Как пишут в сети Интернет, День учителя — один из самых любимых профессиональных праздников. В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы и подарки, устраивают концерты, рисуют красочные стенгазеты и по традиции во многих школах проводят День самоуправления. Роль учителя в обществе всегда была и будет огромна и вроде бы всем ясна, понятна, однако в последнее время практика жизни показывает, что предлагаемая системой образования ролевая система в школе «учитель → ученик» даёт сбои и неадекватна. Содержательно алгоритмика учительствования меняется. Выражается это в том, что молодое поколение перестало воспринимать учителя так, как делало это раньше. Сегодня востребован новый тип учителей, умеющих «учить учиться», поддерживая процесс самообразования своих воспитанников, как друг, а не как надсмотрщик.
Что же произошло?
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
День учителя начали отмечать еще в Советском Союзе, указ об этом был издан 29 сентября 1965 года. Начиная с 1980 года, его праздновали в первое воскресенье октября.
В 1994 году случилось событие, которое задело и российских учителей: ЮНЕСКО ввела празднование Международного дня учителя 5 октября. Россия немедленно присоединила празднование «своего» Дня к этой дате, поэтому с 1994 года День учителя в России отмечается 5 октября.
Другие страны региона (Украина, Кыргызстан, Казахстан, Латвия, Белоруссия и Молдова) по-прежнему отмечают День учителя в первое воскресенье октября (http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-uchitelya/).
КТО ТАКОЙ УЧИТЕЛЬ?
Посмотрим на то как определяют «учителя» словари. Какую роль они отводят ему в общественной жизни?
Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но ещё и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения.
Педагог — это человек, обладающий профессиональными знаниями и передающий их в порядке обучающего процесса своим ученикам.
Учитель — тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе, кто учит чему-либо, тот, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо.
Если посмотреть на эти определения, то можно увидеть, что они представляют процесс образования как однонаправленный: от учителя, обладающего какой-то информацией, к ученикам. И действительно, именно такое устройство процесса образования в целом издавна присуще обществам.
Античное образование
Образование является одним из важнейших компонентов личности человека в Древней Греции. Тип образования, был основан на социальной принадлежности. Существовало две формы обучения в Древней Греции: официальное и неофициальное. Официальное образование — поступления в государственную школу или предоставление репетитора. Неофициальное образование предоставлялось неоплачиваемыми учителями, и происходило в негосударственной обстановке.
Официальное греческое образование в первую очередь было для мужчин, и, как правило, не предлагалось рабам, чернорабочим, и женщинам. В некоторых городах, были приняты законы, запрещающие образование рабов. Девушка получала неофициальное образование у матери и училась, как сохранить быт в семье её отца, а позднее в жизни, и её мужа. В образование женщин включалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, приготовление пищи, а также шитье одежды.
Единственным исключением из этого была Спарта, где женщины должны были следить за городом, в то время, как мужчины были на войне. Женщины в Спарте получали неофициальную физическую подготовку.
Греческое образование, ориентировано на обучение всего тела, включая образование ума, тела и воображения. Конкретные цели греческого образования отличались в разных городах. Спартанцы посвящали больше внимания военной подготовке, в то время как афиняне уделяли больше внимания музыке, литературе, танцу, а затем и естественным наукам, например, биологии и химии, а также философии, риторике и софистике — искусства представления аргументов путём обмана и причин, чтобы убедить общественность согласиться с определенной точки зрения. Спартанцы также преподавали музыку и танец, но с целью повышения их маневренности в качестве солдат.
В первые годы, афинских детей учили дома, под руководством мастера или педагога. Они обучались основам нравственности. Затем, их отправляли в школу, примерно в семь лет. Где педагоги учили детей читать, писать, считать и рисовать. Начальное образование было доступным для большинства людей, в том числе и для бедных слоев населения. Дети, принадлежащие к верхним социальным классам получали официальное начальное образование, поскольку их родители смогут позволить себе нанять учителя или отправить их в школу. Дети из бедных семей могли себе позволить лишь неофициальное образование.
Физическое развитие имело чрезвычайно важное значение для греков. Греческие мальчики начинали физическое воспитание во время или сразу после начала их начального образования, после которого ребята шли в гимназии. Физическая культура рассматривалась как необходимость для улучшения внешности, подготовки к войне, и крепкого здоровья в пожилом возрасте. Так же уделялось внимание развитию интеллекта.
После достижения 14 лет, мальчики из богатых семей имели возможность пойти в среднюю школу. Средняя школа могла быть постоянной, или знания могли быть получены от странствующих учителей, таких как софистов и других философов. Среднее образование включало в себя такие предметы, как естественные науки (биология и химия), риторику (искусство говорить и писать), геометрия, софистика, астрономия и метеорология. Преподавание этих предметов высоко ценилось в афинском обществе, так как афиняне считают, что интеллектуальное образование было одним из ключевых компонентов человеческой личности.
Музыка и танцы также были очень важны в Афинах. На протяжении своего обучения ученики занимались танцами, пением и игрой на инструментах (арфы, флейты, лиры).
Мальчики могли продолжить свое образование после окончания средней школы, получив аттестат о подготовке. После получения образования – шли два года военной службы.
Мы привели пример греческой системы образования, как один из характерных. К тому же концепция образования не изменилась с той поры. В школах всегда были преподаватели, однонаправленно передающие свои знания детям. И такая организация учебного процесса в условиях логики поведения царившей в обществе в те времена была выигрышной. Такая система образования позволяла обществу в целом развиваться.
Какова же была логика социального поведения в прошлом?
Каждый человек рождался, рос и умирал в прошлом в общем-то однородной технологической среде. Родился — телега ездила, умер — ездит всё та же телега, — то есть за время жизни технологии «телега» успело смениться несколько поколений людей. Технологическая среда менялась слабо, а происходившие новации воспринимались скептически, вплоть до сжигания на кострах или посадки на бочку с порохом. Общество очень неохотно меняло свои стереотипы поведения.
Поэтому выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, которые обеспечивали высокий уровень достатка. Единожды полученные знания отцы передавали детям, и те на их основе, если не были оболтусами, также гарантированно обеспечивали себе, как минимум, тот же достаток, что был у родителей.
Соответственно, какие-то новации с своём деле позволяли обеспечить больший достаток по сравнению с теми, кто секрета новации не знал. Так выгодной стратегией стало скрытие «ноу-хау» — методов улучшения своей продукции. А следствием — появление профессиональных династий: поваров, кузнецов, артистов, царей, вплоть до управленцев глобальными процессами. В существовавшей в то время логике поведения было выгодно скрывать знания и передавать их по наследству. Во многих случаях информация о том «как делать» («ноу-хау») была более важна, чем всё богатство рода, что неоднократно освещалось в сказках и преданиях.
На этой основе сложилась топло-«элитарная» модель общественного устройства, где на верхушке пирамиды были в основном управленческие профессии, ниже информационные, а в самом низу — производственные.
Этой логике социального поведения подчинялись все процессы в обществе.
И система образования — не исключение. В ней незыблемо было наличие источника сокровенной информации — учителя, который передавал её прилежным ученикам. В том числе и по системам разнообразных посвящений от помазания на царство и до обрядов посвящения в конюхи или кузнецы. Отсюда благоговейное преклонение перед педагогами в древности, сохранившееся и до советского времени, когда к учителю ученики испытывали определённый пиетет и уважительность в общении в целом, независимо от личностных качеств человека. Уважали просто потому, что это был учитель.
Однако, сегодня ситуация сильно изменилась.
Что стало важным сегодня?
Концепция образовательного процесса «лектор — аудитория» была эффективна в силу того, что до середины XX века скорость обновления поколений людей была выше скорости обновления технологической среды.
А сегодня ситуация иная. Родился в начале века человек при телеге, а умер в конце XX века — уже автомобили 3—4 поколения ездят, то есть за время его жизни сменилось множество поколений технологий. Значит, изменилась и логика социального поведения и «энциклопедисты» уже выглядят смешно при наличии доступа любого человека к поисковым системам сети «Интернет».
В условиях, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой (в некоторых случаях речь уже идёт на месяцы), на первое место и выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. Это меняет облик всего общества и систему образования в частности (https://informacenter.ru/2014/09/znaniya/).
Стратегия династического наследования и сокрытия знаний стала проигрышной. Её эффективность пока отчасти сохраняется в тех областях, где пока удаётся скрыть информацию, но уже и там зачастую самоучки самородки выигрывают у наследных профессионалов. В школах, если учитель, как человек — плох, то к нему будет и соответствующее отношение со стороны класса — никакого преклонения перед авторитетами теперь нет.
Возникшее в середине XX века несоответствие между новой логикой социального поведения и устаревшей системой образования чувствовали люди и старались адаптироваться.
Мы писали в статье «День знаний. Крах «элит» и образование для всех и каждого!» (https://informacenter.ru/2014/09/znaniya/), что существует две стратегии образования, присущие каждая своей логике социального поведения:
- развитие методологического образования — когда ученик осваивает методы получения новых знаний и навыков, а в дальнейшем — воспроизводит необходимые знания и навыки самостоятельно в темпе течения жизни и поступления задач;
- развитие кодирующего образования — когда ученик осваивает некоторый набор фактов, с помощью которого, методом перебора имеющихся вариантов, «подбирает» решение поступающих задач.
И Владимир Путин обозначил в русле какой стратегии он видит дальнейшее развитие образования, указав на первоприоритетность освоения каждым, в процессе взросления, эффективной методологии познания и творчества:
Самое главное — научить ученика самостоятельно мыслить и самому оценивать те или другие события, не навязывая эту свою точку зрения и не навязывая даже то, что изложено в учебнике. На мой взгляд, это самая главная задача преподавателя — научить ученика самостоятельно работать и думать.
И если вторая стратегия развития кодирующего образования может не подразумевать освоения каких бы то ни было методов познания и творчества, то методологическое образование может иметь в своей основе какой-то перечень фактов, на базе которого каждый может осваивать эффективную культуру мышления.
СОВЕТСКИЕ НОВАТОРЫ
Многомерные историко-культурные изменения, охватившие все сферы жизни страны в последние полтора десятка лет минувшего века, способствовали переосмыслению отношения к человеку как к субъекту собственного развития и формированию нового взгляда на развитие цивилизации на планете. Вследствие процесса глобализации народы стали более связаны между собой, многократно возросли объёмы информации, которыми оперирует общество, произошёл, так называемый, «информационный бум». Всё это дало толчок к активному поиску новых парадигм развития педагогической науки и практики на основе методологического подхода к образованию.
Пионерами в этом процессе стали так называемые педагоги-новаторы (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др.), которые долго и упорно разрабатывали новые формы и методы воспитания и обучения, развивая в них гуманистические идеи и опыт российского учительства конца XIX — начала ХХ вв. В середине 80-х гг. по инициативе главного редактора «Учительской газеты» В.Ф.Матвеева и известного публициста С.Л.Соловейчика состоялось несколько встреч педагогов-новаторов, на которых они сформулировали основные концептуальные положения педагогики сотрудничества, включив туда общие идеи, присущие их творческой профессиональной деятельности.
В целом педагогика сотрудничества базируется на следующих принципиальных идеях:
- идея личностного подхода к воспитаннику;
- идея творческого взаимодействия и взаимопомощи учителей и учащихся в образовательном процессе;
- идея учения без принуждения;
- идея опоры, ориентированная на обеспечение успешного продвижения в учебе даже самому слабому ученику;
- идея опережения, дающая возможность ускоренного развития наиболее способных детей и обеспечивающая дополнительное учебное время для лучшего усвоения программного материала;
- идея крупных блоков, помогающая значительно увеличить объём изучаемого материала, усвоить главные, сущностные понятия и связи, при одновременном значительном снижении нагрузки на ученика;
- идея соответствия форм деятельности содержанию учебного материала;
- идея использования таких форм контроля, которые ориентированы на учение без принуждения;
- идея индивидуального и коллективного анализа детьми своей деятельности;
- идея коллективного творческого управления своей жизнедеятельностью детьми и взрослыми;
- идея тесного сотрудничества с родителями.
Деятельность и взгляды педагогов-новаторов вызвали большой общественный интерес и способствовали возникновению широкой дискуссии по проблемам образования и его дальнейшей судьбы. В неё включились и учителя, и ученые, и административные работники, и партийные функционеры советской эпохи.
Все сходились во мнении, что реформа образования 1984 года оказалась несостоятельной и советская школа требует нового реформирования. Однако пути, по которым должны двигаться эти реформы, виделись и понимались по-разному. Некоторые аспекты коллективного способа обучения, построенного на сотрудничестве можно почерпнуть из фильма:
А потом была перестройка, гласность, мрак 90-ых годов с его «Болванским» процессом и эти идеи как-то подзабылись, но не перестали быть актуальными поныне.
Заключение
Процесс самообразования в новой логике социального поведения выходит на первый план. Уже сегодня роль учителя в обществе меняется. Из надсмоторщика, авторитета он становится сотрудником в процессе самообразования ученика. И те, учителя, что это уже поняли и стараются внедрить новые подходы в образование — любимы и уважемы. А жестокие учителя-тираны уйдут в прошлое, дети сами их сломают.
День учителя — это праздник-напоминание о роли и обязанностях перед учениками и обществом для самих учителей, и праздник-возможность подумать над перспективами будущего для всего общества в целом.
Комментарии: