Читать около 13 мин

Сегодня многие слышали про некоммерческие организации, которые сокращённо именуются НКО, но смутно представляют что это такое. Давайте попытаемся разобраться, что такое НКО, чем они занимаются, какие технологии используют в своей работе и кто, собственно, в них работает, кому нужна их деятельность и кто их поддерживает.

По закону

Согласно ФЗ РФ от 08.12.1995 «О некоммерческих организациях» (http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p79):

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Деятельность НКО охватывает самый широкий спектр вопросов жизнедеятельности современного человека. В законе указывается, что:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ был введён п. 2.1, который выделил особую группу социально ориентированные НКО (СО НКО), т.е. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Отметим, что ни государственные корпорации, ни государственные компании, ни политические партии не могут быть социально ориентированными НКО, точнее иметь этот юридический статус.

Для того, что НКО стала СО НКО необходимо, чтобы в учредительных документах организации были прописаны нижеперечисленные виды деятельности, ну и, соответственно, на практике организация занималась такими вопросами. Статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организация» определяет перечень видов деятельности СО НКО:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; (пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. (пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

Карельские НКО

Мы провели анализ и посчитали, сколько СО НКО в Карелии. Список подготовлен на основе реестра СО НКО — получателей поддержки, оказываемой органами исполнительной власти Республики Карелия на 10.08.2014. Сам реестр размещён на портале органов власти Республики Карелия http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/National/140810.xls

Всего в список попало 102 организации (смотрите список НКО в нашем справочнике: https://informacenter.ru/2014/10/data-nko/), несмотря на то, что записей в реестре гораздо больше. Напомним, что данный реестр ведётся только с 2012 г., то есть с момента начала реализации программы государственной поддержки СО НКО в Республике Карелия. Из них:

61 — общественные организации

12 — фондов

8 — автономные некоммерческие организации

7 — религиозных организаций

4 — общественные движения

4 — некоммерческое партнёрство

2 — национально-культурные автономии

1 — ассоциация

1 — некоммерческое учреждение

1 — общественное учреждение

1 — общество инвалидов

Но если учесть географию расположения этих организаций, то мы увидим, что большинство их них находятся в Петрозаводске. В то же время, для продвижения вперёд необходимо наличие критической массы энергичных людей — лидеров местных инцииатив (от 0,1 %  до 1 % от общей численности людей, проживающих на анализируемой территории)  — лидеров территорий, которые готовы продвигать свой город или район дальше.

Формы НКО

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК).

Корпоративные юридические лица (корпорации) — это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Таким образом, теперь НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (гл. 3 §6 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (гл. 4 §6 ГК РФ);
  • казачьих обществах, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (гл. 6 §6 ГК РФ);
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (гл. 3 §6 ГК РФ).

Унитарные юридические лица — это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды (гл. 1 §7 ГК РФ);
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (гл. 2 §7 ГК РФ);
  • автономных некоммерческих организаций (гл. 3 §7 ГК РФ);
  • религиозных организаций (гл. 4 §7 ГК РФ).
http://www.civildignity.ru/images/banner.jpg

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия, по состоянию на 1 июля 2013 года на территории республики Карелия зарегистрировано 1335 НКО, в том числе: общественных организаций — 548, религиозных организаций — 200, профессиональных союзов — 81, политических партий — 28, национально-культурных автономий — 16, общественных движений — 15, общественных фондов — 15, общественных учреждений — 9, казачьих обществ — 4, общественно-государственных общественных объединений — 4, некоммерческих организаций других организационно-правовых норм — 415.

(http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/National/131003.pdf)

Меры поддержки

Закон обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, а также определяет формы поддержки (http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_6.html#p977):

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Также орган государственной власти и орган местного самоуправления могут передавать во владение и (или) в пользование СО НКО государственное или муниципальное имущество, которое должно использоваться только по целевому назначению.

http://adm44.ru/i/news/empty2042.jpg

На практике такая мера поддержки в Карелии развита недостаточно, так как цель деятельности муниципалитета позиционируется как «привлечение прибыли в казну», а деятельность некоммерческого сектора не может быть направлена на получение прибыли. Поэтому, передавать муниципальную собственность в аренду СО НКО не выгодно, если применять в качестве меры деньги. Есть и другая точка зрения со стороны чиновников, которая заключается в том, что раз учредители НКО приняли решение о её создании, значит они должны позаботиться и о том, чтобы у организации было своё помещение. Такая точка зрения отчасти опирается на статью 26. анализируемого закона, где в качестве источников формирования имущества НКО указываются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Но здесь необходимо отметить, что в Карелии не так много организаций, системно занимающихся решением социально-значимых вопросов и имеющих постоянное финансирование, которого было бы достаточно для оплаты труда штатных сотрудников, оплаты коммунальных расходов и аренды помещения.

На данный момент уже отработана такая форма поддержки НКО как предоставление субсидий на основе конкурсного отбора. В Карелии внедрением этой формы работы стал заниматься с 2006 года Государственный комитет по вопросам национальной политики Республики Карелия (сейчас Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации) . Также данный орган власти поддерживал создание новых НКО, в т.ч. национальных общественных объединений и национально-культурных автономий. Необходимо отметить, положительную работу данного госкомитета в вопросе стандартизации и комплексного подхода к проведению конкурсов субсидий для НКО. Только с 2011 года к проведению конкурса субсидий подключились и другие ведомства, в то время как в Положении о каждом органе власти есть пункт, указывающий на необходимость работы с общественностью, в том числе и с НКО.

К слову, сейчас до 27 октября 2014 г. карельские органы власти принимают заявки от СО НКО на получение финансирования на 2015 год http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/National/nonprof.html

Что касается муниципальных конкурсов грантов — то их проводится чрезвычайно мало. Основной причиной указывается нехватка финансовых средств. Создаётся впечатление, что это недоработанность вопросов, так как при желании можно найти финансы и в местном бюджете, и создав Фонд местного сообщества, также муниципалитет может подать заявку на софинансирование своей программы из республиканского бюджета.

Если на уровне региона — чиновники и общественники учатся работать вместе и сообща решать задачи, то на федеральном уровне такого эффективного взаимодействия выстроить пока не получилось. В федеральных грантах, которые проводятся под эгидой Общественной палаты Российской Федерации (http://grants.oprf.ru/), число НКО-победителей из Карелии упало в несколько раз по сравнению с 2006—2009 гг.. Заявки из Карелии поступают, а вот победителей практически нет. Многие эксперты сходятся во мнении, что заявки, поступающие на конкурсы грантов, являются очень слабыми, то есть они не направлены на решение конкретной проблемы, а представляют собой лишь набор мероприятий. Также в числе причин отказа в финансировании указывается отсутствие штатных сотрудников в НКО, так как большинство карельских НКО не имеет в своем штате сотрудников, а их деятельность строится на волонтерских началах.

Сами же общественники порой говорят о том, что у них нет необходимого количества знакомых в Москве, кто мог бы поддержать их проекты, скажем так, «пролоббировать их интересы».

Согласно статистике победителей федеральных грантов, размещаемой на сайтах НКО-операторов, большинство организаций — победителей по-прежнему зарегистрированы и ведут свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге и других крупных городах.

public-nko-ENPI
http://www.kareliaenpi.eu/ru/

При этом, карельские НКО преуспели в освоении трёх-стороннего финансирования с финскими коллегами, где 50% — это средства ЕвроКомиссии, и по 25 % — средства России и Финляндии. Они успешно реализуют несколько крупных проектов в рамках программы Программа Приграничного Сотрудничества в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнёрства «Карелия» (ППС ЕИСП «Карелия»). Данная программа  реализуется на территории Финляндии (Регион Кайну, Северная Карелия, Регион Оулу) и России (Республика Карелия) и имеет многолетнюю историю. Согласно материалам с сайта программы (http://www.kareliaenpi.eu/ru/), её целью является формирование благополучия на территории программы посредством приграничного сотрудничества.

Собственная предпринимательская деятельность

Законом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности НКО но «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах». Необходимо, чтобы деятельностью НКО, приносящая прибыль, отвечала целям создания некоммерческой организации.

Но, порой, на практике складывается такая ситуация, когда общественники не готовы выходить на рынок со своими услугами и причин для этого много. Основная из них — это не готовность изменить свое мировоззрение. Традиционный общественник делает добрые дела, делает это потому, что такова его потребность, такова суть его духовного мира. И он сталкивается с тем, что необходимо оказывать эту услугу — «делать добрые дела» за деньги, то есть за определённый процент. Эта ситуация похожа на то, что сейчас происходит в системе образования: учителям настойчиво объясняют, что их задача  — не воспитывать и обучать ребёнка, а предоставлять «образовательную услугу», где учитель выступает в качестве продавца. Такой подход является для многих людей, служителей по своей натуре, неприемлемым.

В тоже время, услуги, которые производят НКО, должны быть стандартизированы и систематизированы тем или иным образом, особенно это важно, когда необходимо производить расчёт стоимости этой услуги. Государство ожидает, что НКО будут производить свои услуги минимум на 20-30% дешевле, чем в среднем на рынке услуг. При этом, если НКО получается субсидию от органа власти в Карелии, то она обязывается оказывать заявленную услугу бесплатно для населения региона.

Кадровый вопрос — Кто работает в НКО

В социальном партнерстве очень важно стремление добиваться результата. Одно дело — отстаивать политические права и заниматься болтологией, другое дело решать практические задачи на местности. Важно, не подменять деятельность органов власти, помощью волонтёров и лидеров НКО, а совместными усилиями  решать проблемы.

При этом, сегодня ощущается неготовность бОльшей части НКО к систематической практической деятельности, направленной на решение проблем.  Вместо этого, организации реализуют серии мероприятий, часто не связанных друг с другом. И только по истечении определённого времени, организация начинает обозначить стратегические цели деятельности своей НКО. Нередко пересмотр целей деятельности НКО приводит и к её реорганизации, и к её ликвидации.

Для того, чтобы деятельность НКО перешла на другой уровень: от небольших, почти спонтанных проектов к системный работе — необходимо иметь подготовленные кадры, которые способны не только организовать мероприятие, но и обладают достаточными управленческими компетенциями. В условиях карельской реальности, практически ничем не отличающейся от средних показателей по России, чаще всего в НКО, которые созданы для решения социально-экономических вопросов, трудятся волонтёры, люди, по своему типу эмоциональные, которых интересуют вопросы служения обществу. Эти люди, как правило, работники социальной сферы: образования и науки, культуры и искусства. За исключением профессиональных объединений и  НКО, которые по своей сути являются коммерческими организациями, но зарегистрированы в форме НКО.

Помимо принятия стратегически важных решений, руководитель НКО должен быть подготовленные как в правовом, экономическом, так и социально-политическом поле. Согласно действующему законодательству, руководитель НКО несёт ответственность, как руководитель юридического лица. При чём, деятельность НКО в российских реалиях зависит целиком и полностью от её руководителя. Так как работа, как правило, не систематизирована, процессы не отлажены, коммуникации происходят спонтанно и каждый раз повторяется одна и та же ситуация, возникают одни и те же сложности, совершаются одни и те же ошибки. Функциональные обязанности специалистов НКО не определены и часто сам руководитель в одном лице выполняет функции и бухгалтера, и организатора, и лектора и т д.

http://www.sintetia.com/wp-content/uploads/2014/11/shutterstock_192662930-e1416431984368.jpg

Он и бог, он и жнец, он и жрец.

Выводы

На сегодняшний день, подготовка профессиональных кадров для некоммерческого сектора проводится как силами самих НКО (как российских, так и иностранных), так и в некоторых вузах на специальности «социальная работа». Но эта работа носит не системный характер и не обеспечивает  постоянного притока кадров в сферу некоммерческого сектора, так как работа в НКО, в большинстве случаев, не приносит большого дохода.

Представляется, для того, чтобы некоммерческий сектор стал реальным партнёром государства в решении ключевых социально-экономических вопросов, необходимо создание условий для его постоянного совершенствования. Это, как мы уже говорили, и подготовка и переподготовка профессиональных кадров, понятная и чёткая система финансирования, система мер имущественной, административной и информационной поддержки. До тех пор, пока в системе НКО нет инфраструктуры, очень сложно говорить о развитии отрасли.

Сами НКО должны больше работать со средой — как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения системной работы, повышать доверие населения к своей деятельности и выходить на долгосрочное планирование и сотрудничество. Привлечение как добровольцев, так и включение новых членов в свои организации – один из механизмов для развития некоммерческого сектора. Люди уже созрели для того, чтобы переходить от обсуждения проблем местного сообщества к их решению.

Объединение НКО в союзы и ассоциации также может приносить определённые результат, так как при объединении усилий результат становится более значимым. Даже сейчас мы видим результаты от слаженной работы ресурсных центров НКО, но количества таких ресурно-методических центров, особенно в регионах, явно не достаточно.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ