Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
И. Крылов, басня «Ларчик»,1807год.
В Карелии создана Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Карелия», которая призвана стать неформальным объединением руководителей органов местного самоуправления.
Местное самоуправление сегодня — это сила и важнейший инструмент для решения проблем как местного, так и регионального значения, — отметил глава Карелии Александр Худилайнен, ставший одним из инициаторов создания Ассоциации. — Именно из районов должны поступать самые разумные предложения к органам региональной власти для создания комфортных условий жизни в муниципальных образованиях. Я бы смело назвал Ассоциацию «народным Правительством», только с ещё большими полномочиями и ответственностью.
(http://vedkar.ru/obshhestvo/glava-karelii-obyavil-o-sozdanii-narodnogo-pravitelstva/ )
Цель деятельности Ассоциации согласно Уставу — организация межмуниципального сотрудничества, координация членов Ассоциации по решению вопросов местного значения, а также представление и защита экономических и иных общих интересов.
Председателем Ассоциации участники учредительного собрания избрали главу администрации Кемского муниципального района Юрия Разумейчика. Заместителем председателя Ассоциации избрана глава администрации Калевальского национального района Валентина Булавцева.
Таким образом в республике создана одна из крупнейших общественных организаций, которая должна защищать интересы каждого его участника. Она должна стать авторитетным органом выражения мнения муниципалитетов, привести к объединению всех созидательных сил в отстаивании общих интересов, при этом Ассоциация настроена работать в тесной связке с правительством республики.
Да, как отмечают некоторые печатные издания, что это не первый опыт создания общественного объединения, в рамках которого представители городской и районной власти формируют коллегиальный общественный институт, с помощью которого можно решать общие задачи муниципалитетов. До нынешней Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Карелия» существовал точно такой же и с таким же наименованием, прекративший свою деятельность в результате финансовых неурядиц.
Тем не менее в связи с необходимостью консолидированного решения вопросов местного значения по инициативе муниципального сообщества республики при поддержке Правительства Республики Карелия Ассоциация воссоздана снова.
За её создание единодушно проголосовали 96 глав районных, городских и сельских поселений на прошедшем учредительном собрании, за исключением Петрозаводского городского округа, руководство которого не устроило: размер взносов и количество представителей в данный орган.
В итоге крупнейшее муниципальное образование — город Петрозаводск не вошёл в число членов-учредителей Ассоциации, тем самым мэр Галина Ширшина в очередной раз противопоставила себя муниципальному сообществу, показав, что она не способна принимать взвешенные решения, направленные на развитие местного самоуправления на территории городского округа.
Недопонимание и недооценка направлений деятельности Ассоциации присутствует и в комментариях журналистов Карелии. Так, известный журналист и политолог Анатолий Цыганков пишет:
Кстати, сказать, главным недостатком создающейся новой-старой общественной организации является её полная зависимость от правительственного комитета по местному самоуправлению. Общественная организация будет выступать не в роли партнёра для государственной власти, как в идеале должно бы быть, а инструмента, которым будет пользоваться правительство, подтверждая общественным мнением свои решения.
(http://politika-karelia.ru/?p=14825 )
Как раз ключевая оценка значения создания данной организации и заключается в том, что консолидированное муниципальное сообщество совместно с республиканской властью будут принимать консолидированные решения по развитию местного самоуправления в интересах населения в соответствии с действующим законодательством, так что в данном случае эксперт высказал субъективную схему взаимодействия органов власти всех уровней, отличной от действительной с точки зрения методов и форм управления общественными процессами.
Чем вызвана необходимость создания Ассоциации «Совет муниципальных образований республики Карелия»?
Местному самоуправлению в Российской Федерации необходима защита и экономическая, и политическая, и юридическая. Юридическая защита прав местного самоуправления в России осуществляется по нескольким направлениям, основные из них — это защита прав граждан на местное самоуправление и защита прав органов местного самоуправления. При этом, сама юридическая защита прав местного самоуправления, осуществляется несколькими субъектами правоотношений: гражданами, органами местного самоуправления, ассоциациями органов местного самоуправления, органами государственной власти.
Следует отметить, что вопросы юридической защиты прав местного самоуправления в Карелии в настоящее время решаются с большим трудом.
Вопросы юридической защиты прав местного самоуправления станут основной задачей и основным содержанием деятельности этой Ассоциации. Само создание данной её произошло вследствие неудовлетворенности органов местного самоуправления положением дел в сфере организации местного самоуправления в Республике Карелия и желанием более активно участвовать в вопросах формирования правовой базы и юридической защиты своих прав.
Одним из основных способов достижения поставленных перед Ассоциацией целей, в том числе и в решении вопросов юридической защиты прав местного самоуправления, будет являться планомерная работа с органами государственной власти, органами прокуратуры, судами по пропаганде идей и принципов местного самоуправления. Участие Ассоциации в различного рода совещаниях, посвященных проблематике местного самоуправления, публикации в средствах массовой информации, разработка проектов нормативно-правовых актов, взаимодействие с депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, обращения в органы государственной власти – вот неполный перечень тех мер, которые будут использоваться представителями Ассоциации органов местного самоуправления в своей повседневной деятельности для достижения поставленных целей.
Ещё одним способом деятельности Ассоциации органов местного самоуправления является создание централизованных юридических служб при исполнительных органах ассоциаций. Необходимость создания централизованных юридических служб объективно вытекает из специфики деятельности ассоциации и благодаря централизации финансовых средств.
Подобные юридические службы решают, как правило, две задачи — осуществляют юридическую защиту прав местного самоуправления и оказывают консультационные услуги органам местного самоуправления, входящим в Ассоциацию.
Необходимо подчеркнуть, что муниципалитеты испытывают огромную потребность в решении этих задач.
Естественно, что для того, чтобы совместно с органами государственной власти решать вопросы развития территории, Ассоциация органов местного самоуправления не может ограничиваться только созданием юридических служб, защищающих права местной власти. Необходимо более активно использовать другие способы защиты прав местного самоуправления.
В связи с этим в других субъектах Российской Федерации, где аналогичные ассоциации успешно функционируют на протяжении многих лет, используют такие механизмы воздействия на органы государственной власти как средства массовой информации, различные способы пропаганды идей местного самоуправления, права органов местного самоуправления на законодательную инициативу, обращения к федеральным органам государственной власти. Использование всех этих механизмов в целом позволяет создать в регионе систему юридической защиты органов местного самоуправления.
Таким образом, ассоциации и союзы органов местного самоуправления, являясь одним из элементов формирующегося в нашей стране гражданского общества и системы организации местного самоуправления, имеют огромный потенциал (в том числе и в решении вопросов юридической защиты прав местного самоуправления), который необходимо всячески поддерживать и развивать.
Как видно, роль Ассоциации в становлении эффективного местного самоуправления — велика.
Поэтому прискорбно, что от публичного мнения и решения только одного человека — мэра города Петрозаводска Галины Ширшиной (при консультативной поддержке олигарха Василия Попова) жители города отрешены от участия совместно с муниципальным сообществом республики в обсуждении и принятии законов, направленных на решение проблем городского хозяйства, в осуществлении которых мэр и её команда проявляют полнейшую некомпетентность и управленческую безграмотность.
Хотя такой демарш со стороны мэра понятен: при вступлению в Ассоциацию придётся на практике реализовывать принятые сообществом решения, а не те, которые диктует главный советчик, «общение с которым её обогащает», поскольку тогда влияние на принимаемые решения в мэрии олигарха Василия Попова ослабнет, чего он,конечно, допустить никоим образом не хочет.
Отсюда и такая неавторитетная позиция мэра, системы органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа в части вступления в Ассоциацию, что, конечно, не делает им чести.
Мэр Галина Ширшина по-видимому недопонимает, что система органов местного самоуправления, помимо их структуры, включает в себя взаимоотношения (правоотношения) органов между собой и с правовым окружением, а также «системообразующий фактор», которым является цель системы. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П целью системы органов местного самоуправления названо решение органами местного самоуправления вопросов местного значения в интересах населения.
Термин «структура» означает, что органы местного самоуправления — не изолированные друг от друга формирования. Они находятся в организационных, компетенционных, координационных связях друг с другом, являются элементами единой публично-правовой системы, следовательно объективно существуют некоторые правила, в соответствии с которыми формируются (должны формироваться) взаимоотношения элементов системы органов местного самоуправления данного муниципального образования как между собой, так и с другими муниципальными образованиями.
А жители города Петрозаводска являются и жителями республики, о чём мэр Галина Ширшина не желает вспоминать в ходе «военных» действий с республиканской властью.
А следовало бы. Ведь согласно «экспертного рейтинга» Василия Попова, опубликованного в журнале «Русский Репортёр», мэр Петрозаводска Галина Ширшина вошла в число 100 авторитетных людей России, значит, и мыслить, и действовать должна по-государственному. Но петрозаводчан такой пиар мэра и насмешил, и огорчил, так как вся эта очередная пропаганда при содействии олигарха Василия Попова «самого народного мэра» напоминает антирекламу города, а значит, и Карелии.
Вот что пишет политолог Анатолий Цыганков:
За что её так приложили московские эксперты?! Она за прошедший год точно не успела так набедокурить, чтобы выставлять её на публичное осмеяние в Петрозаводске. Ведь журнал «Русский репортер» в Петрозаводске тоже читают.
В общем, удружили. Хотя, наверное, о лучшем экспертам думалось, мечтали поощрить провинциального молодого руководителя, смеющего иметь собственную точку зрения. Вот последнее — полная правда. Но в мэры выбирали человека способного управлять городским хозяйством. Тут как раз надо поставить пока жирную двойку. Игра в информационные топы радует журналистов и, возможно тех, кто в них поощрительно попадает, но многие петрозаводчане, пожалуй, лишь озлятся, услышав об этой живой истории, в которой приходится выживать.
(http://politika-karelia.ru/?p=14839)
Где был «авторитет» Ширшиной, когда надо было срочно решать вопрос об уборке дорог после первого же нашего снегопада? Неделю после этого буйства природы в Петрозаводске каждый день стояли очереди в травмпункт и бились в ДТП автомобили?
А ответ дает классик русской литературы, баснописец Иван Крылов:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…
Аналогичные вопросы — где же был «авторитет» Галины Ширшиной? — можно задавать бесконечно, но ответа, к сожалению не услышим.
А по поводу того, что мэра «записали» в число 100 авторитетных людей России, возникает следующая ассоциация. Есть Нобелевская премия, которая вручается за величайшие достижения в различных сферах деятельности человека, но есть и Шнобелевская премия «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься» (first make people laugh, and then make them think). (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%ED%EE%E1%E5%EB%E5%E2%F1%EA%E0%FF_%EF%F0%E5%EC%E8%FF)
Да, нехорошую услугу сослужил «тайный управитель» города Василий Попов мэру Галине Ширшиной — итак у неё нет авторитета в городе в связи с неспособностью решать вопросы управления городским хозяйством, так ещё её противостояние как одного из «авторитетных» людей России муниципальному сообществу республики в части невступления в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Карелия» ещё больше выявили негативные стороны деятельности мэра и показали во всей красе моральную сущность её как чиновника по исполнению полномочий.
Мораль сей басни такова:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(Басня И.Крылова «Ворона и лисица», 1807 год). (http://www.klassikpoez.narod.ru/krylov.htm)
Комментарии: