17 ноября 1994 года по инициативе Законодательного Собрания Вологодской области состоялась Учредительная Конференция, на которой была образована Северо-Западная Парламентская Ассоциация (СЗПА).
Соучредителями выступили законодательные собрания 11 субъектов Российской Федерации:
- Законодательное Собрание Республики Карелия
- Государственный Совет Республики Коми
- Архангельское областное Собрание депутатов
- Законодательное Собрание Вологодской области
- Калининградская областная Дума
- Законодательное Собрание Ленинградской области
- Мурманская областная Дума
- Новгородская областная Дума
- Псковское областное Законодательное Собрание
- Собрание депутатов Ненецкого автономного округа
- Законодательное Собрание города Санкт-Петербурга
Участниками был подписан Договор об образовании СЗПА, принят Устав Ассоциации. Председателем СЗПА избран Хрипель Геннадий Тимофеевич — председатель Законодательного Собрания Вологодской области. Действующим Председателем ПАСЗР является Оргеева Марина Эдуардовна, председатель Калининградской областной Думы. В 2014 году Ассоциации исполняется 20 лет.
Согласно информации, представленной на сайте Законодательного Собрания Вологодской области (http://www.vologdazso.ru/int_parl/8004/):
Парламентская Ассоциация Северо-Запада России (ПАСЗР) — самостоятельная, самоуправляемая, добровольная организация законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе.
Целями деятельности Парламентской Ассоциации являются:
- содействие развитию правового государства, демократии и российского парламентаризма;
- согласование деятельности по укреплению парламентаризма и конституционных форм правления;
- выработка согласованного подхода к проведению политических, экономических и социальных реформ;
- укрепление контактов и диалога между парламентами и парламентариями Российской Федерации, расширение связей с парламентариями других стран;
- содействие обеспечению политической стабильности в обществе, целостности и безопасности Российской Федерации;
- развитие традиций и уважительное отношение к национальным интересам, сохранению этнической, культурной и языковой самобытности народов, проживающих в Северо-Западном регионе Российской Федерации;
- координация деятельности в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Задачами Парламентской Ассоциации являются:
- организация конференций, семинаров, иных мероприятия по вопросам законодательства и парламентаризма;
- подготовка, анализ и систематизация законодательных предложений;
- содействие в продвижении законодательных инициатив в Федеральном Собрании Российской Федерации;
- обмен правовой информацией между членами Парламентской Ассоциации;
- взаимодействие с представителями парламентских ассоциаций других регионов Российской Федерации;
- представительство интересов членов Парламентской Ассоциации по их поручению в федеральных и международных органах.
Так, на заседании Регионального Совета Баренцева Евро-Арктического Региона (Петрозаводск 8.06.2006) принято решение предоставить ПАСЗР статус наблюдателя при Региональном Совете БЕАР.
Членами Парламентской Ассоциации Северо-Запада России являются законодательные (представительные) органы государственной власти 11 субъектов Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе. Высший орган Ассоциации — Конференция, которая созывается председателем и проводится не реже двух раз в год. Рабочими органами являются Президиум и 12 постоянных комитетов, которые осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на Конференцию. Для обеспечения деятельности каждого из постоянных комитетов определён законодательный орган одного из субъектов Северо-Западного региона Российской Федерации в качестве координатора.
- по правовым вопросам. Координатор: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;
- по вопросам местного самоуправления. Координатор: Законодательное Собрание Республики Карелия;
- по экономической политике и бюджетным вопросам. Координатор: Законодательное Собрание Ленинградской области;
- по вопросам агропромышленного комплекса;
- по рыбохозяйственному комплексу. Координатор: Архангельское областное Собрание депутатов;
- по социальной политике. Координатор: Новгородская областная Дума;
- по образованию, науке и высшей школе. Координатор: Законодательное Собрание Вологодской области;
- по природным ресурсам и природопользованию. Координатор: Государственный Совет Республики Коми;
- по экологии. Координатор: Калининградская областная Дума;
- по делам Севера и малочисленных народов. Координатор: Собрание депутатов Ненецкого автономного округа;
- по культурной политике и туризму. Координатор: Псковское областное Собрание депутатов;
- по межпарламентскому сотрудничеству. Координатор: Мурманская областная Дума.
Из представленного списка видно, что Законодательное Собрание Республики Карелия координирует работу постоянного комитета по вопросам местного самоуправления. Наверное, это не случайно, так как в Карелии знают, как работать с людьми и как жить в мире и согласии. Действующий Глава Республики Карелия — Александр Петрович Худилайнен является членом Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления и неоднократно выступал с инициативами по изменению системы местного самоуправления. После проведения в мае 2014 года Госсовета по местному самоуправлению мы публиковали материал об итогах заседания https://informacenter.ru/2014/06/gossovet/.
В своей статье «Что важнее: эффективное местное самоуправление или власть олигархов?» (https://informacenter.ru/2014/06/zakon-msu/) мы довольно подробно, в доступной для читателя форме, попытались также разобраться: а какая же модель управления МСУ на сегодняшний день более рациональна и приемлема. Также в июле у нас был опубликован материал «Местное самоуправление: вчера, сегодня… завтра?» (https://informacenter.ru/2014/07/msu/), в котором мы рассматривали этапы становления местного самоуправления в России и что из опыта прошлых лет применимо в сегодняшней практике жизни.
Учитывая тот фактор, что Карелия не является промышленным гигантом и испытывает финансовые сложности в формировании доходной части бюджета региона, главный ресурс, которым обладает регион, — это люди. А люди полнее всего могут проявить себя тогда, когда они на практике решают жизненные задачи и занимаются созидательной деятельностью. Умение жить в ладу друг с другом проявляется и в работе коллегиальных органов. ПАСЗР является площадкой для выработки общей позиции на Северо-Западе России. Давайте попытаемся проанализировать, для чего необходимо формирование общих подходов.
Общие подходы
Напомним, что Северо-Западный федеральный округ образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849. Общая территория Северо-Западного федерального округа составляет 1 млн. 687 тыс. кв. км, или 9,9 процента территории Российской Федерации, на которой проживают 13 млн. 660 тыс. человек, или 9,5 процента населения Российской Федерации. Средняя плотность населения — 8,1 чел. на кв. км. Городское население составляет 83,7 процента, сельское — 16,3. Мужчины составляют 45,8 процента, женщины — 54,2. В состав округа входят: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Административный центр округа — г. Санкт-Петербург.
Что объединяет эти регионы:
[dropcap]1[/dropcap] Климат. Большинство регионов находятся на европейском севере, где климат умеренный и субарктический. Природные условия сложные, по типу близкие к сибирским, характерны низкие температуры, вечная мерзлота и ветры. Часть территории расположена севернее полярного круга. Воздух имеет высокую влажность. Выпадает небольшое количество осадков, но из-за малого испарения они способствуют образованию большого числа болот, озер и рек. Важным климатообразуещем фактором является омывание морями Североного Ледовитого и Атлантического океанов, из-за чего климат отличается сравнительно теплой зимой и прохладным летом на северо-западе округа, а на севере суровой зимой и сравнительно коротким, но теплым летом.
[dropcap]2[/dropcap] Ресурсы:
Лес: территория округа преимущественно равнинная, находится в зоне смешанных лесов, тайги, лесотундры и тундры. В округе сосредоточено около 50 % лесных ресурсов европейской части России, а хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия.
Вода: на территории округа протекают полноводные реки, часть равнинных рек имеет судоходное значение. Крупнейшими реками являются Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Так же на территории СЗФО, в основном в западной части, располагаются многочисленные озера, в том числе крупнейшие озера Европы — Ладожское и Онежское. Северо-Западный федеральный округ обладает почти половиной водных ресурсов европейской части России. Особое значение имеют 2 порта: незамерзающий Мурманск, в котором начинается Северный морской путь и Архангельск.
Природные ископаемые: в СЗФО сосредоточено почти 72 % запасов апатитов, около 77 % — титана, 45 % — бокситов, 19 % — минеральных вод, около 18 % — алмазов и никеля России. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов — железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения. Важное место в экономике округа занимает добыча нефти и угля. Основная добыча нефти и угля сосредоточена в республике Коми. Усинское и Возейское месторождения обеспечивают около 88 % добычи нефти в регионе. Основная добыча газа приходится на Вуктыльское месторождение, дающее 90 % газа федерального округа. Запасы нефти и газа так же имеются в Калининградской области, в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей.
[dropcap]3[/dropcap] Местоположение. На юге Северо-Западный федеральный округ граничит с Приволжским федеральным округом и Центральным федеральным округом, на востоке — с Уральским федеральным округом. Округ имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.
Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение — граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией. Соответственно, довольно развито международное сотрудничество в разных областях.
Арктическая зона: В Арктическую зону Северо-Запада полностью или частично включены территории Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа. По ходатайству Республики Коми в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» дополнительно включена еще одна территория — муниципальное образование городской округ Воркута. Для регионов, расположенных в Арктической зоне, важнейшим условием дальнейшего развития является ускоренное промышленное освоение новых месторождений, обеспечение локализации перерабатывающих производств в ближайших к Арктике промышленных центрах.
[dropcap]4[/dropcap] Хранилище культурного и исторического наследия:
Богатое культурное наследие представлено археологическими памятниками, в том числе уникальными (Беломорскими петроглифами); этнографическими поселениями (русскими поморскими, карельскими, ненецкими, саамскими и коми), центрами северных народных промыслов — городами Каргополь, Великий Устюг, Холмогоры, Кириши и др.; древнейшими городами (Архангельск); знаменитыми архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга и его пригородов; православными святынями — монастырями (Кирилово-Белоозерский, Ферапонтов, Горецкий, Валаамский, Соловецкий); историческими путями (Северный морской путь).
Европейский Север чрезвычайно насыщен памятниками архитектуры культового и светского назначения. Мировую известность имеют православные святыни в Кижах, на Валааме, Соловецких островах, в Каргополе, Вологде и Великом Устюге. Огромным историко-культурным потенциалом располагает Санкт-Петербург. Этот район известен своими промыслами: резьбой по кости, художественной обработкой металла, кружевоплетением и др.
[dropcap]5[/dropcap] Рекреационные ресурсы: Ландшафты этой зоны характеризуются большими функциональными возможностями. Горные районы Карелии и Кольского полуострова, горные массивы Северного и Полярного Урала позволяют развивать горный туризм, скалолазание и спортивные сплавы; равнинные территории пригодны для пешего, конного туризма и любительских сплавов.
Север занимает две природные зоны: на севере располагается тундра, на остальной территории — тайга. В южной части этой зоны леса более разнообразны и благоприятны для туризма и лечебного отдыха. На большей территории леса богаты пушным зверем, боровой и болотной птицей, что определяет широкие возможности развития охотничьего туризма. Природные комплексы интересны для экологического туризма: много уникальных и экологически чистых территорий. Зона располагает многочисленными заповедниками (Лапландский, Кандалакшский, Печоро-Илычский заповедник, Пинежский, Кивач и др.), природными заказниками и памятниками природы. Здесь организовано 10 национальных парков, в т.ч. «Водлозерский», «Калевальский», «Кенозерский», «Себежский», «Куршская коса» , «Онежское поморье», «Паанаярви», «Русская Арктика», «Русский Север», «Югыд Ва» и проектируется еще несколько.
Европейский Север России напрямую связан с центром и богат разнообразными природными ресурсами. Север не подвергся нашествию татаро-монголов и не был придавлен крепостным правом. Может быть поэтому его жителям свойственны предприимчивость и отвага, готовность к риску, страсть к путешествиям и приключениям. Северяне издавна — отважные мореплаватели и землепроходцы, истовые миссионеры. Им также присущи поэтический настрой души, полнота восприятия мира, с чем связано развитие художественных промыслов, деревянного зодчества, фольклора, бережное отношение к своей культуре и истории.
Таким образом, деятельность ПАСЗР носит стратегический характер. У парламентариев есть возможность вырабатывать общий вектор по развитию своих регионов в частности и по развитию Северо-запада России в целом. Для процветания и планомерного социально-экономического развития региона необходимы людские ресурсы. А это значит, что слоган «забота о людях» должен стать принципом жизни, а не рекламным тезисом. Если в России принят курс на оздоровление населения и ограничение продажи алкогольной продукции, то, используя ресурсы ПАСЗР, можно закрепить данный курс на всей территории округа. Так, в статье «Парламентарии Северо-Запада предложили отдельно выдавать лицензии на розничную продажу алкоголя» (http://novved.ru/novosti/30857-parlamentarii-severo-zapada-predlozhili-otdelno-vydavat-litsenzii-na-roznichnuyu-prodazhu-alkogolya.html) о консолидированном решении об ограничении продажи алкоголя:
Ещё одна поднятая проблема на конференции — ночная продажа алкоголя в розлив точками общепита, днём замаскированными под магазины. Её уже пытались обозначить депутаты Новгородской области, так что решение на конференции было консолидированное — с такого рода обогащением за счёт здоровья людей нужно бороться с помощью ужесточения лицензирования и других законодательных мер.
Парламентарии Северо-Запада России предложили отдельно выдавать лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и на реализацию алкогольной продукции для предприятий общественного питания, а также ввести дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, если в отношении соискателя лицензии уже имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии.
Молодёжный парламент Республики Карелия также выступал с данной инициативой ещё в 2013 году: см. статью «Купи жвачку, водка в подарок» (http://vesti.karelia.ru/news/9037/), «Юные парламентарии Карелии предложили сделать массовые гуляния безалкогольными» (http://www.stolica.onego.ru/news/225014.html).
Смена растёт
Стремление к консолидации усилий рождает новые инициативы, так довольно интересной представляется инициатива по объединению молодежных парламентских структур Северо-Запада России в Ассоциацию Молодёжных парламентов Северо-Запада России. См. материал «Создание Ассоциации Молодёжных парламентов Северо-Запада России обсудили в Вологде» (http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=20-05-2014&newsid=210351). Съезд молодёжных депутатов с целью учреждения данной ассоциации пройдёт параллельно с очередным заседанием Президиума и XLVII Конференцией Парламентской Ассоциации Северо-Запада России 13 ноября 2014 года в Вологде на базе Законодательного Собрания Вологодской области. Символично, что в год 20-летия взрослой ассоциации появляется молодёжное крыло как новый этап в укреплении российского парламентаризма.
При подготовке статьи использовались данные с сайтов:
http://www.szfo.gov.ru/news/speeches?id=40741
http://www.ornatus.ru/themes/ekonomika/turizm/severo-zapadnyy-rayon-evropeyskogo-severa-rossii
Комментарии: