Вопиющий случай, не делающий чести муниципальному чиновнику, произошёл 4 сентября 2014 года.
Мэр города Петрозаводска Галина Ширшина не явилась на заседание правительства Карелии, проигнорировав обсуждение актуальных для города тем, которые, кстати, являются исключительно вопросами местного значения для городского округа — подготовка к отопительному сезону, организация бесперебойного электро-газоснабжения населения города:
…в правительстве обсуждались вопросы организации пассажирских перевозок общественным транспортом, в том числе — борьба с нелегальными перевозчиками. А также подготовка к грядущему отопительному сезону.
По теме пассажирских перевозок с целым рядом конкретных предложений выступили руководители районных администраций. Но петрозаводские чиновники этой возможностью не воспользовались. Мэр столицы не пришла сама и не направила на заседание никого из своих заместителей.
Во время обсуждения вопроса о предстоящем отопительном сезоне Олег Громов попросил доложить представителя Петрозаводска, однако сделать этого было некому.
О причинах такого демарша можно догадаться, если вспомнить нашумевшую не так давно историю о том, как Галина Ширшина решила обидеться на первого заместителя главы Карелии Олега Громова. Именно он вёл сегодняшнее заседание, поскольку Александр Худилайнен находится в отпуске
Почему мэр себе такое позволяет?
Вопрос закономерный. В целом СМИ отметили, что данный демарш со стороны мэра Галины Ширшиной, является вопиющим случаем, позорящим муниципальную службу как публичный институт.
Данную ситуацию осветили несколько интернет-изданий, за исключением, конечно, оппозиционных, в том числе «предводителя» города — Василия Попова.
Вот как называется одна из статей — «Обсуждение проблем с электроснабжением в Петрозаводске прошло без участия мэра», вкоторой, в частности, было написано следующее:
Как отметил Олег Громов, в прошлом году в карельской столице была очень непростая ситуация с электроснабжением: массовые отключения в многоквартирных домах наблюдались повсеместно.
Большое количество людей пострадало. К сожалению, за летний период особых работ, кроме ремонтных, не было выполнено,
— отметил Олег Громов.
По его информации, сейчас в городе не функционируют 80 линий электропередачи напряжением в 60 киловольт. При этом в начале лета в городе была принята программа, согласно которой на стабилизацию ситуации с электроснабжением должно быть выделено порядка 120 миллионов рублей. Олег Громов поинтересовался, как обстоят дела с реализацией этой программы.
Вспомним «мэрское весеннее обострение», когда она в ответ на вполне конкретные и, как показала практика, справедливые, замечания Олега Громова, высказанные на совещании по подготовке к приезду в Карелию первых лиц государства, о грязном и неубранном городе, что также отметили, приехавшие в город Сергей Степашин и Рашид Нургалиев («Город Петрозаводск встретил Рашида Нургалиева грязью» https://informacenter.ru/2014/04/petrozavodsk/), она заявила, что ни сама, ни её работники не будут посещать совещания под руководством первого заместителя Главы республики.
Оказывается, включился у Галины Ширшиной какой-то «счётчик».
Чего же добилась Галина Ширшина своим демаршем? Что она показала всему Петрозаводску и всей Карелии?
- Интересы населения её не волнуют; а корпоративные интересы, поставившей её, организованной группы важнее проблем горожан.
- Реальный «куратор» Петрозаводска — Василий Попов.
Таким образом ещё раз подчеркнём, что достойное служебное поведение Галина Ширшина ставит на последнее место. А каким оно должно быть с точки зрения действующего законодательства, мы отразили в статье «Каким должно быть служебное поведение государственного (муниципального) чиновника» (https://informacenter.ru/2014/07/kodeks/).
Что означает игнорирование республиканского совещания, с подачи индивида, «общение с которым обогащает», и активного сторонника евроинтеграции? Что более важно для города?
А может Петрозаводск готовится к вступлению в Евросоюз?
Давайте, действительно, себе представим такого рода развитие событий, когда Петрозаводск станет кандидатом в «калашный ряд» европейских городов, раз и в предвыборной компании и в пиаре, мэра выставляют как продвинутого европейского градоначальника.
Есть интересный манифест — Европейская хартия городов II (https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1293215&Site=CM). Посмотрим близка ли городская власть Петрозаводска к «букве и духу» этого всеевропейского манифеста?
11. Европейские города принадлежат своим горожанам-гражданам, являясь экономическим, социальным и культурным благом, которое призваны унаследовать грядущие поколения.
Политика городских властей, действующих в смычке с определённым предпринимательскими группами показывает, что город воспринимается ими, как их собственность и «вотчина», а не как собственность горожан-граждан или благо для будущих поколений. Что останется после ухода мэра Галины Ширшиной, «яблочной команды», Попова и Алиханова? Накопленный ком проблем, грязь, разваленное хозяйство?
13. Европейские города несут ответственность за построение такой системы управления городами, которая учитывала бы новые требования демократии, в частности в её измерении, основанном на участии. Города являются важным фактором необходимого оживления демократии в наших обществах.
Каково участие граждан в делах города? Возможность присутствия на планёрках? Что она даёт, когда городская власть неспособна даже внятно ответить с указанием цифр на поставленные перед ней вопросы? Или убегает со встреч с людьми, предлагая им писать письменно в очередной, наверное, сотый раз по поводу воняющей канализации на Ключевой? Какой смысл в возможности задать вопрос, который останется без ответа. А ведь именно способность держать ОТВЕТ за взятые на себя обязательства и является ОТВЕТственностью!
24. Мы подтверждаем также принципы публичной этики, как они определены в Кодексе европейского поведения для местных и региональных выборных лиц.
Мэр Галина Ширшина даже российскому-то кодексу муниципального служащего не может следовать (https://informacenter.ru/2014/07/kodeks/), а тут надо европейские «нормы» выполнять.
29. Для реализации современной местной демократии мы предусматриваем, например, создание советов выборных лиц на разных уровнях для принятия решений в городах, которые при этом предлагали бы населению информационные структуры, проводили публичные обсуждения и устанавливали сотрудничество в рамках городского планирования.
У нас в Петрозаводске тоже есть экспертный совет. Только он не выборный, ну и публичные обсуждения не проводит, да и сотрудничества с региональными властями в рамках городского планирования нет, впрочем, как и самого планирования. Вообще мэр, чья предвыборная кампания была полностью построена на жёсткой критике предыдущей городской администрации, намерена… воспользоваться стратегической концепцией развития города, разработанной командой предшественника. Причём не просто взять что-то из неё, а фактически списать у проигравшего Николая Левина его планы и наработки. По крайней мере, иной вывод из вот этого высказывания Галины Ширшиной сделать сложно:
Мы её (концепцию — ред.) проанализировали и немножечко меняем.
(https://informacenter.ru/2014/09/yabloko/).
А пока они «немножечко меняют» город пухнет от проблем, но идём дальше.
31. Для обеспечения максимальной эффективности этих разных мер мы призываем города в полной мере использовать новые информационные технологии для улучшения консультаций с гражданами по градостроительным проектам. Мы полагаем, что интерактивный и высокоскоростной характер этой информации может обогатить процесс демократического участия и улучшить диалог между выборными лицами и гражданами.
У нашего мэра есть видеоотчёты! Только вот их комментирование недоступно, да и содержание оставляет желать лучшего: никакого информирования населения, в основном — пиар и похвальба. А где же консультации с гражданами по градостроительным проектам, да ещё и с использованием новых информационных технологий? Их нет, как нет, в общем-то, и самого диалога с гражданами. Анализ видеоотчётов без отчёта мы делали в статье «Каков принцип гласности у мэра города Петрозаводска Галины Ширшиной?» (https://informacenter.ru/2014/06/glasnost/).
40. Помимо этого мы считаем, что некоторые вопросы не могут относиться исключительно к управлению на местах (градостроительное планирование, транспортная и информационная инфраструктура, право на жилье, защита окружающей среды и т.д.), поскольку действия публичных органов власти должны естественным образом вписываться в региональное, национальное и европейское регулирование на основе сбалансированного и уважительного партнерства.
Галина Ширшина на посту мэр самовольно разорвала управленческий контур, обеспечивавший общую скоординированность действий региональных и городских властей, что уже много раз вышло боком: и в приезд Путина, и по закону «о 10 метрах», и сейчас при подготовке к отопительному сезону. Дальше — больше?
Мы уже не говорим, что никакого уважительного партнёрства городские власти налаживать не хотят, а желают «эдакой самостийности и незалежности» и чтобы республиканская власть «у неё была на посылках». Неужели теперь петрозаводчан ждёт та же участь, что и одуревших «свидомых» украинцев — замерзать в холода, потому что они сами выбрали такую власть?
53. Мы хотим видеть города такими, чтобы они могли контролировать свой рост благодаря усиленному контролю над распределением земли.
Ну, а у нас — «Дело о земле», распределение земли на основе «близости к кормушке». Что же это за «усиленный контроль», когда правоохранительные органы, заинтересовавшиеся незаконными актами передачи земли, выставляются в неприглядном свете теми СМИ, которые контролирует «ночной директор» города Попов (https://informacenter.ru/2014/02/zamknutijkrug/)?
57. В этом отношении мы должны ориентировать наш выбор на политику развития общественного транспорта, при этом не ограничиваясь только самим общественным транспортом, но и организуя новое общественное распределение дорожной сети и общественного пространства, где найдут свое место все формы перемещения, но где и автомобили, и мотоциклы, и мопеды займут более скромное место, хотя при этом будет учитываться их социальная польза.
58. Именно в этом духе мы должны параллельно добиваться выполнения задач устойчивого развития, комфортности и улучшения потоков мобильности в наших городах, основываясь, в частности, на возможностях более широкого внедрения сочетания разных способов перемещения.
Пиарщики и «защитники» мэра уже набили оскомину с «благодетельным» решением о снижении цены на проезд в троллейбусном транспорте в Петрозаводска. Решение это в долгосрочной перспективе уже ведёт МУП «Городской транспорт» к банкротству (читайте об этом: https://informacenter.ru/2014/04/ktovinovat/). Ну и кроме того Галина Ширшина взяла эти деньги не из кармана Попова или Алиханова, а из кармана горожан, для которых не будут построены детские сады и дороги, для которых вырастут цены на жилищно-коммунальные услуги.
А хартия европейских городов требует много большего, чем простой «игры с тарифами на понижение». Где же мероприятия по организации нового общественно полезного распределения дорожной сети, когда городские власти не могут даже республиканские средства дорожного фонда правильно освоить? Где развитие общественного пространства, где введение новых форм перемещения по городу? Видимо, в европейских городах…
77. Мы сознаем, что эта цель — сделать наши города горнилом знаний, информации, культуры и искусств, — не вызывала бы доверия, если бы мы не заботились об архитектурной красоте наших городов.
Не сильно изменился облик нового «Магнита» на Кукковке после требования мэрии облагородить фасад магазина, однако «добро» на открытие дали. Проблема даже не в том, что условия, выдвинутые администрацией Петрозаводска, смехотворны с точки зрения всего архитектурного стиля нового магазина, а в том,что Петрозаводск уже многие устойчиво кличут «Петроларьком» из-за совершенно безвкусного размещения архитектурно чуждых петрозаводскому ландшафту торговых центров.
84. Мы убеждены, что поощрение в наших городах большей демократии, более устойчивого развития, большей солидарности на территориях и между территориями, более высокому качеству управления и большей эффективности — это важнейший фактор благого развития наших обществ.
Действительно, повышение качества управления — это важнейший фактор устойчивого развития, но за прошедший год с момента избрания мэром Галины Ширшиной качество управления в городе не выросло, а наоборот катастрофически упало.
И это понимают уже и пиарщики Попова — выдохлись, новых, свежих идей нет. Если раньше доминировал «белый» пиар «10 дел Ширшиной» (из которых нет ни одного реального принесшего пользу, и кроме того, как оказалось, они совсем не оригинальны, а «слизаны») https://informacenter.ru/2014/06/glasnost/), то сейчас поповские СМИ скатились в стабильный «чёрный» пиар республиканской власти, что значит — позитивного сказать уже нечего.
Только вот критикуя республиканские власти ни Галина Ширшина, ни Василий Попов не могут предъявить горожанам пример качественного управления, а город всё больше и больше напоминает помойку.
Страх неотвратимого возмездия
Ещё одна причина, по которой мэр Галина Ширшина не пришла на столь важное совещание — это обыкновенный страх. Если бы она пришла, ей задали бы вопросы о состоянии городского хозяйства, на которые она не знает, что отвечать, так как не понимает, как надо управлять с точки зрения действующего законодательства городским хозяйством. Лишний раз позориться на всю страну она не хочет, поскольку это вредит лубочной картине, создаваемой в СМИ — «наш мэр всем мэрам мэр», «Ширшина в топ Форбс»…
А муниципальному сообществу, главам муниципальных образований стоит дать оценку недостойного поведения мэра города Петрозаводска Галины Ширшиной, которое бросает тень на всех муниципальных чиновников.
В связи с таким беспрецедентным случаем напрашивается вывод:
Глав городских округов необходимо назначать, таким образом выстроится системная управляемая вертикаль власть, которая будет нацелена на выполнение интересов горожан, иначе будет наплевательство на эти самые интересы.
А Галине Ширшиной впору схватиться за голову!
Наверно, таким образом мэр Галина Ширшина решила подвести промежуточный годовой итог своей деятельности на данном посту. Итог, увы, неутешительный.
Русская народная поговорка гласит: «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Переведя на современную действительность, можно сказать: «Чем больше Галина Ширшина находится на посту главы администрации городского округа, тем больше она принимает абсурдных и нелепых решений, которые зачастую противоречат действующему законодательству, здравому смыслу и интересам граждан».
Одно только прогремевшее на всю Россию знаменитое решение Петросовета, инициированное и одобренное мэром (о чём свидетельствует её интервью американскому «Радио Свобода»), названное в народе «10 метров», разрешающее продажу алкогольной продукции на расстоянии 10 метров от образовательных учреждений, говорит о многом, не говоря о ее игнорировании 4 сентября 2014 года республиканского совещания, на котором почему-то вместо нее решали вопросы члены Правительства Республики Карелия, хотя эти вопросы входят в компетенцию городского округа.
Список можно продолжать до бесконечности, но, к сожалению, мэр Галина Ширшина организационных выводов из своих действий, несоответствующих занимаемой должности, не делает.
Видимо, не те у неё советчики и эксперты. Поэтому такие результаты.
А хочется закончить русскими поговорками, в которых содержится глубокий смысл и великая мудрость:
Диплом имеет, а дела не разумеет.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Человек неученый — что топор неточеный.
Комментарии: