Читать около 12 мин

Мнение на статью: Александр Худилайнен: «Республике нужна ассоциация муниципальных образований»

Предложение создать ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Карелия» было поддержано на встрече с депутатским корпусом на Дне депутатов во время рабочей поездки руководителя республики в Пудожский район.

Александр Худилайнен выступил перед депутатами всех сельских и городского поселений, а также депутатами Законодательного собрания от Пудожского района, подчеркнув:

Главной целью организации должно стать межмуниципальное сотрудничество, координация деятельности депутатов и глав по решению вопросов местного значения. Совет станет площадкой для общественных дискуссий, где можно обсуждать самые актуальные вопросы местного самоуправления, которые волнуют жителей всех муниципальных образований республики. У каждого муниципального образования есть свои особенности, начиная с исторических форм управления территорией, даже небольшим поселением, и заканчивая составом депутатского корпуса. Но есть вопросы общего характера, которые поможет решать такое объединение. Это и разъяснение депутатам нормативно-правовой, законодательной базы, и обобщение практического опыта на примере тех или иных поселений. Совет будет защищать общие интересы муниципальных образований, выходить с инициативами к органам исполнительной и законодательной власти.

Вопрос о создании ассоциации Совета муниципальных образований будет обсужден на форуме депутатов муниципальных образований в Республике Карелия.
Источник:

Александр Худилайнен: «Республике нужна ассоциация муниципальных образований»

Наш комментарий:

Александр Петрович Худилайнен http://karelinform.ru/pic2/31031_600.jpg

Глава Республики Карелия Александр Худилайнен во время рабочей поездки в Пудожский район на встрече с депутатским корпусом предложил создать, как в других субъектах Российской Федерации, Ассоциацию муниципальных образований.

Что же это за орган и как он встраивается в систему местного самоуправления?

Рассмотрим сначала, что представляет система местного самоуправления в целом.

http://xreferat.ru/image/22/1305504860_1.png

Как показывает практика демократических государств, местный уровень власти — это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям — тепло в домах, освещённость улиц, качество дорог, транспортное обеспечение и т.п. Эти вопросы рациональнее решать с учетом мнения населения в местах непосредственного проживания граждан — в городах, посёлках, селах, хуторах и пр. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и населения.

Формирование эффективной системы местной власти — всегда длительный и довольно сложный процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской Федерации данный процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.

Чтобы преодолеть препятствия, мешавшие развитию местного самоуправления, приближению его к населению, в стране в последние два года была проделана большая работа. Особенно важно то, что руководство государства приступило к разбору законодательных завалов, определилось с правами и обязательствами муниципалитетов, вплотную подошло к решению вопросов их собственности и финансовой обеспеченности. Тем самым были намечены пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей, хотя полностью решить эту проблему пока ещё до конца не удалось.

Для того чтобы цели нового этапа муниципальной реформы были достигнуты, всем уровням власти в самое ближайшее время предстоит приложить серьёзные усилия в направлении укрепления организационно-правовых и экономических основ местного самоуправления для того, чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение.

Таким образом, в настоящее время эффективность решения проблем развития местного самоуправления на отдельной территории во многом зависит от эффективности управления конкретного муниципального образования. Муниципальные власти сегодня понимают, что повысить эту эффективность можно только применяя новейшие технологии муниципального управления. В целом реализация инновационных технологий муниципального управления, адаптированных к конкретным условиям социально-экономического развития муниципального образования, сможет повысить эффективность муниципального управления в конкретном муниципальном образовании, поспособствует качественно более высокому уровню развития местного самоуправления во всей стране.

От муниципальной власти напрямую зависят возможности инновационного развития территории, качество реализации национальных проектов, эффективность оказания услуг жителям. Поэтому местное самоуправление нуждается в самом серьёзном внимании и поддержке со стороны государства. Муниципальные управленцы должны быть включены в систему принятия решений на федеральном уровне, через представленность в Общественных палатах федерального и регионального уровня, усиление роли объединений муниципальных образований и муниципального сообщества.
Вот одной из таких организационно-правовых основ местного самоуправления, на практике позволяющая решать вопросы местного значения, а значит и населения, и является Ассоциация муниципальных образований.

http://geum.ru/book/57/image/4.gif

Ассоциации муниципальных образований как форма осуществления межмуниципального сотрудничества

http://www.urc.ru/files/Moskow.JPG
http://www.окмо.рф/upload/page_id_830/i_85.jpg

Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, координации и объединения усилий при решении совместных проблем муниципальные образования вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Соответственно, муниципальные образования самостоятельно рассматривают и решают вопрос о необходимости объединения друг с другом и о формах данного объединения.

В настоящее время в Российской Федерации действует несколько видов объединений муниципальных образований:

  • общероссийские союзы (например, Союз Российских городов, Союз малых городов России);
  • межрегиональные ассоциации (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Ассоциация городов Юга России и т. п.);
  • региональные центры (Ассоциация городов Иркутской области, Ассоциация городов Ленинградской области и т. п.);
  • специализированные ассоциации (Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Минобороны России и т. п.)

Согласно ст. 66 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о местном самоуправлении 2003 г.) в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). В соответствии с названным Законом регистрация советов муниципальных образований будет производиться органами юстиции субъекта РФ. Статус и полномочия объединений муниципальных образований будет определяться учредительными документами (например, уставами советов муниципальных образований), советы муниципальных образований не смогут самостоятельно расширять свою компетенцию или получать полномочия от органов местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 66) определяет компетенцию съезда совета муниципальных образований субъекта РФ. Как высший руководящий орган, он: 1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ; 2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований; 3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ; 4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.

Совет муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать её. Совет муниципальных образований призван осуществлять межмуниципальное сотрудничество на территории субъекта РФ, представлять и защищать интересы муниципальных образований в органах государственной власти субъекта РФ, участвовать в законопроектной работе на региональном уровне, организовывать совместную хозяйственную деятельность, обмениваться опытом и информацией, участвовать в реализации региональных программ и т. п.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 67) на общероссийском уровне советы муниципальных образований субъектов РФ смогут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. В отличие от существующего многообразия ассоциаций и союзов общероссийского и межрегионального характера планируется создание единого общероссийского объединения. Данное объединение будет правомочно, если в него войдут советы муниципальных образований не менее 3 субъектов РФ.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 67) определяет принципиально новую компетенцию Общероссийского объединения муниципальных образований, в частности оно вправе представлять предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ).

Единое общероссийское объединение муниципальных образований призвано способствовать развитию межмуниципального сотрудничества, и, соответственно, оно не вправе вмешиваться, ограничивать и контролировать деятельность муниципальных образований и их объединений. Запрет на вмешательство общероссийского объединения муниципальных образований в деятельность муниципальных образований и их советов, ассоциаций и союзов призван обеспечить принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. впервые на федеральном уровне предпринимает попытку упорядочения и систематизации стихийно сложившихся к настоящему моменту различных ассоциаций и союзов местных властей. Федеральный законодатель проводит последовательное разделение объединений муниципальных образований по уровням власти и приводит классификацию по формам хозяйственной деятельности межмуниципальных обществ. Правовое регулирование вопросов создания и деятельности объединений муниципальных образований позволит на практике более эффективно осуществлять межмуниципальное сотрудничество.

Какие Ассоциации и союзы муниципальных образований действуют на территории России

В настоящее время в РФ функционирует большое количество ассоциаций и союзов муниципальных образований.

По территории действия ассоциации и союзы подразделяются: на общефедеральные и межрегиональные.

В настоящее время на межрегиональном уровне работают Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Ассоциация городов Юга России, Союз городов Северо-Запада России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера и ряд других. По отраслевому принципу созданы Ассоциации закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Минатома РФ, Минобороны РФ, Союз городов-наукоградов.

На общероссийском уровне действуют Союз Российских городов, Союз малых городов России, Российский союз местных властей.

На уровне субъектов Федерации такие ассоциации или союзы существуют уже во многих регионах. Но во многих субъектах Федерации реально функционирующие ассоциации местного самоуправления еще нужно сформировать. При этом, на взгляд специалистов государственного и муниципального права, целесообразно создавать Союз городов (муниципальных образований — населенных пунктов) и Ассоциацию районов (муниципальных образований территориального типа).

Что необходимо учесть при формировании Ассоциации муниципальных образований в Республике Карелия

Бесспорно, что в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности в процессе становления и развития местного самоуправления, и они должны быть учтены в учредительных документах ассоциации или союза, в функциях их органов и организационных формах их деятельности. Но на двух функциях ассоциаций следует остановиться отдельно, поскольку ими необходимо наделять ассоциации в любом из субъектов Российской Федерации.

Во-первых, юридическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований.

С роспуском Советов народных депутатов осенью 1993 года и принятием Конституции России на референдуме 12 декабря 1993 года фактически заново началось создание российского законодательства о местном самоуправлении. Были приняты новый Гражданский кодекс, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Законодательные органы государственной власти субъектов РФ приступили к созданию законодательства о местном самоуправлении на своем уровне, в муниципальных образованиях начали разрабатывать и принимать Уставы. Однако, это лишь первый шаг на пути создания системы местных законов, муниципального права как отрасли законодательства.

В этой ситуации как никогда возрастает роль юридического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. В условиях динамично меняющегося законодательства на двух государственных уровнях необходимо налаживать чёткий мониторинг этого законодательства в части, касающейся деятельности всех элементов системы местного самоуправления, и своевременно информировать должностных лиц местного самоуправления об относящихся к их деятельности изменениях. И это нужно начинать делать именно с начала строительства системы законов и нормативных актов, регулирующих сферу полномочий местного самоуправления. Реально ли решить такую задачу силами одного-трёх юристов в штате местной администрации и аппарата представительного органа муниципального образования? Учитывая постоянно возрастающую нагрузку на них по текущим делам, можно достаточно уверенно ответить, что вряд ли. Надеяться на то, что существенная помощь придёт откуда-то сверху, могут только наивные оптимисты. Что же делать?

Выход видится в том, чтобы ассоциации (союзы) муниципальных образований взяли на себя роль юридических консалтинговых фирм и обеспечивали бы решение описанных проблем путем разработки специализированной компьютерной базы данных, её внедрения и сопровождения в органах местного самоуправления, издания и рассылки в муниципальные образования бюллетеня с комментариями изменений в законодательстве России и субъекта РФ, разработки типовых нормативных правовых актов местного самоуправления, проведения обучающих семинаров для юристов органов местного самоуправления, их оперативного консультирования.

Во-вторых, ассоциации местного самоуправления могут внести неоценимый вклад в дело подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления в России.

Непосредственно ассоциациям местного самоуправления может быть поручено решение таких специфических задач как:

организация постоянного мониторинга деятельности органов самоуправления муниципальных образований — членов этих ассоциаций — с целью формирования cборников случаев из практики органов местного самоуправления с последующим их изданием и использованием для обучения по методу ситуационного анализа;

организация обмена муниципальными служащими между муниципальными образованиями с целью их стажировок и передачи опыта практической работы между собой;

организация прохождения практики и стажировок студентов и преподавателей вузов по специальности «государственное и муниципальное управление» в органах местного самоуправления и последующего трудоустройства студентов.

При этом ассоциация должна будет нацелена на решение задач экономического взаимодействия:

  • координация деятельности органов местного самоуправления;
  • проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;
  • принятие совместных решений;
  • подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления;
  • подготовка предложений по реализации федеральных программ, проектов и местных соглашений и программ.

Роль СМИ в развитии местного самоуправления

Значительную роль в развитии местного самоуправления играют средства мас­совой информации (СМИ).

В целях развития местного самоуправления необходимо раз­вернуть в СМИ кампанию по поддержке местного самоуправления как ключевого элемента развития гражданского общества.
Следует отметить, что в муниципальных образованиях существуют проблемы информирования населения о решении вопросов местного значения, деятельности органов местного самоуправления, об организации общественных дискуссий по местным вопросам, а также поддержания необходимого интереса жителей к решению местных вопросов. На такие процессы необходимо своевременно реагировать, проводить обсуждение данных проблем, искать пути их решения.

Мы часто говорим о проблемах местного самоуправления, недостатках и про­белах принимаемых законов и разного рода актов. Иногда удается, как кажется, до­нести свои предложения до тех, кто эти законы и акты принимает. Однако затем прак­тически всё, что предлагается местным сообществом, участвующим в обсуждении законопроектов, которые касаются местного самоуправления, исчезает или транс­формируется до бесполезности. В итоге создается впечатление, что таким образом происходит лоббирование интересов монополий, сторонников абсолютной центра­лизации.

Во избежание этого следует организовать эффективное лоббирование по­зиций местного самоуправления на всех уровнях формирования законодатель­ства и нормативно-правовой базы.

Важно и возможно использовать для этого региональные и уже существующие федеральные объединения муниципальных образований, привлекать опытных муниципалов «с мест» и квалифицированных экспертов-ученых. Все указанные изменения должны быть внесены в законодательство. И если этого не сделать сейчас, местное самоуправление в муниципальных образованиях России не получит долж­ного развития.

Заключение

Признание местного самоуправления как особой формы публичной власти и как особого общественного института означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местного сообщества — муниципальный интерес. Он состоит, прежде всего, в обеспечении благоприятных условий совместного проживания граждан на определённой территории, что требует устойчивого социально-экономического развития этой территории.

Выявляя, проявляя и реализуя муниципальный интерес, местное самоуправление одновременно выполняет три функции: функцию публичной власти, хозяйственную функцию и общественную функцию — функцию содействия самоорганизации граждан для реализации ими своих интересов местного значения.

Кроме того, а, быть может, прежде всего, местное самоуправление — это своего рода идеология, система жизненных взглядов, основанная на том, что граждане, местные сообщества могут решать многие вопросы местной жизни самостоятельно и более эффективно, чем государство, а в некоторых условиях — и чем бизнес, поскольку цель решения вопросов местного значения — реализация муниципального интереса, и максимально эффективная для данных условий реализация этой целевой задачи не всегда совпадает с интересами государства и бизнеса.

Ещё одна важная роль местного самоуправления — это роль связующего звена между гражданами и государственной властью.

Одна из возможностей ликвидировать пропасть между властью и народом, реализовать потенциал энергии, сознания и силы народа — это самоорганизация муниципальных образований в форме Ассоциации — как основы по-настоящему демократического строя и важнейший принцип организации власти в демократическом государстве, непременное условие формирования и развития демократической общественно-политической системы.

http://www.vestnik57.ru/uploads/8-nomer-2012/02_izderzki_demo.jpg
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ