Читать около 4 мин

Поводом для подготовки этой статьи послужили проведение кампании дополнительных и повторных выборов — 2014 года и, естественно, их результаты. Так как об итогах выборов и прежде всего довыборов в Петрозаводский городской совет не написал только ленивый, а опубликовали материал на эту тему все карельские средства массовой информации, повторяться не будем. Отметим только, что написали практически обо всём — и о сенсационном поражении «яблочников», причём не только в Петрозаводске, где «группировка Василия Попова» была уверена в своей победе, но в целом по республике, и о причинах (внешних) побед и проигрышей различных политических сил, и об использовании политтехнологий, и о возросшей (?!) явке избирателей (по Карелии аж на 0,5%, а в Петрозаводске даже на 4%), и о досрочном голосовании и т.д. и т.п.

Впрочем, отдельные высказывания и комментарии, которые пригодятся в дальнейшем, всё-таки процитируем, выделив наиболее значимую для нас информацию:

  • «Явка в среднем по республике составила чуть более 26%, по двум избирательным округам в Петрозаводске — 30,17%». (http://tvr-life.ru/content/51-edinoross-i-odin-yablochnik-v-tsik-karelii-podveli-itogi-vyborov);
  • «Я бы хотел отдельно подчеркнуть частую тему использования технологий. С одной стороны, технологии используют все. Но особенностью последних лет стало то, что политтехнологи доминируют над сущностью, содержанием избирательных кампаний…Более того, у нас ходит такая шутка — понятие «политические технологии» на карельский язык переводится как «манипуляция» (http://rk.karelia.ru/politics/ekspert-v-etot-raz-pobedu-v-karelii-oderzhali-izbirateli-a-ne-polittexnologi/);
  • «Победу в округе № 24 одержал Валерий Матвеев, набравший 56,89% голосов в свою поддержку. Для многих специалистов он — темная лошадка, поскольку его фамилия прежде не «засвечивалась» в политических кругах карельской столицы». (http://karel.mk.ru/articles/2014/09/15/na-vyborakh-v-petrozavodske-pobedili-samovydvizhency.html);
  • Председатель Петросовета Олег Фокин: «Здесь работа только с сетями и привод. Если говорить про идеологию, то я не знакомился с его программой». (http://www.stolica.onego.ru/news/242316.html).

А теперь давайте перейдём к главному, ради чего и размещаем мы этот материал. Итак, что такое выборы. Классическое определение гласит:

Выборы — формирование органов власти посредством волеизъявления граждан. Выборы являются наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей.

Но это в теории. А что происходит на практике, в частности, показала и нынешняя кампания. И дело совершенно не в Карелии, так как игра идёт по правилам, навязанным всему народу России, а правила эти не просто далеки от совершенства, а являются системой манипулирования сознанием избирателей.

В первую очередь проблема состоит в том, что нам подсунули инструмент, действительно исправно работавший в прошлом, но вовсе не безупречный в современных условиях. Демократические институты, применяемые по отношению к конкретной личности, ещё более или менее срабатывают на уровне небольших сельских поселений, когда голосующие имеют собственное представление о деловых и человеческих качествах претендента, но уже на выборах в Петросовет, не говоря о вышестоящих органах власти, избиратель имеет дело не с самим претендентом, а лишь с той информацией, которую до него посчитали целесообразным довести политтехнологи. Поэтому получается, что люди голосуют не за конкретного человека, а за его «пиаровского двойника», который может сколь угодно далеко отличаться от оригинала.

Более того сегодня механизм выборности выстроен так, что в качестве главной задачи на выборах стоит раскрутка персоналий, а не выбор между выдвигаемыми ими программами. В ходе кампании «Выборы — 2014» СМИ писали о чём угодно, но только не об оглашаемых кандидатами идеях и планах. Откровеннее всех по этому поводу высказался Олег Фокин:

Если говорить про идеологию, то я не знакомился с его программой.

Если председатель Петросовета понимая, что от того, кто будет избран в горсовет зависит в определённой степени и его судьба, как руководителя этого органа, не удосужился ознакомиться с программами кандидатов, то что можно спрашивать с рядового избирателя?

Радует одно. Как показывает жизнь, большинство населения, понимая, что выборы используются лишь в качестве ширмы для оболванивания народа, «голосует ногами», то есть просто не ходит на выборы. И дело вовсе не в политической пассивности, вернее — не только в ней. Значительная доля неголосующих осмысленно не ходит на выборы, расценивая их как «игру в дурака». При этом у «сдающего» не только все козыри на руках, но и все карты «партнёров» ему известны. И неучастие в этой «игре» следует расценивать, как признак устойчивого психического здоровья человека, поскольку его не удаётся увлечь предвыборной истерией. И очень здорово, что эти люди составляют большинство.

Но понять, что с выборами «сегодняшнего розлива» нас вводят в заблуждение — это только первый шаг. Настала пора переосмыслить методологию выборных кампаний и начать реальную подготовку избирателей к осмысленному участию в выборах. Следует также поменять вектор целей выборных компаний, чтобы они стали реальным общественно‑полезным демократическим инструментом управления. Для этого нужно перейти от выборов персоналий к выборам на первом этапе между предлагаемыми претендентами программами — задачами, которые ставит перед собой кандидат, а затем и концепциями управления — комплексами методов решения поставленных задач. Избиратель пойдёт на выборы, если они станут инструментом, с помощью которого наш народ будет получать ясные, прогнозируемые ответы не на второстепенные вопросы, а на вопросы, определяющие будущее всего трудового большинства народа.

В конечном счёте, речь идёт о формировании мировоззренческой позиции каждого гражданина, что невозможно без участия системы образования, без подключения к этой проблеме СМИ. Такая подготовка должна вырабатывать у избирателей навыки и методы оценки избирательной программы кандидата. Она же должна помочь кандидатам сформировать вектор собственной общественно‑полезной деятельности.

И именно в этом мы видим приоритетную задачу нашего информационно-аналитического центра и по мере сил и возможностей стараемся воплотить её в жизнь.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ