Мнение на статью: Карелия стала первым регионом на Северо-Западе, где утвердили модель МСУ
Большинство региональных муниципалитетов высказались за сохранение сложившейся и доказавшей свою жизнеспособность системы местного самоуправления.
Депутаты Заксобрания Карелии большинством голосов одобрили в окончательном чтении законопроект о порядке формирования представительных органов местного самоуправления. Проект закона инициировал Александр Худилайнен. Документ предусматривает избрание глав городских округов, городских и сельских поселений на прямых выборах. А главы районов избираются представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняют полномочия его председателя. Законопроект разработали в рамках изменений, внесенных в федеральное законодательство в мае этого года. Они позволяют в течение полугода каждому субъекту выбрать свою модель муниципального самоуправления. При этом Президент России Владимир Путин призвал организовать широкие дискуссии, чтобы модель местной власти не была навязана извне.
В Карелии в каждом районе для обсуждения модели МСУ по инициативе руководителя региона созданы общественные комитеты по реализации Послания Президента РФ. Также прошли Дни депутатов, а 16 сентября состоялся первый республиканский форум муниципальных парламентариев. Большинство муниципалитетов высказалось за сохранение сложившейся и доказавшей свою жизнеспособность системы МСУ.
Карелия стала первым субъектом в Северо-Западном федеральном округе, где была утверждена модель местного самоуправления. Принятое решение — результат большой совместной работы органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, — отметил Александр Худилайнен. — Без конструктивного обсуждения системы местного самоуправления нам бы не удалось учесть мнение всех жителей республики. Очень активно работали общественные советы муниципальных образований, депутаты Заксобрания. Я благодарен всем участникам этого непростого процесса. Принятое решение позволит нам быстрее приступить к дальнейшей работе по эффективному решению проблем каждого муниципального образования.
Источник:
Наш комментарий:
Регионам дали полгода
Президент РФ Владимир Путин в Иванове в мае 2014 года на заседании Госсовета по развитию местного самоуправления в Российской Федерации заявил, что регионам необходимо за полгода принять законы об организации системы местного самоуправления на своей территории. Делать это нужно с учетом мнений глав администраций, муниципальных депутатов и местных жителей.
В правовом контексте региональные акты о местном самоуправлении должны соответствовать поправкам в законодательство о местном самоуправлении, принятым парламентом в мае 2014 года. Как заявил Путин, он эти поправки уже подписал, сообщает пресс-служба Кремля. Вместе с тем глава государства не исключил, что в случае необходимости в уже принятый закон могут быть внесены изменения.
Сейчас первоочередная задача руководителей регионов — организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. Думаю, что полгода — достаточный срок для того, чтобы обсудить и принять все необходимые акты во всех субъектах России,
— заявил глава государства на заседании совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления.
Путин отметил, что в ближайшее время субъектам федерации предстоит выстраивать оптимальную модель организации местного самоуправления. По его словам, важно, чтобы в основе отраслевого регионального законодательства лежала свобода выбора.
Определяя оптимальную модель организации местной власти, надо учитывать особенности наших регионов, национальные традиции проживающих там людей, народов и, конечно, нужно слышать жителей конкретных территорий. Именно участие граждан в принятии решения наполняет местное самоуправление подлинным смыслом,
— подчеркнул президент.
http://www.rg.ru/2014/05/26/reg-cfo/msu.html
Изменения в закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ( ФЗ -136 от 27.05.2014 года) наделяют регионы правом перераспределять полномочия между субъектом и муниципалитетами. Ожидается, что это позволит создать в каждом регионе эффективную систему местного самоуправления с учетом специфики всех муниципальных образований.
При этом, как считает Путин, принятые поправки усиливают ответственность регионов «за согласованное и продуктивное взаимодействие с муниципалитетами». Президент подчеркнул, что передача полномочий в отношении муниципального образования должна осуществляться «только вместе с финансовыми средствами на их реализацию». Для муниципалитета важны, по словам Путина, гарантии стабильности установленных правил, а решение о перераспределении «должно действовать в течение всего срока, на который избран региональный парламент».
Также субъекты теперь наделены правом выбора способа избрания глав муниципальных образований. Кроме того, изменения в федеральное законодательство вводят новый тип муниципального образования — город с районным делением.
Принятый законопроект, значительно меняющий существующую систему местного самоуправления, разработан в соответствии с последним посланием президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.
Закон большинства
Шаг к развитию гражданского общества в Карелии
Результаты дискуссии о первом этапе муниципальной реформы в Карелии, завершившейся принятием 18 сентября 2014 года регионального закона об МСУ, стали знаковыми для развития гражданского общества в республике.
Пожалуй, ни один законопроект в регионе до сих пор не обсуждался столь широко, как тот, который сегодня одобрил в окончательном чтении карельский парламент. Работа над ним стала примером настоящей, полноценной общественной экспертизы, когда все положения будущего закона тщательно взвешиваются, когда учитываются сложившиеся управленческие реалии. И экспертиза такая стала возможной только потому, что первую скрипку в ней играли не эксперты-теоретики, а самые что ни на есть практики: главы и депутаты муниципальных образований. Те, кому теперь предстоит по этому закону работать и выполнять взятые на себя обязательства перед жителями. Именно благодаря этим людям, которые трудятся, как принято говорить, «на земле» (в самом широком, конечно, смысле слова) дискуссия в итоге не выродилась в отвлеченные и пустопорожние рассуждения о «принципах демократии», не утонула в политической трескотне.
Карелия стала первым субъектом в Северо-Западном федеральном округе, где была утверждена модель местного самоуправления. Принятое решение — результат большой совместной работы органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, — отметил Александр Худилайнен. — Без конструктивного обсуждения системы местного самоуправления нам бы не удалось учесть мнение всех жителей республики. Очень активно работали общественные советы муниципальных образований, депутаты Заксобрания. Я благодарен всем участникам этого непростого процесса. Принятое решение позволит нам быстрее приступить к дальнейшей работе по эффективному решению проблем каждого муниципального образования.
Уже ясно, что в развитии гражданского общества в Карелии наступил определенный переломный момент: явственно проявился запрос не просто на жесткие требования к местной власти и на контроль за ней, а на активное участие граждан в ее формировании и жизни поселений и районов. Это доказывает и успех программы поддержки местных инициатив, и, опять же, бурное обсуждение все того же закона об МСУ в муниципалитетах. И то, что муниципальное сообщество в итоге смогло в абсолютно открытой дискуссии отстоять свою позицию о том, как обеспечить устойчивую и жизнеспособную модель местного самоуправления.
В Карелии такая дискуссия прошла очень активно и грамотно.. Подавляющее большинство муниципального сообщества высказалось за сохранение сложившейся и доказавшей свою жизнеспособность системы МСУ в республике. Это прямые выборы на уровне поселений и формирование районного уровня власти из числа депутатов и глав, которым жители на местах доверили представлять свои интересы. Свою позицию муниципалитеты подтвердили в рамках прошедших недавно во всех районах Дней депутатов. На состоявшемся 16 сентября первом республиканском форуме муниципальных депутатов его участники высказали просьбу региональным парламентариям, не откладывая, завершить окончательное принятие этого законопроекта на ближайшей сессии, чтобы без проволочек перейти к следующему этапу муниципальной реформы — перераспределению полномочий между разными уровнями власти (http://rk.karelia.ru/aktualno/v-karelii-segodnya-prinyali-zakon-bolshinstva/).
Мнение представителей муниципального сообщества Республики Карелия о принятом законе
Ольга Старикова:
Закон об МСУ – это победа всего муниципального сообщества
Руководитель регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), глава администрации Питкярантского района Ольга Старикова поблагодарила депутатов карельского парламента, поддержавших позицию муниципалитетов при принятии республиканского закона о местном самоуправлении.
Ольга Старикова отметила, что в Карелии призыв Президента России Владимира Путина, рекомендовавший регионам развернуть широкую дискуссию по муниципальной реформе и обязательно прислушаться к голосу районов и поселений, восприняли и организовали действительно масштабное, открытое и подробное обсуждение: в муниципалитетах, затем на совместном заседании Консультативного совета при ЗС РК и регионального отделения ВСМС, в рамках прошедших в районах Дней депутатов. Окончательно свою позицию представители муниципалитетов смогли подтвердить на первом республиканском форуме депутатов, который состоялся 16 сентября.
Очень благодарны за поддержку нашей позиции главе Карелии, за то, что нам дали возможность так подробно, предметно обсудить наши инициативы на самых разных площадках. Ведь именно муниципалитетам жить и работать по этому закону. И мы очень довольны тем, что сегодня парламентарии приняли закон, который разработан именно на основе наших предложений. Это победа всего нашего муниципального сообщества,
— добавила Ольга Старикова.
Юрий Разумейчик:
Я рад, что депутаты ЗС Карелии прислушались к нашему мнению
Так Глава администрации Кемского района прокомментировал одобренный депутатами карельского парламента законопроект о местном самоуправлении.
Владислав Вохмин:
Решение объединить две администрации очень разумно
Глава администрации Лахденпохского района так прокомментировал принятый в окончательном чтении республиканский закон о местном самоуправлении.
Законопроект был одобрен с поправкой, внесенной группой депутатов от «Единой России». Она позволяет объединять администрации районов и районных центров.
Это очень разумное решение, я его целиком и полностью поддерживаю, — заявил Владислав Вохмин. — В нём есть разумное зерно. Надеемся, что это нововведение сэкономит нам бюджетные деньги. Мы у себя намереваемся объединить администрации района и города, запустим эту процедуру в ближайшее время.
http://rk.karelia.ru/politics/vladislav-voxmin-reshenie-obedinit-dve-administracii-ochen-razumno/
Сложившаяся в Карелии практика показывает, что в районах администрации чаще всего находятся в одном здании, а зачастую и на одном этаже. Благодаря поправке муниципальные власти смогут не только сэкономить бюджетные деньги, но и поработать в единой команде, считают инициаторы идеи. При этом за каждым районом остается право самостоятельно решать, объединять администрации или нет.
Валентина Булавцева о реформе МСУ:
Мы очень долго этого ждали
Глава администрации Калевальского национального района прокомментировала решение Законодательного собрания.
Мы очень долго этого ждали. Меня очень порадовали результаты форума, который проходил на этой неделе. Наконец Законодательное собрание и муниципалитеты нашли общие точки соприкосновения. Будем надеяться, что работа будет налажена. На форуме все выступающие говорили, что мы должны быть едины сейчас, а не работать в разнобой. Я за реформу МСУ обеими руками,
— сказала Валентина Булавцева.
(http://rk.karelia.ru/authority/valentina-bulavceva-o-reforme-msu-my-ochen-dolgo-etogo-zhdali/)
Леонид Гулевич:
В дискуссии об МСУ победили здравый смысл и забота о благе Карелии
О принятом решении глава администрации Сортавальского района Леонид Гулевич:
Мы на 300% удовлетворены тем, что региональные законодатели одобрили законопроект, подготовленный на базе предложений и инициатив муниципального сообщества. Дискуссия была бурной, широкой, но победил здравый смысл,
— сказал Леонид Гулевич.
Конечно, хотел бы выразить особую благодарность тем депутатам Законодательного собрания, которые поддержали наши инициативы и услышали наши доводы, тем, кто при обсуждении руководствовался не личными или политическим амбициями, а заботой о благе Карелии,
— добавил Леонид Гулевич.
Итак, благодаря четкой и грамотной работе органов исполнительной и представительной власти муниципальных районов определена модель организации МСУ на данном уровне, что и получило закрепление в республиканском законе.
К сожалению, жители Петрозаводского городского округа не смогли ознакомиться по данному вопросу с мнением мэра Галины Ширшиной, поскольку она нигде публично не выразила свою точку зрения. Была только информация о решении Экспертного совета, председателем которого является “яблочница” Эмилия Слабунова, согласно которому “авторитетные” люди высказались за прямые выборы мэра и против городского районирования. И все. Больше никаких обсуждений, дискуссий, совещаний не проводилось, при этом кроме спикера Петросовета Олега Фокина, который за всех депутатов принял решение ( даже грозил провести референдум) о необходимости сохранения действующей модели МСУ на уровне городского округа, никто более не выразил свое мнение и мнение населения.
Тем не менее, именно на уровне городского управления существуют проблемы по решению вопросов местного значения, что и показал год нахождения на посту мэра Галины Ширшиной.
Проблемы городов
Территория городского округа, в отличие от городского или сельского поселения, не входит в состав муниципального района (это своего рода дырка в бублике), то есть имеет более высокий правовой статус. В крупных и крупнейших городах, как правило, уже сложились местные элиты, сконцентрированы финансовые, политические и трудовые ресурсы. Однако развернувшаяся в 1990-е борьба за госактивы вынесла наверх представителей криминальной сферы, которые массово пошли во власть начиная именно с уровня городского самоуправления. В крупных городах сделать хорошую карьеру проще: во-первых, легко манипулировать электоратом с помощью различных технологий, во-вторых, есть лакомые активы, на ренту с которых можно сформировать стартовый капитал для последующего спурта в региональные, партийные и даже федеральные органы власти. При этом выборная власть защищена мандатом народного доверия на четыре-пять лет, а в случае полного контроля над органами МСУ можно также распределять многомиллионный бюджет и распоряжаться городской собственностью.
Неудивительно, что в ряде значимых городов России на волне борьбы за «муниципальную автономию» сформировались неэффективные администрации, контролируемые определенными элитами, зачастую криминального характера. Борьба с такими олигархическими проявлениями затруднена правовым барьером между государственным и муниципальным уровнями власти и чаще всего трактуется в СМИ как наступление на демократические свободы граждан.
Мы не сгущаем краски. Проблемы внутриэлитного противостояния за последние несколько лет пережили или переживают Благовещенск, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Калининград, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Петрозаводск, Рязань, Смоленск, Сыктывкар, Элиста, Ярославль и другие города. Конфликты везде решались по-разному: либо отрешением мэра от должности, либо силовым путем с привлечением правоохранительных органов, либо политическим — сменой МСУ на выборах, либо компромиссным (http://expert.ru/expert/2014/16/mestnoe-samoupravlenie-istoki-problem-i-sut-reformyi/).
Впрочем, есть примеры обратного характера — в городах, которые не только смогли выдержать проверку на демократичность и независимость МСУ, но и показывают неплохую динамику развития, а стратегическое планирование осуществляется вне зависимости от персоны избранного мэра. Простой анализ позволяет сделать вывод: политическая конфликтность сильно влияет на экономическое развитие городов, на уверенность и внимание инвесторов. Привязка к зачастую конфликтным и непредсказуемым электоральным циклам не позволяет планировать развитие территории на продолжительное время.
Как решить проблему?
Вместе с тем ФЗ -136 предлагает ввести еще одну административную единицу второго уровня: городской округ с районным делением. Новый статус может быть присвоен городу с населением, как правило, от 300 тыс. человек, а само решение примет субъект федерации (с согласия населения города). Отличие от прежнего формата в том, что теперь городской округ делится на городские районы — самостоятельные муниципальные образования первого уровня со своими бюджетом и полномочиями, а также органами МСУ.
Новый формат муниципального образования, с одной стороны, призван максимально приблизить уровень МСУ к жителям в районах и сформировать городское управление, в большей степени независимое от интересов внутригородских элит. Сейчас в больших городах между избирателем и депутатом лежит огромная бюрократическая пропасть, а запросы на развитие двора, улицы, района очень медленно доходят до городской думы. С другой стороны, институты сити-менеджера и делегированных городских депутатов позволяют задавать неполитизированную хозяйственную повестку дня, согласованную и с регионом, и с нижестоящими (районными) депутатами.
Это позволит губернатору, который теперь избирается населением, без опаски передавать новому городскому округу в ответ на запрос проживающих в нем избирателей дополнительные полномочия вне рамок полномочий местного самоуправления и выделять под эти цели финансирование. Сама система станет более гибкой, город получит новые возможности по софинансированию больших проектов вроде транспортных развязок или крупных медицинских центров, необходимых жителям всего города, или по развитию малого и среднего бизнеса. А внутригородские районы смогут сосредоточиться на «малых» делах, волнующих избирателей в границах районов проживания. Каждый уровень городского самоуправления начнет работать на решение вопросов разного масштаба, одинаково важных для жителей, не принося локальные «малые» дела в жертву общегородским проектам, как нередко случается в нынешней укрупненной системе городского МСУ, особенно перед очередными выборами.
Послесловие
[dropcap]1[/dropcap] Реформа местного самоуправления в соответствии с принятыми поправками согласно ФЗ-136 от 27.05.2014 года, как в целом по России, так и в Республике Карелия, постепенно набирает обороты.
На первом этапе республиканским законом утверждена модель управления МСУ.
Почему именно на эту модель организации МСУ пал выбор?
Во многих районах республики такая система уже доказала свою жизнеспособность, причем, по мнению представителей местной власти, весьма успешно. Существуют примеры успешной реализации такого механизма и в зарубежных странах: Финляндии, Франции, США. Эта модель не отменяет прямые выборы на уровне поселений, таким образом у каждого гражданина остается право избирать. Учитывая все факторы и практику с момента действия Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», описанная выше модель на сегодняшний день является наиболее оптимальной и приемлемой с точки зрения интересов населения Республики Карелия.
[dropcap]2[/dropcap] На втором этапе муниципальному сообществу совместно с законодателями предстоит определить и закрепить перечень вопросов местного значения за муниципальными образованиями.
[dropcap]3[/dropcap]В ноябре месяце будет образована Ассоциация муниципальных образований, которая будет консолидированным органом, выражающим и отстаивающим муниципальный интерес. При этом Ассоциация будет играть огромную роль в выработке системных решений, направленных на комплексное развитие территорий.
[dropcap]4[/dropcap]В дальнейшем Ассоциации и всему муниципальному сообществу стоит вернуться к решению проблем в управлении городских округов, выработать предложения по внутрирайонному делению.
Это может сопровождаться конфликтами, но предлагаемая мера должна оздоровить политическую ситуацию, изменить качество городской элиты, провести ее ротацию.
Для снижения рисков политической конфликтности вокруг «сфер влияния» и обеспечения реально представительного (а не элитарно-олигархического) характера городского парламента целесообразно, чтобы он формировался путем делегирования из представителей органов МСУ городских районов. Последние являются первым, базовым, уровнем городского самоуправления и выполняют помимо хозяйственных функций задачи формирования и консолидации гражданского актива.
Первый шаг к формированию гражданского общества на территории Карелии сделан.
http://tass-analytics.com/positions/2336 — о мэрах
Комментарии: