, людей, для которых память об этой войне — не пустой звук, которая прошла через историю их семей. Но… Позже стали подходить люди, те, кто был искренне уверен, что акция начинается в полдень. Появилось телевидение. Получается, нас, тех, кого мэрия пригласила на час раньше, развели? Подставили? С какой целью — помешать достойно отметить в городе новую важнейшую памятную дату?
— отмечает Алексей Белянинов.
Источник: http://rk.karelia.ru/social/meriya-petrozavodska-podstavila-veteranov/
Наш комментарий
Выскажем одну из версий. С какой целью это было сделано? И версию весьма обоснованную. А основана она на материалах заметки в «Губернiя Daily» «Карельский губернатор обидел ветеранов» (http://gubdaily.ru/blog/news/karelskij-gubernator-obidel-veteranov-foto-video/). Цитируем: «А вот губернатор Александр Худилайнен предпочел принести цветы отдельно. Чуть позже он пришёл к Вечному огню, когда участники митинга уже разошлись. Телеканал ГТРК «Карелия» в своем сюжете не показал ни кадра из митинга горожан, зато показал, как губернатор возлагает цветы». Да потому он позже и пришёл, что во всей России мероприятия начинались в 12.00, а сообщить Главе Карелии о переносе времени начала митинга «забыли». Вот это и называется подстава.
Зато какой хороший повод написать: «Это неуважение к ветеранам! Почему губернатор не поучаствовал в митинге вместе с нами? И в сюжете все выглядит так, как будто и не было нашего митинга! И цветы принесли не мы! — возмущены петрозаводские ветераны». Надо объяснить ветеранам, что и телевидение «забыли» предупредить и съёмочная группа тоже подъехала к 12.00, когда митинг уже закончился. Возможно, мы сгущаем краски и это не подстава, а типичная для мэрии неорганизованность. Хотя вряд ли…
7. О рейтинге Главы Карелии
«Губернiя Daily»
Губернатор Александр Худилайнен снова попал в зону аутсайдеров
Федеральная экспертная сеть «Клуб регионов» опубликовала рейтинг оценок деятельности губернаторов за ноябрь. И тут карельский губернатор Александр Худилайнен опять отличился. Глава республики оказался в списке руководителей регионов, которые ухудшили свои позиции. Причем показатели Александра Худилайнена хуже всех — минус 5 позиций. Эксперты объяснили, что же тянет карельского губернатора в зону аутсайдеров.
Александр Худилайнен никак не может совладать с мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной, причём на поприще этой борьбы попадает в одну нелицеприятную историю за другой: сначала получает обвинение со стороны Ширшиной в провоцировании уголовного дела и неумении наладить нормальные отношения, а затем и обвинение со стороны исключенного из «Единой России» спикера горсовета Олега Фокина (в давлении за нежелание участвовать в травле Ширшиной). Всё вышеперечисленное закономерно тянет главу региона в зону аутсайдеров,
— пишет «Клуб регионов»
Источник: http://gubdaily.ru/blog/news/gubernator-aleksandr-xudilajnen-snova-popal-v-zonu-autsajderov/
Нашего комментария к этой статье не будет. Мы просто приведём высказывание очень авторитетного человека и всё станет ясно. «Если зациклиться на этих цифрах, работать будет невозможно. Самое плохое — стать заложником постоянных думок о рейтинге», — говорил в ноябре в интервью ТАСС Владимир Путин.
Комментарии: