В Карелии будет разработана региональная программа развития потребительской кооперации.
Проблемы потребкооперации в Карелии и перспективы её развития обсуждались в апреле 2014 года на совещании в Правительстве республики под руководством Александра Худилайнена. Во встрече приняли участие председатели потребительских обществ в районах Карелии, председатель Совета Центрального союза потребительских обществ России Евгений Кузнецов, руководители республиканских министерств, а также контролирующих органов.
По словам Александра Худилайнена, разговор на эту тему назревал давно: за последние годы потребительская кооперация значительно утратила свои позиции. Ещё несколько лет назад доля розничного оборота потребкооперации составляла 12% в общем обороте республики. Сегодня показатель не превышает 2%.
Это последствие объективных и субъективных причин, но можно найти возможности, чтобы возродить былую славу потребкооперации. Она остаётся важной составной частью социальной инфраструктуры села, играет существенную роль в жизнеобеспечении сельского населения и является одним из потенциалов развития региона. Потребкооперация работает там, куда сетевые магазины не придут,
— сказал Глава республики.
Потребительская кооперация Карелии сегодня — это 14 районных потребительских обществ, обслуживающих 249 населённых пунктов, в том числе 177 отдалённых. Это 165 розничных торговых предприятий, в том числе 120 приёмо-заготовительных пунктов, 4 автомагазина, 9 хлебопекарен, 6 кондитерских цехов, 4 цеха по производству полуфабрикатов, включая общественное питание. В системе потребительской кооперации — 4,5 тысячи пайщиков и почти 2 тысячи работников.
Как рассказала председатель правления Карелреспотребсоюза Наталья Иванова, самые большие проблемы сферы — низкая рентабельность, рост тарифов на электроэнергию, вытеснение с рынка крупными федеральными торговыми сетями, неподъёмные кредиты. Требуется модернизация существующих производств и развитие новых, необходима поддержка в приобретении специализированного автотранспорта. Но самостоятельно, без государственной помощи, потребкооперация справиться со всеми трудностями не может. Содействие в решении её проблем может оказать принятие региональной программы развития потребительской кооперации, реализация которой на принципах государственно-частного партнёрства дала бы импульс для оживления работы районных потребительских обществ.
Глава Карелии поддержал это предложение:
Программу, безусловно, будем готовить и принимать меры для стимулирования развития потребкооперации на территории республики. Давайте не только сохранять и возрождать то, что есть, но и развивать в рамках существующих в регионе возможностей. Для этого необходима совместная работа представителей потребкооперации и республиканской власти,
— отметил Глава Карелии.
Ещё ряд проблем, на которые обратил внимание уже Председатель Совета Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации Евгений Кузнецов, это нехватка специалистов и кадров в потребкооперации в Карелии, отсутствие органа, который координировал бы работу по её развитию. Эти и многие другие вопросы обсуждались на следующий день на отдельном совещании в Карелреспотребсоюзе (http://www.karelps.ru/novosti/66).
Потребительские общества КАРЕЛРЕСПОТРЕБСОЮЗА
В состав Карельского респотребсоюза входят:
Калевальское райпо (http://www.karelps.ru/kalevala/), Кемское райпо (http://kem-raipo.pp.ua/), ПО «Коопзаготпромторг» (http://www.karelps.ru/istorija-13/), Лахденпохско райпо (http://www.karelps.ru/lahden/), ПО «Содружество» (http://www.karelps.ru/sodrugestvo/), Лоухское райпо (http://www.karelps.ru/louhi/), ПО «Медвежьегорское» (http://www.karelps.ru/medgora/), Прионежское райпо (http://www.karelps.ru/prionezhskoe-rajpo/), Пудожское райпо (http://www.karelps.ru/pudog/), Олонецкое сельпо (http://www.karelps.ru/oloneckoe-sel-po/), Салминское сельпо (http://www.karelps.ru/salminskoe-sel-po/), Суоярвское райпо (http://www.karelps.ru/suojarvskoe-rajpo/), Эссойльское сельпо (http://www.karelps.ru/ob-organizacii/), Петрозаводский кооперативный техникум (http://koopteh.onego.ru).
Карелреспотребсоюз входит в состав Цетросоюза.
Центросоюз в цифрах
http://cheb.ruc.su/upload/iblock/d44/i_tvbkphplcv%20qvpzbacmpuaq.jpeg
В системе Цетросоюза:
Розничных торговых предприятий — 46 тыс., в том числе 42 тыс. магазинов
Предприятий общественного питания — 5,4 тыс.
Цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой) — 5,6 тыс.
Объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции — 19,5 тыс. из них:
- специализированные приёмо-заготовительные пункты — 1,2 тыс.
- магазины-приемозаготовительные пункты — более 14 тыс.
- пункты по приёму молока — 1,7 тыс.
Стационарных и передвижных мастерских, пунктов по оказанию населению бытовых услуг – свыше 17 тыс.
Численность работников около 250 тыс. человек.
Совокупный объём деятельности наших организаций за 2012 год — 246 млрд. рублей.
Организации потребительской кооперации производят мясную и молочную продукцию, безалкогольные напитки, хлебные и кондитерские изделия, консервы и полуфабрикаты, материалы для ремонта и строительства, изделия из шерсти и меха. Выращивают зерно, овощи и плоды, картофель. Разводят крупный рогатый скот, овец, лошадей, свиней, птицу.
Заготавливают сельскохозяйственную продукцию, произведённую на личных подворьях, в крестьянских и фермерских хозяйствах (молоко, мясо, овощи, плоды, картофель), а также лекарственные травы, свежие и сушёные грибы и ягоды из экологически чистых районов.
Оказывают услуги:
- сельскохозяйственного назначения: заготовка сена, вспашка огородов, размол зерна, ветеринарная помощь и другие.
- бытовые: пошив одежды, ремонт бытовой техники, обуви, часов, парикмахерские и другие услуги.
- строительные: возведение домов, ремонт и отделка помещений, обустройство приусадебных участков.
В системе кооперативного образования:
- Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (РУК) с центром в Москве и 21-м филиалом в регионах России;
- Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» с центром в Новосибирске и 7 филиалами в городах Чита, Улан-Удэ, Омск, Владивосток, Кызыл, Тюмень, Якутск.
- 52 средних специальных учебных заведения с25-ю филиалами по всей стране.
- 1 учреждение начального профессионального образования.
В учебных заведениях (высших, средних специальных) потребительской кооперации обучается около 100 тысяч человек.
В системе санаторно-курортного обслуживания:
- Медицинское учреждение в г. Белокуриха (380 койко-мест)
- Санаторий «Центросоюз-Кисловодск» (442 койко-мест)
- Санаторий «Удельная» (267 койко-мест)
- Центросоюз России с 1903 года — член Международного кооперативного альянса (МКА) (http://ica.coop/al-ica/). Кооператоры России поддерживают рабочие контакты с кооперативными союзами всех стран.
- По инициативе Цетросоюза в 1998 году создана Ассоциация кооперативных организаций России ( АКОР), а в 2002 году — «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ».
Изменение законодательства
28 августа 2014 в рамках публичных слушаний по вопросам изменений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Центросоюз России направил в Министерство промышленности и торговли РФ позицию, сформированную с учётом полученных от региональных потребительских союзов предложений.
Минпромторг России весной этого года приступил к работе по формированию предложений по изменению Закона о торговле в части совершенствования правового регулирования нестационарной и развозной торговли. В соответствующую рабочую группу были включены представители Центросоюза России. В рамках запущенных Минпромторгом официальных процедур Центросоюзом был направлен запрос в региональные потребсоюзы. С учётом поступивших предложений была сформирована позиция, направленная в Минпромторг в установленном порядке, в которой особо отмечается необходимость обязательного учёта специфики торговли в городских условиях и в условиях сельской местности с точки зрения её рентабельности и соответствующего регулирования (http://www.rus.coop/press_center/news/detail.php?ID=2990).
Почему надо развивать потребкооперацию?
Потребкооперация как инструмент сельского развития
О том, что на селе сложная ситуация, знают все. Вопрос «кто виноват?», конечно, интересный, но не конструктивный. Наказание виноватых ситуацию не исправит. Но другой извечный вопрос русской политики «что делать?».
Поэтому мы повернём разговор в практическую плоскость. Оказывается, есть ещё сельские территории, которые развиваются именно благодаря сельскому хозяйству, а само сельское хозяйство развивается за счёт потребительской кооперации.
На сегодняшний момент потребкооперация — единственная инфраструктура, эффективно работающая на поддержание сельской экономики, создающая условия для развития как мелкого и среднего бизнеса, так и личных подсобных хозяйств.
Во всех странах мира есть третий сектор экономики — кооперативный, и он успешно развивается. В условиях экономического кризиса именно кооперативная модель хозяйствования признана наиболее оптимальной. Почти 3 млрд. человек на планете зарабатывает себе на жизнь путем участия в кооперативной деятельности. Не случайно ООН 2012 год был объявлен Международным Годом Кооперативов.
Кроме того, кооперативы несут важную социальную миссию. В условиях глобализации они играют роль буфера, защищающего мелкий и средний бизнес от поглощения крупными корпорациями. Поэтому нам, в Российской Федерации, следует максимально внимательно отнестись к этому сектору экономики.
К сожалению, сегодня потребительская кооперация не имеет той силы, которую могла бы иметь. Тому есть ряд объективных и субъективных причин.
Во-первых, современная российская потребительская кооперация не представляет собой столь же мощную систему, как в советские времена или в «перестройку». Тогда потребкооперация располагала мощной материальной базой, заготовительными и торговыми сетями, складскими помещениями, мощностями для переработки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции и производства товаров народного потребления. Действовали механизмы по продвижению товара межрайонного, регионального, межрегионального и общегосударственного уровней. После «перестройки» эта система лишилась поддержки государства. Те структуры, которые удалось сохранить либо заново создать, не могут быть монополистами в силу своей экономической слабости.
Во-вторых, помимо потребительской кооперации в стране насчитывается ещё 14 видов кооперативной деятельности (сельскохозяйственная, кредитная, жилищная, торгово-сбытовая и т.д.). Они ещё меньше развиты, чем потребкооперация, т.к. нет необходимой политики по их поддержке.
Наиболее организованная структура на сегодня — это Центросоюз, который занимается потребительской кооперацией. Нам представляется, что именно Центросоюз должен стать ядром кооперативного сектора экономики и объединить все другие виды кооперативов, чтобы кооперация смогла стать конкурентоспособной и эффективной инфраструктурой поддержки и развития сельских территорий.
Каким образом предлагается осуществить эту задачу?
Вот что ответил по этому вопросу член Комитета Госдумы по аграрным вопросам С.Г. Иткулов.
При Комитете по аграрным вопросам Государственной Думы РФ создан подкомитет по законодательному обеспечению развития кооперативных форм на селе и в агропромышленном комплексе. Сформировав и укрепив этот сектор, мы также создадим реальные условия для развития малого и среднего бизнеса на селе, личных подсобных хозяйств, что, в свою очередь, повысит качество жизни на сельской территории и уровень жизни сельских жителей.
Однако процесс формирования кооперативного сектора в экономике существенно тормозит состояние законодательства.
Прежде всего, кооперативная собственность не закреплена в Конституции Российской Федерации. Предполагают, что она относится к «иным» видам собственности, которые Основной закон допускает, помимо государственной, муниципальной и частной. Однако однозначного толкования Конституционного Суда пока ещё нет. Соответственно, материальную базу кооперативов закон не защищает.
Во-вторых, федеральное законодательство в той или иной мере регулирует только 8 из обозначенных 15 видов кооперативной деятельности. Т.е., по сути, кооперативы существуют во всем многообразии, но с правовой точки зрения их как будто бы и нет.
Некоторые из субъектов Федерации восполняют пробелы собственными региональными законами, позволяющими решать вопросы организации и государственной поддержки кооперативов.
В то же время анализ существующего регионального и федерального законодательства выявляет противоречия. Закон, относящийся к одному виду кооперативов, не распространяется на другие виды. Например, закон о потребительской кооперации регулирует только потребительские общества, но не действует относительно сельскохозяйственных кооперативов. Недавно принятый закон о кредитной кооперации не распространяется на сельскохозяйственную кредитную потребительскую кооперацию и их объединения. Это все связано с тем, что одни виды кооперативов проводили свой закон, другие — свой. Каждый предлагал свое толкование кооперативной деятельности и исходил из собственных узкопрофильных интересов. Дезинтеграционные факторы, к сожалению, сильны до сих пор.
Между тем у всех видов кооперации единые корни, единые принципы. Их надо привести к общему знаменателю, т.е. в русло единого непротиворечивого законодательства. Иными словами нужен рамочный закон, задающий основные, общие принципы формирования и функционирования кооперации как единого сектора экономики.
В чём же заключаются эти общие принципы?
В общих чертах их определила Декларация о кооперативной идентичности, принятая Международным кооперативным альянсом в 1985 году. Там указано семь принципов: добровольное и открытое членство; демократический членский контроль; экономическое участие членов; автономия и независимость; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе.
Я считаю, что нам надо стремиться к соблюдению этих принципов и отражению их в законодательстве. Ведь сегодня много лже-кооперативов. Под маской кредитных и потребительских кооперативов прячутся финансовые «пирамиды», созданные не для выполнения социальной миссии, а только ради получения чистой прибыли путем обмана пайщиков и вкладчиков.
По вопросу создания и совершенствования правовых механизмов развития кооперации следует добавить, что ООН, проанализировав состояние законодательства о кооперации разных стран, поручила Международной организации труда сформировать типовой закон по организации кооперации. К сожалению, наше законодательство во многом отличается от предложенного типового закона, чем и пользуются недобросовестные люди, создавая лжекооперативы.
Третье — кооперативный сектор экономики должен стать объектом государственного управления, осуществляемого, в том числе, со стороны федеральной исполнительной власти. Пока в Правительстве России и системе министерств и ведомств отсутствует такое звено.
Четвёртое — не менее важно наладить и регулярно осуществлять мониторинг по формированию, развитию и состоянию кооперативного сектора экономики.
Во всех четырех направлениях – от определения кооперативной собственности до создания системы мониторинга – и работает подкомитет по законодательному обеспечению развития кооперативных форм на селе и в агропромышленном комплексе.
(http://www.er-duma.ru/pubs/45040)
Какой вклад могут внести органы местного самоуправления в развитие кооперативного движения?
Государственная власть создает надстройку — условия и механизмы. Муниципальные образования закладывают базис, фундамент экономического роста сельской экономики. Там, на местах, приводятся в действие механизмы, там вопросы устойчивого развития сельских территорий должны решаться в едином комплексе. Фактически, сельские муниципалитеты решают вопросы продовольственной безопасности государства, поэтому роль их огромна.
Задача любого муниципалитета — обеспечить устойчивое развитие своей территории. На селе эту цель помогает достигать кооперация, интеграция различных видов и форм кооперации. В этой связи стоит отметить, что в таких замечательных программах как Концепция устойчивого развития сельских территорий в РФ, подготовленная Минсельхозом, и программе устойчивого развития Республики Карелия, и даже в муниципальных программах устойчивого развития муниципальных образований республики необходимо предполагать поддержку интеграционных процессов внутри кооперативного движения. Полагаем, что кооперацию необходимо включать в концепцию устойчивого развития любой сельской территории.
Органы местного самоуправления могут сделать очень многое. Ведь чтобы прижиться на селе, любая структура (общественная или коммерческая) должна очень плотно взаимодействовать с органами местной власти. Сельское население свою власть знает и доверяет ей. Там все на виду. Поэтому прежде, чем создавать кооперативы и даже проводить собрания пайщиков либо опросы среди них, надо заручиться поддержкой муниципальных властей. Они, кстати, самые активные участники кооперативных собраний и первые реализаторы принимаемых на этих собраниях решений. Механизм взаимодействия определяется соглашением об исполнении взаимных обязательств между кооперативом и муниципальной администрацией. В документе прописано, что именно решает муниципальная власть, а какие вопросы берут на себя кооперативы.
Чрезвычайно важна установка муниципальных руководителей на взаимное сотрудничество, на интеграцию. На селе без объединения не проживешь. Там люди всегда жили общинно: сообща строили дома, обрабатывали поля, сеяли, заготавливали корма, гуляли свадьбы, отмечали праздники. Распад колхозов и совхозов на мелкие разобщенные крестьянские хозяйства ослабил село: и экономически, и социально. Сейчас каждый должен работать сам на себя, и люди работают, но в одиночку на рынке не закрепишься. Муниципалитеты и кооперативы должны стать теми структурами, которые воссоздадут сельское сообщество в новых экономических условиях. Среди всех вопросов, которые решают местные власти на селе, чрезвычайно важным является создание условий для того, чтобы люди могли интегрироваться, договариваться, организовываться и планировать совместную хозяйственную деятельность. Тогда мы перестанем говорить о деградации российской деревни и начнем говорить о ее развитии.
Николай Фёдоров, министр сельского хозяйства РФ отметил:
что потребкооперация — необходимая инфраструктурная составляющая российского села, вносящая большой вклад в решение социально-экономических проблем в интересах его жителей. При этом он подчеркнул, что работа кооператоров нужна селу, поэтому её нужно поддерживать.
(http://cheb.ruc.su/news/detail.php?ID=2001)
Поэтому республиканская программа о развитии потребкооперации в республике, которая будет предусматривать направления развития и меры поддержки, очень нужна жителям села.
Комментарии: