Во всех развитых странах с провозглашаемой рыночной экономикой реально, рыночный механизм дополняет инструменты государственного регулирования. В некоторых странах рынок даже пытаются ставить во главу угла, отдавая тем самым управление своим долгосрочным развитием тем, кто озабочен выстраиванием долгосрочных сценариев как во внешней, так и, особенно, в глобальной политике.
Особенности России в том, что, во-первых, идёт переход от одного экономического строя с жёстким доминированием государственного аппарата в экономике к другому, основанному на развитии рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в-третьих, формы и методы такого регулирования во многих отраслевых звеньях ещё не сложились.
К тому же этот процесс своеобразно окрашивается тем, что после развала СССР была попытка полностью исключить государственное регулирование, как инструмент управления экономикой, что нанесло ощутимый вред экономике в целом и поставило по многим показателям страну в зависимость от внешних суверенов, то есть был утрачен экономический суверенитет.
То как сегодня в либеральных теориях «для клерков» представляют государственное управление народным хозяйством, мы рассказывали в первой статье материала «Государственное регулирование экономики» (https://informacenter.ru/2014/10/gosregulirovanie01/). А в этой статье расскажем о тех общих принципах, на которых должно базироваться государственное стратегическое планирование и регулирование.
Экономика «для клерков» и «для хозяев»
Все возможные и известные ныне экономические теории разделяются на два класса:
- Первые описывают экономику общества, подразумевая необходимость дать ответ на вопрос «как частному предпринимателю законными способами набить себе карманы».
- Вторые описывают экономику общества, подразумевая использование экономических отношений в обществе в качестве средства достижения каких-то иных, внеэкономических по их существу, целей.
Первые теории составляют основу финансово-экономического образования во всех странах с развитыми традициями рыночной экономики и представляют собой так называемую «экономику для клерков», формируя кадровый корпус тех, чьими руками и осуществляются внеэкономические по их существу цели. Эти теории объединяет общий подход к организации народного хозяйства, базирующийся на расчёте финансовых показателей экономики, и который поэтому называют финансового-счётным подходом.
Экономические теории второго рода в странах с развитой рыночной экономикой не находят выражения в системе финансово-экономического образования. Они представляют собой личные мнения по экономике и финансам высшего слоя менеджеров преуспевающих фирм, а также традиции семей банковских и промышленных магнатов (в глобальных масштабах примерно 350 — 400 семейств, из них в пределах США примерно 50 семейств). Это всё, вкупе с теоретически неформализованными жизненными и профессиональными навыками и представляет собой так называемую «экономику для хозяев». В этих экономических теориях необходимо ответить на такие вопросы как:
- как общество порождает потребности, и каковы они по последствиям их удовлетворения?
- что производить в условиях ограниченности ресурсов и производственных мощностей, т.е. какова приоритетность различных видов продукции и производств?
- в каких объёмах производить?
- на основе каких технологий?
- как распределять продукцию и природные блага?
- как обеспечивать экологическую безопасность производственно-потребительской системы?
При этом ответы на эти и многие другие вопросы во многом обусловлены политикой (как внутренней, так и внешней), проведение которой в жизнь хозяйственная система общества так или иначе должна обеспечить экономически посредством организации технологических цепочек и их взаимосвязей, поэтому этот подход к построению народного хозяйства называется — организационно-технологическим подходом. Поскольку финансовое обращение лишь сопровождает производственный и потребительский продуктообмен и предоставление доступа к природным благам, которые в силу разного рода социально обусловленных причин не являются бесплатными, — в организационно-технологическом подходе кредитно-финансовая система (вкупе с законодательством, регламентирующим финансовое обращение) предстаёт как один из многих инструментов управления макроуровня в хозяйственной системе общества (кроме неё инструментами управления макроуровня являются, в частности: система стандартов, деловая этика, план счетов бухгалтерского учёта).
А теперь немного юмора:
Например, данный слайд относится к теориям «для клерков» поскольку в нём всё перевёрнуто «с ног на голову»: рыночный механизм представляется как основное средство управления экономикой, а государственное регулирование представляется как дополнительный инструмент.
На самом деле, план — это совокупность целей производственной системы, средства и методы их достижения, рынок — это только одно из средств достижения этих целей. А для настройки их совокупности необходимо правильное сочетание директивно-адресных и бесструктурных методов регуляции и саморегуляции экономической системы.
И действительно:
План это — совокупность целей социально-экономического развития и ведущая к осуществлению намеченных целей концепция управления:
1) производством продукции,
2) её распределением среди потребителей,
3) её потреблением,
4) её утилизацией и переработкой после завершения потребления.
Рыночный механизм — одно из средств распределения среди потребителей (включая и утилизационные отрасли) природных ресурсов и продукции — как промежуточных продуктов, так и конечного продукта. Рынок способен нести эту функцию, но не способен ни к целеполаганию, ни к самонастройке на провозглашаемые политиками цели социально-экономического развития.
Вследствие этого совершенно прав был профессор Окито, один из творцов японского экономического чуда, когда в интервью профессору Динкевичу А.Э. высказал следующее утверждение:
Часто можно слышать, что провозглашённый в них (бывшем СССР и странах Восточной Европы — наше примечание) переход к рыночным механизмам является убедительным доказательством превосходства рыночно ориентированной экономики над централизованно планируемой. Я полагаю, что это заблуждение… Проблема состоит в том, чтобы СОЕДИНИТЬ, СОГЛАСОВАТЬ, ОБЪЕДИНИТЬ В ЕДИНОМ МЕХАНИЗМЕ НАЧАЛА ЭТИХ ДВУХ СИСТЕМ, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования.
Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всём этом должно позаботиться государство.
Ряд экономических кризисов последних десятилетий в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряжённостью в обществе, во многом был обусловлен отказом от государственного регулирования экономики и переходом на «чисто» рыночные отношения. В кавычки слово «чистый» взято потому, что, если какое-либо государство отказывается от государственного регулирования своей экономики, то тем самым оно отдаёт себя во владение другому государству или глобальной корпоративно организованной экономической мафии, которые озабочены регулированием экономики этого государства, конечно, — в своих целях.
При этом разнообразные «эксперты» наводняют информационное пространство порабощаемого таким образом государства разнообразным вздором, оправдывающим переход к такого рода экономическим отношениям и восхваляющим «всесильную руку» рынка, которая якобы управляет всей «экономической стихией».
Ещё одной особенностью экономических теорий для клерков являются словосочетания, подобные взятым в кавычки в предыдущем предложении, с помощью которых эти «эксперты» представляют, созданное и управляемое человеком народное хозяйство, как некую слепую стихию или непознаваемую силу. Такой подход позволяет все негативные последствия экономической криптоколонизации страны (когда внешне сохраняется видимость суверенитета страны, а на деле обеспечивается эксплуатация её ресурсов в своих интересах) списать на непредвиденные обстоятельства и необъяснимые проявления стихии.
Можно отметить, по меньшей мере, следующие проявления несостоятельности рынка, предоставленного самому себе:
- Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
- Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
- Загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
- Исчезновение государственного регулирования экономики и государственного сектора автоматически делает экономику страны зависимой от внешнего макроэкономического регулирования через международные финансовые институты и крупные корпорации, которые всегда имеют стратегию и планы развития, основанные на перераспределении имеющихся ресурсов директивно-адресными методами.
- Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.
- Неравномерное и несправедливое распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.
- Наличие обязательных потребностей (например, начальное образование, бесплатная медицина), обеспечивать которые для общество может только государство, но никак не рынок.
Реальный рынок давно не свободен и не способен обеспечить саморегуляцию производства и потребления в интересах подавляющего большинства людей и общественного развития.
Соответственно, противопоставление плана и рынка — идиотизм, проистекающий из неадекватных экономический теорий, навязываемых обществам с целью их криптоколонизации. И необходимо выстраивать систему государственного долгосрочного планирования, обеспечивающую саморегуляцию рыночного механизма в допустимых пределах в целях общественного развития.
На что должен быть нацелен план развития общества
Решение задачи, о которой сказал Окито, изначально требует разграничения вектора целей производства — с одной стороны, и с другой стороны — собственных шумов социально-экономической системы и помех, наводимых в ней извне по-дурости или по злому умыслу. Нужно понять достижение каких целей — полезно для общественного развития, а какие — вредят ему.
На схеме ниже представлена система определённых отношений в обществе. И вне зависимости от мнений, побеждающих в спорах о нравах, или принятых какими-то депутатами норм, на основе статистического анализа причинно-следственных связей, можно выделить всем и без того известные вредоносные факторы:
- алкоголь, прочие наркотики и яды, разрушающие психику;
- половые извращения;
- чрезмерность (равно: недостаточность либо избыточность) потребления самих по себе невредных продуктов и услуг, вследствие которой возникает вред их потребителю и (или) окружающим, потомкам, биосфере;
- а также выделить и факторы, ранее не осознаваемые в качестве вредоносных.
Соответственно весь спектр потребностей общества разделяется на две составляющие:
1 Первый спектр — это естественные или демографически обусловленные, биосферно допустимые потребности: это возможности получения хорошего образования, пища, дом, одежда — всё то, без чего человеку не выжить. Этот спектр предсказуем на многие десятилетия вперёд на основе биологии человека, традиций культуры, в которых выражается здоровый образ жизни в преемственности поколений.
2 Второй спектр — это деградационно паразитические потребности, удовлетворение которых ведёт к деградации личности, наносит ущерб тем, кто ему привержен, их потомкам в нескольких поколениях, ущемляет возможности развития окружающих, антагонизирует общество, открывает возможности одним паразитировать на пристрастиях других, а ГЛАВНОЕ — разрушает биоценозы и биосферу Земли в целом.
При нацеливании народного хозяйства на удовлетворение естественных потребностей, через какое-то время общество будет гарантированно обеспечивать себя по спектру демографически обусловленных потребностей, так как они предсказуемы на длительных периодах.
Деградационные потребности в принципе непредсказуемы, и при настройке народного хозяйства на удовлетворение преимущественно этих потребностей, как это получается в результате приверженности политики т.н. «свободного рынка», имеет место существенная затруднённость общественного развития, а так же низкое качество и низкий уровень жизни большинства населения.
Удовлетворение демографически обусловленных потребностей общества включает в себя проводимую государством политику с целью обеспечить население:
- качественными и бесплатными образованием и социальными услугами,
- экологически чистой пищей и чистой питьевой водой,
- одеждой для всех погодных условий,
- комфортным и экологически чистым жильём,
- свободным временем для здорового отдыха, культурно-досугового времяпровождения и самообразования.
Перечень групп демографических потребностей:
Потребности людей в продукции неравноприоритетны. Это известно издревле: «Главная потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу» (Библия, Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 29:24.). В этой цитате из Библии обобщающе символично перечислены основные группы демографических потребностей личностного и семейного характера в условиях стабильности жизни общества.
Законы же ценообразования на «свободном рынке» таковы, что блокируют удовлетворение потребностей первой и шестой групп для подавляющего большинства населения: если у этого большинства появляются деньги — «лишние»по отношению к уже достигнутому ими спектру потребления, — то рынок реагирует на этот факт ростом цен на наиболее приоритетные группы продукции личного и семейного потребления.
На продолжительных по отношению ко времени его жизни интервалах времени — прежде, чем развиваться личностно, человек должен быть систематически: — в меру сыт, — как минимум одет по погоде, — у него должно быть место обитания — у него должна быть возможность общаться с другими людьми по разным поводам (социальные услуги — в самом широком понимании этого термина).
Если на продолжительных интервалах времени человек не получает этих благ в объективно физиологически необходимых объёмах, то для него как личности возможна только борьба за физиологическое выживание. А общество, где таких людей много, неизбежно деградирует и распадается
4 июля 1933 г. в одной из радиопередач из серии «Беседы у камина» Фр. Рузвельт заявил следующее:
Я совершенно не разделяю мнение тех профессиональных экономистов, которые настаивают, что всё должно идти своим чередом и что вмешательство людей неспособно повлиять на экономические болезни. Мне-то известно, что эти профессиональные экономисты с давних пор каждые пять — десять лет меняют свои формулировки экономических законов (выделено жирным нами при цитировании: это отрицание жизненной состоятельности экономической науки с грифом «для всех»).
30 сентября 1934 г. в одной из радиопередач из серии «Беседы у камина» он затронул вопрос о роли государственности в жизни общества:
Я разделяю убеждение Авраама Линкольна, который говорил: «Законная задача правительства — делать для сообщества (хотя тут стоило бы сказать общества) людей всё то, что им нужно, но что сами они, выступая каждый в своём индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не могут сделать хорошо» (выделено нами при цитировании).
Поддержание нормальной алгоритмики государственного управления
Государственное управление должно основываться, в первую очередь, на потребностях биосферы, которые в какой-то мере отражает схема природопользования, разработанная Доксиадисом, как мы писали в статье «Потребности биосферы — должны стать основой нашей экономики» https://informacenter.ru/2014/06/den-ecologa/.
Современный греческий архитектор К.А. Доксиадис (C. Doxiadis. Marriage between Nature and City, International Wildlife, v.4, no.1, January — February 1974 http://www.doxiadis.org/Downloads/marriage_between_nature_and_city.pdf). разработал оптимальную структуру землепользования, которая по его и по нашему мнению может применяться при анализе потребностей биосферы и выработке политики природопользования при осуществлении человеческой жизнедеятельности.
Анализируя типы ландшафтов в общей площади территории, К.А. Доксиадис рекомендует в качестве оптимума структуру землепользования, представленную на картинке, позволяющую обеспечить как устойчивость биосферы, так и хозяйственную деятельность и быт цивилизации.
В оптимальной на его взгляд структуре:
40 % площади должны составлять территории, обладающие тем или иным заповедным статусом, на которых хозяйственная деятельность практически полностью запрещена,
42 % — территории, посещение которых людьми признаётся допустимым в целях отдыха и ограниченного ведения хозяйственной деятельности, не нарушающей устойчивости биоценозов в их сложившихся границах,
10,5 % — сельхозугодья,
7,3 % — территории населённых пунктов, транспортных инфраструктур и промышленных предприятий (за исключением тяжёлой промышленности и переработки отходов),
0,2 % — площади под предприятиями тяжёлой промышленности и переработки отходов.
И на следующем рисунке представлена взаимная обусловленность частных управленческих задач в ходе реализации концепции устойчивого развития.
На основе схемы Доксиадиса можно выработать биосферно-экологическую политику государства. Одним из аспектов этой политики является определение биосферно допустимой экологической ниши, которую в каждом регионе, обладающем своим своеобразием, может занимать цивилизованное общество (этому соответствуют блоки 1 и 2 в структуре алгоритмики государственного управления). А это предполагает необходимость отказа от исторически сложившегося образа жизни цивилизации путём перехода к ландшафтно-усадебной урбанизации. Это позволит поддерживать устойчивость биосферы и воспроизводство здоровых поколений, сочетать в себе удобства городского образа жизни со здоровьем сельского образа жизни. При этом такой подход свободен от недостатков каждого из них при опоре на современные и перспективные технологии и организацию макро- и микро- уровней экономики.
Это открывает возможности к выработке демографической политики государства. Она должна определить количественные и качественные (медико-биологические и социокультурные) показатели, которыми должно обладать население в каждом регионе, а также — допустимые параметры миграции населения между регионами. Причём миграция должна рассматриваться и с точки зрения бесконфликтности внутрисоциальных отношений, так и в биосферно-экологических аспектах.
При этом необходимо понимать, что демографическая политика — фактор, которому должна быть подчинена экономическая политика, а не наоборот (как это имеет место в либерально-рыночной экономической модели), хотя демографические параметры и обуславливают возможности экономической деятельности.
Поскольку жизнь цивилизованного общества невозможна без инфраструктур разного рода, то с демографической и биосферно-экологической политикой необходимо должна быть связана инфраструктурная политика (это отражено в блоке 3 структуре алгоритмики государственного управления).
И только из неё вытекает экономическая политика региона и процессы её исполнения. После завершения определённых этапов опять следует оценка территориии и корректировка биосферно-экологической политики вкупе с демографической политикой. Так цикл замыкается.
Государственное регулирование экономики посредством планов долгосрочного развития
Государственное регулирование экономики подразумевает создание системы государственного долгосрочного планирования на основе межотраслевых балансов продуктообмена и финансового обмена.
Межотраслевой баланс (МОБ, метод «затраты-выпуск») — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. На схеме ниже можно видеть структуру взаимосвязей отраслей в экономике, определяющую направления движения товаров в одну сторону и финансов — в другую сторону в экономике. Соответственно, межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах.
Балансы должны быть нацелены на удовлетворение демографически обусловленного спектра потребностей с указанной выше приоритеностью. А деградационно паразитические потребности должны постепенно подавляться и удовлетворяться по остаточному принципу до изменения культуры общества до состояния, исключающего воспроизводство такого рода потребностей.
Это так же подразумевает управление стандартами на продукцию (включая её ресурсные характеристики, эргономичность и ремонтопригодность) и управление динамикой производственных мощностей отраслей: т.е. их наращиванием и сокращением по мере необходимости. Возможность к этому открывает предсказуемость демографически обусловленного спектра потребностей на долгосрочную перспективу при проведении в жизнь государственной политики подавления и искоренения деградационно-паразитических составляющих культуры.
В аспекте математического моделирования эта задача аналогична задаче вывода ракеты на маневрирующую цель, её сопровождения и поражения, т.е. эти задачи давно и успешно решаются в военном деле при обеспечении противовоздушной и противолодочной обороны.
Соответственно производство в обеспечении деградационно-паразитического спектра потребностей следует отнести к собственным шумам системы и помехам, наводимым извне. И потому производство продукции (включая услуги) в обеспечение деградационно-паразитических потребностей следует исключить из ВВП и учитывать отдельно, как вредоносную нагрузку на социально-экономическую систему.
Так в СССР до 30 % поступлений в бюджет составляли доходы от удовлетворения деградационно-паразитических потребностей общества (вино-водочная и табачная монополия). По отношению к задаче строительства справедливого общества это равносильно тому, что в процессе запуска ракеты на поражение цели, запускается ещё и специальная помеха, чтобы цель ни в коем случае не была поражена. И сегодня эта традиция имеет продолжение: либеральная общественность и государственность РФ дискутируют по вопросу о возобновлении госмонополи на выпуск алкогольной и табачной продукции или о расстоянии от детей до бутылки, умалчивая при этом, что в 1970‑е — 1980‑е гг. на 1 рубль доходов от продажи алкоголя приходилось до 5 рублей ущерба, в результате травматизма, аварийности и общего снижения уровня здоровья населения, вызванных потреблением алкоголя. Т.е. государственность и «общественность» борются не за то, чтобы ликвидировать помеху как таковую, а за то, чтобы монополизировать возможность самим запускать помеху осуществлению целей общественного развития . При этом общество пытаются убедить в том, что госпомеха (в отличие от помехи частно-предпринимательской, тем более нелегальной) — более «чистая и надёжная» в том смысле, что хотя алкоголь и курение вредны для здоровья, но в умеренных дозах они терпимы.
О том, что общество никогда не будет благоденствовать, если культивирует деградационно-паразитические потребности под предлогом, что они допустимы «в меру», ревнители госмонополии на непалёный алкоголь, умалчивают.
Требования к государственным планам долгосрочного развития
Упомянутая выше последовательность межотраслевых балансов, ведущая к гарантированному удовлетворению демографически обусловленных потребностей, — это план. Требования к нему просты: планы по отраслям должны задаваться такие, чтобы отрасль могла гарантированно их выполнить, то есть обладать определённым запасом устойчивости. Иначе говоря, планы не должны быть напряжёнными и тем более — «перенапряжёнными», т.е. заведомо невыполнимыми вследствие их необеспеченности ресурсами и производственными мощностями.
Наличие доступных ресурсов и запасы производственных мощностей во всех отраслях должны быть таковы, чтобы гарантированно обеспечить выполнение общехозяйственного плана, а так же и — перевыполнение в случае, если общество нуждается в этой продукции в большем объёме, нежели это предусмотрено планом.
Может возникнуть вопрос: а для чего нужен такой общехозяйственный план, если он должен быть заведомо выполнимым? Если планы отраслям народного хозяйства заданы завышенные, тогда такие отрасли будут пытаться «прыгнуть выше головы», и тогда либо будут подделываться итоги и отчётность, либо отрасль, работая на пределе возможностей, пойдёт в разнос, как это можно было не раз наблюдать на экономическом опыте СССР.
План должен задавать границу, ниже которой производство опуститься не должно, поскольку в противном случае качество жизни общества будет неприемлемым. А всё, что отрасль производит сверх плана, будет уходить в запас устойчивости плана отрасли и доперераспределяться рынком.
Кроме того, что план изначально должен быть обеспечен резервом производственных мощностей во всех отраслях, научно-технический и организационно-технологический прогресс также идёт в запас устойчивости плана.
Научно-технический прогресс носит непредсказуемый характер, и потому его невозможно планировать на общегосударственном уровне. Новшества создаются на местах в инициативном порядке. Дальнейшая их судьба определяется тем, насколько общегосударственная система макроэкономического управления и этика, господствующая в обществе, способны интегрировать инновации в продукцию, в технологии и в организацию её производства, распределения и потребления.
Высказанные требования к плану социально-экономического развития отрицают практику планирования в СССР, когда план должен был быть предельно напряжённым (а реально был перенапряжённым и потому не выполнимым). Научно-технический и организационно-технологический прогресс «планировался» с потолка, а хозяйственная система была к нему невосприимчива, поскольку быстродействие монополизированного централизованного планирования и директивно-адресного управления было не в состоянии учесть и оценить всё множество изобретений и дать команды на их внедрение в практику хозяйствования.
Что есть что в макроэкономической системе
Многие явления в жизни многозначны, и если находиться на мировоззренческих позициях частного предпринимателя или же индивида, обеспокоенного исключительно потребительскими интересами (своими собственными и своей семьи), то многое в жизни общества в принципе невозможно понять. Если же подняться на уровень собственника хозяйственной системы общества и её «топ-менеджеров», то многие привычные вещи обретают совсем иное значение.
Если смотреть с уровня собственника и «топ-менеджеров» народного хозяйства, то управленческая функция цены на продукцию и природные блага при их дефиците — ограничивать доступ к их потреблению платёжеспособностью физических и юридических лиц.
Это утверждение касается подавляющего большинства цен, за исключением цен, входящих в состав базы прейскуранта, о чём речь пойдёт далее. Соответственно этой функции цены в задаче гарантированного удовлетворения демографически обусловленных потребностей всего населения в системе саморегуляции рыночным механизмом потребления продуктов как в сфере производства, так и конечного продукта вне сферы производства, прейскурант на продукцию (список продукции с её ценами) конечного потребления предстаёт как финансовое выражение вектора ошибки общественного самоуправления.
Прейскурант на конечную продукцию удовлетворяет всем требованиям, которые теория управления предъявляет к вектору ошибки управления:
- во-первых, он складывается объективно вне зависимости от отчётной статистики, творцы которой могут с её помощью пытаться выдавать желаемое за действительное;
- во-вторых, падение качества управления сопровождается ростом значений компонент вектора ошибки управления, а рост качества управления имеет следствием уменьшение значений компонент вектора ошибки управления вплоть до полного их обнуления.
Так же обстоит дело и с ценами на конечную продукцию:
- они складываются из экономической деятельности множества субъектов: промышленников, предпринимателей, торговцев, транспортировщиков, ростовщиков, инвесторов и других, а не из отчётной статистики;
- неадекватность экономического образования в сфере государственного управления имеет следствием общее падение качества управления народным хозяйством, что выражается в постоянном росте цен на продукцию конечного потребления.
Такова же взаимосвязь качества управления макроэкономической системой и цен.
Однако задача обнуления прейскуранта на конечную продукцию (то есть когда пришёл в магазин и взял сколько тебе нужно, поскольку всего и всем хватает) не имеет решений, изолированных только в области финансово-экономической деятельности: эта задача может быть решена только в результате развития культуры общества в целом и личностного — нравственно-мировоззренческого развития людей, это общество составляющих. Но это не означает, что в тот период исторического времени, когда люди таковы, каковы они есть, прейскурант не должен интерпретироваться в задачах макроэкономического управления в качестве выражения вектора ошибки управления.
Об этом есть историческая быль:
Приходит как-то Ворошилов к товарищу Сталину и спрашивает:
— Товарищ Сталин, а когда мы достигнем коммунизма?
Сталин подводит его к окну, откуда видна Москва река и спрашивает:
— Клим, видишь реку? Вот скажи мне, сколько платят люди, чтобы воды взять? — хитро прищурившись спрашивает Сталин.
— Нисколько.
— А почему?
— Потому что всем воды в реке хватает, — отвечает Ворошилов.
— Вот, Клим тебе и ответ: когда хлеба станет всем хватать и он станет бесплатным, как вода в реке, мы и войдем в первую фазу строительства коммунизма — улыбнувшись говорит Сталин.
Понятийный аппарат и система представлений о функционировании рынков, выработанная на основе финансово-счётного подхода буржуазным либерализмом, не позволяет решать задачу настройки рыночного механизма на поддержание им саморегуляции производства и потребления, гарантирующей удовлетворение жизненных потребностей всего населения в преемственности поколений.
Положение усугубляется ещё и тем, что законодатели в их большинстве управленчески безграмотны и потому крайне непрофессиональны как разработчики алгоритмов решения разного рода задач в практике государственного управления и общественного самоуправления. Поэтому задача настройки рыночного механизма на функционирование в режиме экономического обеспечения бескризисного общественного развития в преемственности поколений — неподъёмна для экономистов и юристов, получающих образование в соответствии с прошлыми и ныне действующими стандартами Министерства образования и науки. Для её решения требуется иной понятийный аппарат, выражающий управленчески и метрологически состоятельные представления о функционировании рынка.
Роль энергии в финансовой системе
Из общеобразовательного курса физики известно, что полезный результат, который можно получить от любой системы, определяется соотношением:
«Полезный результат» = «коэффициент полезного действия» * «количество энергии, введённой в систему»
По отношению к народному хозяйству это означает, что спектр производства продукции — годовой ВВП — обусловлен:
- коэффициентом полезного действия (КПД) технологий и организации производства и распределения продукции в народном хозяйстве
- и распределением энергопотенциала по отраслям.
Получается, что на одной чаше весов — ВВП, а на другой — объём средств платежа, который обслуживал на протяжении этого времени продуктообмен. Это обстоятельство позволяет решить вопрос о метрологической состоятельности всех финансовых показателей в жизни общества на основе избрания энергетического инварианта прейскуранта и признания энергетического стандарта обеспеченности платёжной единицы в качестве макроэкономического контрольного параметра.
Инвариант прейскуранта это — товарный продукт, участвующий в продуктообмене наравне с прочими продуктами, количеством которого исчисляются цены всех остальных товаров и все стоимости. Цена инварианта всегда равна 1, что и дало название термину. В качестве инварианта может быть избран любой продукт, но в условиях современности, когда все отрасли и быт семей так или иначе зависят от потребления электроэнергии, в качестве инварианта прейскуранта наиболее предпочтителен килоВатт * час электропотребления.
«Энергетический стандарт обеспеченности платёжной единицы» = «годовой объём производства электроэнергии» / «объём денежной массы, находящейся в обращении»
Вместо годового объёма производства электроэнергии в эту формулу может быть введена совокупная мощность действующих электростанций.
Уровень цен при достигнутом уровне и спектре производства (предложении продукции) обусловлен объёмом денежной массы, находящейся в обращении, т.е. обусловлен энергетическим стандартом обеспеченности платёжной единицы. Текущее значение энергетического стандарта может изменяться под воздействием разных факторов, но быстрый выход его значения за некие критические пределы влечёт за собой утрату кредитно-финансовой системой (КФС) способности к сборке макроэкономической системы государства из множества административно самостоятельных предприятий микроуровня. В лёгкой форме утрата этой способности КФС предстаёт как сокращение занятости и загрузки действующих предприятий, а в наиболее тяжёлых случаях — как крах народного хозяйства как системной целостности, что в России имело место в последний раз в «лихие девяностые».
Причина системного краха такого рода — возникновение диспропорций между производственными мощностями в их натуральном учёте и покупательной способностью оборотных средств предприятий. Например, когда денег в обществе слишком мало, чтобы обеспечить сбыт всей продукции предприятий или наоборот, когда платёжеспособность денег падает с увеличением денежной массы. Вследствие этого одни предприятия не в состоянии загрузить свои производственные мощности, а другие не способны созидательно реализовать свои сверхприбыли, а общество при этом не получает той продукции, которая необходима для его развития (включая и развитие его науки, образования и производственной базы). К тому же общество при этом на годы, а то и десятилетия утрачивает способность к развитию. В такого рода системных катастрофах первыми гибнут предприятия с длительными производственными циклами, а за ними «валится» всё народное хозяйство. Балансовые модели позволяют показать алгоритмику генерации и развития такого рода системных катастроф и соответственно, могут быть инструментом, позволяющим их гарантированно избегать.
При соотнесении с энергетическим стандартом обретают метрологическую состоятельность и балансовые модели в стоимостной форме учёта продукции, так как стоимость становится привязана к объёму производимой обществом продукции через привязку к энергии. При этом долгосрочное планирование (построение последовательности межотраслевых балансов) в целях удовлетворения демографически обусловленных потребностей может осуществляться в стоимостной форме на основе энергоинвариантных цен. В этом случае план открывает долгосрочную перспективу, а неизбежный научно-технический прогресс при адекватном текущем управлении макроуровня гарантирует, что качество жизни общества будет лучше, нежели это предусматривает план.
База прейскуранта — основа всех цен в обществе
На основе уравнений межотраслевого баланса в стоимостной форме учёта можно выявить малочисленную группу продуктов, значительный рост цен на которые влечёт за собой значительный рост цен и на все стальные продукты. Эта группа продуктов образует базу прейскуранта. К базе прейскуранта относятся, прежде всего, первичные энергоносители, тарифы на электроэнергопотребление, транспортные тарифы, а также — ставка ссудного процента по кредиту.
Если смотреть с уровня собственника народного хозяйства, то управленчески целесообразно, чтобы база прейскуранта была определена по составу, а цены на входящие в неё продукты — были фиксированными. Это является основой для того, чтобы бизнес-планы на уровне микроэкономики — административно самостоятельных предприятий были адекватны будущему. Сегодня частые изменения в политике цен на продукты, входящие в базу прейскуранта приводят к тому, что небольшие предприятия не могут свести концы с концами и единственным выходом для них покрыть текущие и возможные риски — это завысить цены на порядок, а то и в несколько раз, чтобы у предприятия был достаточный запас устойчивости при резких колебаниях цен на продукты, от которых зависят цены продукции этих предприятий. Устойчивость списка базы прейскуранта и фиксирование цен на эти продукты — это один из факторов, обеспечивающих способность КФС к сборке макроэкономической системы из множества микроэкономик.
Поэтому директивное задание государством цен базы прейскуранта — необходимое средство управления макроуровня.
Немного о ставке ссудного процента
В составе базы прейскуранта особое положение занимает ставка ссудного процента. Дело в том, что кредитование под процент имеет следствиями:
- рост цен за счёт того, что ставка по кредиту относится на себестоимость продукции;
- перекачку платёжеспособности из общества в корпорацию кредиторов, чьи интересы большей частью противоречат интересам большинства членов общества;
- вследствие и того, и другого — в КФС возникает группа физических и юридических лиц, не производящая ничего, но обладающая монопольно высокой покупательной способностью, а в остальном множестве физических и юридических лиц возникает дефицит покупательной способности по отношению к спектру предложения продукции по ценам, которые вследствие воздействия ссудного процента выше, чем должны были бы быть.
Т.е. реально при нулевой эмиссии средств платежа положительный ссудный процент, допускаемый законодательством государства в его КФС, не делает ничего, кроме того, что подтормаживает сбыт продукции для большинства населения и тем самым тормозит развитие производства — вплоть до его полной остановки из-за невозможности сбыта продукции и краха общественно-экономической системы; а главное — создаёт паразитическое сообщество, обладающее монопольно высокой покупательной способностью, которое осуществляет долговое рабовладение как в отношении государственности, так и в отношении населения.
Поскольку положительный ссудный процент порождает заведомо неоплатный долг (при наличествующем в обращении объёме денежной массы) и этот долг может быть погашен только за счёт эмиссии дополнительных средств платежа, то институт кредита со ссудным процентом воздействует на эмиссионную политику в направлении необратимого снижения энергетического стандарта и имеет следствием обворовывание населения за счёт инфляции и перераспределения номиналов в карманы богатеев. Т.е. ссудный процент — главный генератор инфляции. Утверждение о том, что высокие ставки по кредиту — следствие высокой инфляции — изначально злоумышленно лживо. Об этом мы писали не раз и не два: https://informacenter.ru/2014/10/vopros/, https://informacenter.ru/2014/09/izmena-centrobanka/,https://informacenter.ru/2014/08/centrobank/, https://informacenter.ru/2014/03/boevaya-econom-oper/.
Поэтому, если общество — действительно гражданское, демократическое, а назначение народного хозяйства — гарантированное удовлетворение жизненных потребностей населения в продукции (включая услуги) в преемственности поколений, то его государственность обязана построить систему беспроцентного кредитования или же кредитования с отрицательными ставками ссудного процента. Если она этого не делает, а тем более пытается убедить людей в том, что высокие ставки по кредиту (включая ипотеку) — следствие высокой инфляции, то это — однозначный показатель того, что государственность служит транснациональной корпорации ростовщиков, узурпировавших банковское дело в глобальных масштабах. Кто из политиков этого не понимает, а кто осознанно продался и служит глобальной корпорации ростовщиков — значения не имеет. Но такие государства не имеют права называться «демократическими», а общества — «гражданскими».
Интеграция рыночного механизма в государственное управление народным хозяйством на плановой основе
Ещё один аспект настройки рыночного механизма на саморегуляцию производства и распределения продукции в соответствии с потребностями общественного развития обусловлен законами не регулируемого государством ценообразования, т.е. законами так называемого «свободного рынка».
Социально ориентированное регулирование рынка (настройка рыночного механизма на определённый вектор целей) предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач на основе государственной системы долгосрочного и краткосрочного планирования общественно-экономического развития:
[dropcap]1[/dropcap] Интеграция в русле определённой концепции социально-экономического развития множества административно самостоятельных предприятий (а так же и их разнородных объединений) в целостность народного хозяйства страны.
[dropcap]2[/dropcap] Развитие подавляющего большинства существующих предприятий в долгосрочной перспективе.
[dropcap]3[/dropcap] Обеспечение перетока капитала между отраслями и, соответственно, — перепрофилирование существующих предприятий по мере того, как меняются общественные потребности в продукции, без доведения предприятий до банкротства и сопутствующих их финансовому краху социальных неурядиц местного, регионального и тем более общегосударственного масштаба.
[dropcap]4[/dropcap] Поддержание функционирования государственности как системы управления на профессиональной основе делами общественной в целом значимости на местах и в целом.
[dropcap]5[/dropcap] Создание и функционирование государственных и общественных институтов, формирующих платёжеспособный спрос на продукцию, относимую прежде всего к потребностям получения образования и свободного времени для самообразования, досуга и занятий с детьми, а так же и к остальным группам, и защищающих этот спрос от его уничтожения рыночным повышением цен на другие — «более высокоприоритетные» (в аспекте сиюминутности) виды продукции.
Т.е. совокупность названых задач охватывает сферу производства, сферу государственного управления, и сферу потребления конечной продукции в быту семей. И финансово-счётный подход, тем более в его либерально-буржуазных версиях, приверженцы которых убеждены в том, что «свободный рынок» сам всё отрегулирует общественно полезным образом, не даёт инструментов к взаимно согласованному решению названных задач в их совокупности.
Прежде всего, для успешного решения названных задач в их совокупности необходимо понимать, что качеством самодостаточности в смысле производства и потребления продукции может обладать только народное хозяйство в целом вместе с населением страны (либо хозяйство довольно крупного региона в пределах государства). В ряде случаев зависимость народного хозяйства от экспортно-импортного продуктообмена носит такой характер, что это качество не достигается и на уровне макроэкономической системы государства, вследствие чего государства вынужденно объединяют свои усилия и ресурсы для осуществления многих проектов (так, например, общеевропейский проект «Эарбас» неподъёмен ни для одной из европейских стран по-одиночке). Тем более ни одно административно самостоятельное предприятие или их объединение не обладает качеством производственно-потребительской самодостаточности, в силу чего его существование невозможно и бессмысленно вне экономико-политических систем, интегрирующих его в свой состав.
Практически это означает, что атомный ледокол типа «Арктика» — один из элементов инфраструктурного объекта под названием «Северный морской путь», а не самостоятельное предприятие. Вследствие этого его «самостоятельное» экономическое существование бессмысленно, поскольку его предназначение — смысл его строительства — в том, что он должен обслуживать работу всего инфраструктурного объекта. И соответственно он должен быть рентабельным в его составе за счёт самоокупаемости инфраструктурного объекта в целом. Но и «Северный морской путь» — не только элемент объемлющей его экономической системы под названием «Народное хозяйство России», но кроме того — и инструмент, участвующий в решении задач политики:
- обеспечение взаимосвязей населения разных регионов и экономических взаимосвязей элементов народного хозяйства, расположенных в них;
- поддержание территориальной целостности страны, чьи ресурсы, по мнению многих зарубежных политиков, — якобы достояние всего «мирового сообщества» цивилизованных людей или «перспективных» сопредельных стран, а населяющие её недочеловеки соответственно (в лучшем для них варианте) — рабсила для эксплуатации этих ресурсов в интересах их «настоящих хозяев».
Поэтому если Россия намеревается существовать как суверенное государство и в будущем, то «Северный морской путь» должен быть рентабельным в составе экономико-политического комплекса под названием «Народное хозяйство России» вне зависимости от цен «свободного» рынка. И это касается всех других элементов в составе этого комплекса, если они работают на решение разного рода частных задач в русле концепции социально-экономического развития России.
Комплекс в целом тоже должен быть рентабельным, но не в том смысле, как это представлялось приверженцами финансового-счётного подхода в прошлом. Он должен быть рентабелен в том смысле, что при анализе и планировании его деятельности на основе учёта продукции в ценах, выраженных через энерговариант прейскуранта — затраты на развитие производства в обеспечение удовлетворения естественных (демографически обусловленных) потребностей собственного населения и решение внешнеполитических и экономических задач государства должны быть меньше, чем стоимость произведённой в результате этого продукции для удовлетворения естественны потребностей, и срок окупаемости инвестиций должен быть по возможности короче.
Однако вопреки этому, в 1990‑е годы, когда государственная власть была в руках монетаристов — выразителей финансово-счётного подхода, атомные ледоколы — в индивидуальном порядке — зарабатывали деньги на своё существование тем, что возили туристов-толстосумов на Северный полюс, вместо того, чтобы поддерживать работоспособность «Северного морского пути» и обеспечивать «северный завоз» в регионы Сибири, Чукотки, Камчатки и Дальнего Востока, а также — осуществлять транзитную проводку судов иностранных перевозчиков кратчайшим путём между Атлантическим и Тихим океанами.
По сути, финансовое принуждение ледоколов в 1990‑е гг. к круизам было вредительством, а идеи буржуазного либерализма и монетаризма служили оправданием и «научным обоснованием» неизбежности и необходимости этого вредительства, проводимого руками тогдашнего Кремля. Но это — только один из множества фактов вредительства такого рода.
Заключение
Признание того факта, что смысл существования и общественная полезность хозяйственных единиц по отношению к интересам населения России достигается только в составе экономико-политического комплекса под названием «Народное хозяйство России» в целом, означает, что в пределах этого комплекса должна быть выстроена сеть каналов денежного обращения, каждый из которых обладает определённым функциональным назначением в жизни и развитии этого комплекса в преемственности поколений. Именно это пытался сделать Ф.Д.Рузвельт в США в годы «великой депрессии». Эта система не может сложиться сама собой под воздействием законов ценообразования «свободного рынка». Тем более, если этот «рынок» открыт для любых действий на нём разного рода зарубежных субъектов по их ничем не ограниченному усмотрению. Она должна быть построена осмысленно-целесообразно для защиты от этого самого «свободного» рынка населения и процесса общественного развития. И это обстоятельство снова возвращает нас к межотраслевым и межрегиональным балансам продуктообмена и финансового обмена и приводит к вопросу о вкладе каждого административно самостоятельного предприятия (а так же их объединений) в этот общий баланс.
При этом также необходимо признать, что экономико-политический комплекс под названием «Народное хозяйство России» может успешно развиваться только вследствие успешного развития подавляющего большинства составляющих его элементов. Т.е. здоровый организм может состоять только из здоровых клеток.
Комментарии: