27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-X от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» (31 мая 2006 года эти указы утратили силу), было положено начало празднования дня российского кино.
В соответствии с указом (см. выше) 1980 года праздник назывался «День советского кино», а согласно указу 1988 года «День кино». В годы перестройки праздник стал называться «День кино России», а своё нынешнее название: «День российского кино» обрёл позднее, после распада СССР.
Когда зародилось кино
Пробные демонстрации фильмов «движущихся фотографий» начались в 1888 году, Официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В 1896 году братья совершили мировое турне, в то время как в России первая демонстрация кинематографа состоялась 9 января 1894 года на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве, за два года до своего «официального» рождения. С помощью киноаппарата конструкции М. Фрейденберга, использовавшего скачковый механизм И. А. Тимченко, на экране были продемонстрированы движущиеся всадники и метатели копья. Первый же сеанс кинематографа братьев Люмьер прошёл 16 мая 1896 года в Петербурге. Первый полноценный киносеанс в Петрозаводске состоялся весной 1911 года, в каменном сарае купеческого дома. Спустя 3 месяца, 18 августа 1911 года, в Гостином дворе был открыт первый в Карелии кинотеатр под названием «Ренессанс» с залом на 100 мест. Просуществовал он неполных 2 года.
Место кино в жизни
Общество развивается и так сложилось, что для перехода на новый уровень потребовались инструменты воздействия большей мощности. Так сложилась основа для появления киноиндустрии. Какие функции выполняет кино? Это, в первую очередь, управленческая функция (пропаганда того или иного образа жизни, мировоззрения и пр.). Также кино выполняет и социальную (или социально-психологическую) функцию (сама социализация индивидума, его просвещение, формирование стереотипов поведения и пр.). При этом, всегда на экране мы видим своеобразное противопоставление некоего идеала или мира фантазии, которое сравнивается с миром реальности либо на экране во время показа фильма, либо самим зрителем после просмотра фильма .
Понимая тот потенциал, которым обладает кино с точки зрения воздействия на психику человека, киноидустрия стала плацдармом для совершенствования технологий управления с целью внедрения необходимых стереотипов поведения, пропаганды доминирующей культуры и образа жизни. Советское кино, индийское кино, французское кино или Голливуд — за этими словосочетаниями стоят определённые образы, отражающие особенности и отличительные признаки культур, относящихся к перечисленным категориям.
Кинотеатры созданы для удовлетворения потребностей кинопроизводителей по массовому кинопоказу и сбору денег. Киностудии нацелены на создание востребованной, хорошо продаваемой кинопродукции, которая принесёт как можно больше прибыли.
Говоря о функции кино, необходимо отметить, что кино — это всё-таки «зеркало общества». В маркетинге есть два подхода: либо производитель удовлетворяет спрос, либо он его формирует. Отражение процессов, которые происходят в обществе, отражение идей, образов, отражение архитектуры, дизайна и культуры, превалирующих в обществе — вот что мы видим в современных фильмах. Круг замкнут на потребление. При этом, у современного человека есть все возможности для того, чтобы быть созидателем. Современные устройства позволяют снимать видео практически всем людям. Следовательно, каждый человек может выступать в роли сценариста, режиссёра, оператора, кинокритика и пр, а не просто зрителя, но для этого нужно приложить какие-то усилия над собой: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».
Может быть имеет смысл обучать технологиям и методам работы с информацией, с тем, чтобы автор продумывал к какому результату приведёт создание его ролика, какие будут последствия, что изменится в обществе?
От многих критиков можно услышать, что в современном кино отсутствует социальная тема (жизнь в детдоме, подростковая беременность, брошенные пенсионеры, жизнь людей с ограниченными возможностями и пр.). Но тогда возникает вопрос:
«А где общество, которое не высказывает свою потребность в социальном кино, где государственные рычаги воздействия на запрос общества? Понимают ли граждане России сейчас какие фильмы и мультфильмы им нужны для своего дальнейшего развития?»
Также со стороны критиков звучат замечания, что раньше в фильмах были герои, сейчас перестали снимать кино про героев,. Это связано ещё и с тем, что в обществе нет единого ответа по вопросы: «Кто я?», «Кто мы?» и «Куда мы движемся?». Следовательно, необходим анализ прошлого, осмысление настоящего, определение целей и управление своим будущим, тогда появятся и ответы на эти вопросы.
Плацдарм будущего?
Проблема, возможно, также заключается и в том, что сейчас в обществе наблюдается кризис идей, кризис сценариев. Вроде бы как и сценаристов много, и пишут они много, но вот дельного и хорошего материала мало.
Возможно, именно Карелия может стать своеобразной базой подготовки сценаристов. Карелия обладает уникальным потенциалом — возможность совмещать и городскую жизнь столичного города Петрозаводска с дикой природой, великолепными пейзажами, неповторимым культурным наследием. Этнокультурный потенциал региона, отображённый в эпосе «Калевала», в Петроглифах и сохранившихся вепских и карельских деревушках, насыщенных чувством свободы и независимости, унаследованной от Новгородских князей, позволяет посмотреть на многие процессы со стороны. Это накладывается на образ жизни современного жителя трансграничного региона, который имеет постоянные контакты с культурой, образом жизни и устройством соседней Финляндии — члена Европейского Союза.
Культурный центр Карелии — город Петрозаводск, позволяет организовать содержательный досуг с посещением ряда театров, Филармонии и кинотеатров, провести время в общении с интересными людьми.
В 1973 году в КАССР работало 16 кинотеатров. Сегодня из 13 городов республики кинотеатры работают лишь в Петрозаводске (4 кинотеатра), в Костомукше («Дом молодёжи и кино»), в Сегеже («Сегежский центр кино и молодёжи»), в Суоярви (кинотеатр «Космос»). В Сортавале кинотеатр «Заря» закрыт весной 2014 г. В Кондопоге в здании кинотеатра «Октябрь» сейчас магазин, раньше был ночной клуб «Галактика». А в здании кинотеатра «Мир» — одного из старейших городских строений — ничего нет, пустует. В Петрозаводске за годы постсоветской власти были уничтожены кинотеатры: «Искра», «Строитель», «Победа», «Сампо» и др.
Показательная история «Сампо»
Как происходит разрушение кинотеатров, можно проследить, проанализировав историю одного очень значимого для Карелии культурного объекта — кинотеатра «Сампо».
Из книги И. М. Мулло «Петрозаводск. Путеводитель и справочник», Государственное издательство Карельской АССР, Петрозаводск, 1957 год, С. 105, рубрика «Кинотеатры»:
Кинотеатр «Сампо» (проспект Урицкого, 83) построен в 1941 году по проекту архитектора Ю. Русанова. Простые архитектурные формы и портал с колоннами придают зданию свежесть и привлекательность. Зал кинотеатра имеет 547 мест. В фойе перед началом трех последних сеансов устраиваются концерты.
С 1957 года в кинотеатре оборудован широкий экран.
Далее приводим историю кинотеатра по сообщению историка Станислава Гайдука, опубликованного в группе «В защиту архитектуры Петрозаводска» http://vk.com/topic-37103593_26465923:
- 1941 год — кинотеатр открыт оккупационными властями под названием «Укко» (кинотеатр работал в годы оккупации для «свободного» — не находящегося в концлагерях — населения)
- 1944 год — с освобождением Петрозаводска кинотеатру возвращено первоначальное название — «Сампо»
- 1956 год — кинотеатр переоборудован под широкоэкранный (впервые в Петрозаводске)
- 2005 год — кинотеатр прекратил работу (несмотря на то, что в 2003 году здесь был заново оборудован кинозал системой DDS)
- 2006 год — администрация города принимает решение о создании муниципального учреждения «Молодёжный комплекс «Сампо», подведомственного отделу по делам молодёжи (постановление главы городского округа). Временно, до создания МУ«МК «Сампо», нежилое здание по пр. Невского, д.47 передано в оперативное управление МУ «ДСЦ «Подросток», подведомственному отделу по делам молодежи (распоряжение главы городского округа). Победитель конкурса на выполнение работ технического обследования конструкций здания — ООО «Коммунжилпроектинвест» в декабре 2006 года выполнил обследование и дал заключение о техническом состоянии конструкций здания. Общий физический износ здания составляет 52%, что классифицирует его состояние, как ограниченно-работоспособное состояние.
- 2007 год — выделены средства на проектные работы; в госцентр по охране памятников подана заявка о внесении кинотеатра в список объектов культурного наследия муниципального значения. С 1 января 2007 года были введены дополнительные ставки сторожей, дворника, зам. директора по основной деятельности и зам. директора по АХЧ. Оборудовано помещение для сторожей. В феврале 2007 года сделано Техническое задание на разработку ПСД. В октябре 2007 года подана заявка в Управление муниципального заказа для объявления и проведения открытого конкурса по выбору проектной организации — подрядчика на разработку ПСД.Через 7 месяцев проект был получен, здание было законсервировано. Параллельно было сделано:
- разработана Концепция развития сферы молодёжного досуга в городе Петрозаводске;
- разработан проект Устава учреждения;
- оплачены все счета, поступившие от различных служб на выдачу технических условий по заявкам УКС, а также за подготовку Градостроительного плана земельного участка;
- подготовлены заявки на финансирование из городского бюджета;
- поданы предложения в Республиканскую адресную инвестиционную программу до 2011 года.
- 2009 год, декабрь — Петросовет принимает решение продать здание
- 2010 год, июль — здание кинотеатра продано фирме «Ринда»
- 2011 год — на заседании Общественного градостроительного Совета рассмотрен вопрос о размещении многоквартирных жилых домов на земельном участке по проспекту Александра Невского — улице Калинина со сносом здания кинотеатра «Сампо»
- 2012 год — здание пока стоит, но стремительно разрушается…
- 2012 год — здание, выкупленное олигархом Василием Поповым, снесено…
При этом, карельский предприниматель Василий Попов рассказал, что изначально не хотел разрушать старое здание.
Да, когда-то моё предприятие купило кинотеатр «Сампо». Но мы не преследовали цель разрушить это здание. Мы пытались хоть как-то его использовать, но выяснилось, что восстановить его нельзя.
Неужели такая учесть ждёт все социально-значимые объекты или имеющие историческую ценность объекты недвижимости, если они попадают в руки таких предпринимателей?
Именно поэтому важно, что сами граждане думали, кто и как управляет их жизнью, чьи интересы отстаивают так называемые «народные избранники», в какую сторону идёт развитие, к чему приводит так называемая «рыночная экономика» и какие цели преследует голливудская киноиндустрия.
Комментарии: