Читать около 10 мин

Сложилась уже определённая традиция, в канун празднования Международного Дня терпимости 16 ноября говорить о межкультурном диалоге и межнациональных отношениях. Напомним, что 16 ноября 1995 гoдa гocyдapcтвa-члeны ЮHECKO пpиняли Дeклapaцию пpинципoв тepпимocти. B 1996 гoдy Гeнepaльнaя Accaмблeя OOH пpeдлoжилa гocyдapcтвaм-члeнaм eжeгoднo 16 нoябpя oтмeчaть Meждyнapoдный дeнь тepпимocти (International Day for Tolerance).

Декларация принципов терпимости провозглашает, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм.

Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. В Российской Федерации главный документ для широкого определения терпимости — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136-я статья Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282-я статья (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

http://www.mgdb.ru/jirbis/images/MGDB/otdel/chz/rossiya_mnogonac_strana.jpg

Стратегия государственной национальной политики

Для начала, давайте обратимся к Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года:

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На её территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 — в качестве языка обучения, 59 — в качестве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Мы писали в статье «Цивилизационная суть Руси-России и русский вариант глобализации» (https://informacenter.ru/2014/08/russian-conception/), что «русская цивилизация — это цивилизация многих народов, а также диаспор, которые проживают по всему миру и имеют различные вероисповедания и религиозные воззрения, но объединены едиными для её народов идеалами, и её ядро находится в России.

В статье «Язык Русской цивилизации — язык будущего планеты Земля» (https://informacenter.ru/2014/06/pushkin/) мы уже писали о трёх факторах, объединяющих на уровне мировоззрения множество народов России:

  • Идея справедливости,
  • Русский язык
  • и творчество Александра Сергеевича Пушкина, создавшее основу для нашего сегодняшнего и завтрашнего развития, через формирование мировоззрения нескольких поколений детей и взрослых, читающих эти произведения.

И атаки, проводимые на эти «три столпа» Русской цивилизации следует пресекать в зародыше, поскольку от этого зависит будущее всей цивилизации.

Проблемы

http://demotivation.ru/images/20130924/tq828o6cylbi.jpg

Вышесказанное вовсе не означает, что в России всё хорошо с межнациональными отношениями. Периодически эта тема используется, как в нашем регионе, так и в целом по стране, для дестабилизации ситуации для дискредитации органов власти и правоохранительных структур, а также для достижения политических целей. Мы уже публиковали материал «Карта межэтнической напряжённости в регионах России» (https://informacenter.ru/2014/04/mezetnik/).

Согласно результатам исследования Центра изучения национальных конфликтов и федеральной экспертной сети «Клуб Регионов» (http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/) Карелия входит в число регионов, в которых наблюдаются «преимущественно ненасильственные конфликтные действия; единичные не связанные друг с другом случаи этнически мотивированных насильственных действий. При этом, законодатели определили в цитируемой нами Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (а следует говорить об общественной безопасности, так как в России не одна нация) ряд негативных факторов, которые влияют на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений:

  • высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
  • размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
  • правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
  • сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
  • недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
  • распространённость негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
  • недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;
  • недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
  • влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешённость проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.
http://mariuver.files.wordpress.com/2009/06/molodezh_bashkirii.jpg

Исходя из анализа вышеперечисленных факторов, в Стратегии были сформулированы цели государственной национальной политики Российской Федерации:

  • упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) (из чего следует, что авторы не понимают в чем разница между народом и нацией, к тому же: что мешает пользоваться понятием русский, которое давно переросло национальные границы, став объединительным словом для многих народов, обозначающим их принадлежность к русской цивилизации — прим. ИАЦ);
  • сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
  • гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений (ещё одна глупость: нация — это народ на латыни, этнос — это народ по-гречески, — зачем тавтологией заниматься в государственных (!) документах — прим. ИАЦ);
  • обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
  • успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Как обстоит ситуация в Карелии

http://dosug.ptz.ru/content/Image/2013/dosug/tasavaldu.jpg

Республика Карелия является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители более 120 национальностей при численном доминировании русского населения; а основная часть верующих относит себя к православным

— такое описание региона мы находим в отчёте за 2013 год о результатах решения задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также о результатах исполнения плана мероприятий по реализации в 2013—2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Карелия, размещённый на официальном портале органов исполнительной власти республики (http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/National/otchet_2013.zip).

Позволим себе привести некоторые выдержки из данного отчёта.

В Республике Карелия реализуется взвешенная государственная национальная политика, приоритетными направлениями которой являются:

  • укрепление единства российской нации (опять латынь вместо русского языка — прим. ИАЦ);
  • содействие обеспечению конституционных прав граждан на национальное (этнокультурное) развитие, свободу совести и вероисповедания;
  • содействие сохранению языков, культуры, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов Карелии — русских, карелов (титульный народ), вепсов (коренной малочисленный народ Российской Федерации, коренной малочисленный народ Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации), а также финнов, приравненных к ним по этнокультурным и языковым признакам;
  • гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепление гражданского мира и согласия в обществе;
  • содействие формированию этнической идентичности, межкультурной компетентности, системы общенациональных ценностей у подрастающего поколения.
http://dtcentr.ru/wp-content/uploads/2014/06/%D0%9A%D0%A0%D0%9E%D0%9E-339×320.jpg

В Карелии действуют более 60 национальных общественных объединений, в том числе 16 национально-культурных автономий.

Одним из приоритетных направлений реализации государственной национальной политики на территории Республики Карелия является содействие сохранению языков, культуры, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов республики — карелов, вепсов, русских, а также приравненных к ним по этнокультурным и языковым признакам финнов.

Основным механизмом содействия обеспечению конституционных прав граждан на национальное (этнокультурное) развитие, укрепление межнационального и межконфессионального согласия является реализация на территории Республики Карелия государственной программы Республики Карелия «Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина» на 2014—2020 годы, в которую входят 6 подпрограмм, среди которых нужно выделить две подпрограммы, которые решают вопросы гармонизации межнациональных отношений:

  • «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия» на 2014—2020 годы
  • «Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии» на 2014—2020 годы («Карьяла — наш дом»);

Регулирование межнациональных отношений относится к вопросам информационной нематериальной сфере, где чрезвычайно важен диалог, возможность обсуждения существующих проблем и поиска совместного пути преодоления трудностей. На сегодняшний момент в республике есть ряд площадок (коллегиальных органов), предназначенных для обсуждения и высказывания своего мнения, на заседаниях которых рассматриваются вопросы этнокультурного развития, поддержки коренных народов, межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Среди основных коллегиальных органов необходимо отметить следующие:

  • Совет представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия;
  • Общественный совет при Главе Республики Карелия по профилактике экстремисткой деятельности;
  • Совет при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека;
  • Комиссия по вопросам религиозных объединений при Главе Республики Карелия;
  • Консультативный совет по вопросам взаимодействия с национальными общественными объединениями, в том числе национально-культурными автономиями при Министерстве Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации;
  • Общественная палата Республики Карелия;
  • Молодёжный парламент Республики Карелия;
  • Молодёжное Правительство Республики Карелия и др.

К тому же, недостаточно используется ресурс депутатского корпуса и НКО. Считаем уместным напомнить, что согласно ст.42 Конституции Республики Карелия «правом законодательной инициативы обладают также региональные (республиканские) общественные организации и региональные отделения (организации, комитеты) общероссийских общественных организаций в лице их высших руководящих органов». Однако, на практике, эта норма права практически не реализуется. Возможно, это связано с тем, что карельские НКО не обладают достаточными знаниями и ресурсами для законотворческой деятельности. Недавно мы писали в статье «Некоммерческие организации» (https://informacenter.ru/2014/10/nko/) о некоторых трудностях, с которыми сталкиваются НКО.

Уникальным является опыт Карелии в сфере социально-культурной адаптации мигрантов по созданию и организации работы Центров социально-культурной адаптации мигрантов (Центров межнационального сотрудничества). По данным 2013 года, центры функционируют в девяти городах Карелии на базе районных библиотек. Выбор площадок для организации работы Центров не случаен — районные библиотеки являются муниципальными учреждениями, обладают серьёзными информационными и организационными ресурсами, а также не требуют больших дополнительных ассигнований из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.

Муниципальные Центры межнационального сотрудничества предоставляют юридические и культурологические услуги, организуют семинары и «круглые столы» для населения по вопросам межнационального сотрудничества, адаптации приезжих в принимающее сообщество, а также проводят национальные праздники и этнокультурные мероприятия с участием местных национальных общественных объединений. Центры обеспечены аппаратурой для выхода в сеть «Интернет», работы в программе Skype, что даёт возможность людям, выбравшим место проживания нашу республику, общаться с родственниками, искать работу, место обучения, не затрачивая на это лишних средств.

Этнокультурный потенциал Карелии

http://volunkova.ru/wp-content/uploads/2012/02/263-630×420.jpg

Мы уже обращались к теме раскрытия эткнокультрного потенциала Карелии в статье «Всемирный день коренных народов мира» (https://informacenter.ru/2014/08/den-korennih/), где мы писали, что «использование этнокультурного потенциала Карелии может содействовать увеличению количества туристов, посещающих Карелию. В Советском Союзе про Карелию говорили, что это «маленькая заграница», так как люди говорили на непонятном языке вместо русского. Сейчас этого нет, тем не менее — надписи и экскурсии на карельском языке также могут привлекать больше туристов. Вепские напевы, аудиосказки и истории, национальные деревни и рестораны национальной кухни, мастер-классы по народным ремеслам и культуре — могут стать своеобразным магнитом, привлекающим людей в Карелию».

И сегодня ежедневно в эфир Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Карелия» выходят как новостные, так и тематические радио- и телевизионные передачи на карельском, вепсском и финском языках, но, для сохранения языка, этого мало.

http://stat20.privet.ru/lr/0c05d7a0f911120270363eff03386c86

Республика Карелия – уникальный регион, мы уже частично анализировали особенности республики в статье «8 июня — День республики Карелия» (https://informacenter.ru/2014/06/den-respubliki/) . Карелия — это родина всемирно известного эпоса «Калевала» и русских эпических былин, известных петроглифов и многочисленных памятников архитектурного наследия деревянного зодчества, среди которых музей Кижи, вошедший в десятку главных достопримечательностей России по итогам конкурса «Россия 10».

 

http://s.s-bol.com/imgbase0/imagebase/large/FC/6/9/5/7/1004004011067596.jpg

В современной мировой экономике стратегии развития территорий строятся на основе уникальных национально-культурных особенностей. Национальная культура — это то, что придаёт неповторимость территории и делает её привлекательной для инвесторов и туристов. Наличие комфортабельных гостиничных комплексов и объектов сферы услуг, информационно-туристического центра, уникальных природных ландшафтов — водопадов, великовозрастных лесов и порожистых рек, рунопевческих деревень, памятников истории и культуры, а также проведение уже ставших известными гонок на собачьих упряжках, лыжного марафона «Карельская сотня», соревнований по народной игре «Кююккя» и спортивному рыболовству создают благоприятные условия для развития сферы туризма как одной из отраслей экономики.

http://ic.pics.livejournal.com/progresssive/12933803/128134/128134_original.jpg

Добро пожаловать в Карелию!

Terve tuloa Karjalaan!


Главная иллюстрация к статье взята отсюда:  http://dimabalakirev.livejournal.com/

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ