Да, слава русских моряков бессмертна,
В историю вписали имена
Тех, кто любил Россию беззаветно,
И отдавал за родину сердца.
Л. Встречный
27 июля 2014 года — День Военно-морского флота Российской Федерации, который отмечается в нашей стране в последнее воскресенье июля на основании Указа Президента России Владимира Путина от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации».
В советской России этот профессиональный праздник был установлен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПб от 22 июня 1939 года, согласно которому праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля. А на последнее воскресенье июля он был перенесён указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях».
И как памятный день в Вооруженных силах уже Российской Федерации он был установлен вышеуказанным Указом Президента России Владимира Путина также на последнее воскресенье июля.
День ВМФ — один из самых любимых ещё в СССР, а затем и в России, праздников. Его отмечают не только военнослужащие этих войск, но и все те, кто стоит на страже морских рубежей России, обеспечивает боеготовность кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил. В этот день по всей стране проходит множество памятных и торжественных мероприятий, военные парады и встречи ветеранов.
Из истории Военно-морского флота России
Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17 — 18 веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.
Первый русский боевой корабль был создан при Алексее Михайловиче (время правления 1645 — 1676). Его построили по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена.
«Орёл» представлял собой совершенное по тем временам судно. Его длина составляла 24,5 м, ширина — 6,5 м, а осадка — 1,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками. Экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь государственного герба.
В октябре 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. «Морским судам быть!» — таковой была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. На многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, строились корабли Российского флота самых разных классов.
К весне 1700 года на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700 — 1721).
Противник, прекрасно осознавая, что именно сможет подорвать мощь русской армии, решил нанести свой решающий удар по Архангельску — городу, где располагались верфи, на которых строились военные корабли. Но замысел неприятеля был прекрасно известен Петру I. Он распорядился установить по береговой линии батареи, возвести укрепления, усилить гарнизон и контролировать иностранные суда, курсирующие в Белом море.
В устье Северной Двины построили Новодвинскую крепость. 24 июня 1701 г. шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада, ничего не ведая о недавно сооруженном укреплении русских, подошла к устью Северной Двины. Бой длился 13 часов. Оставшимся в живых шведам с трудом удалось уйти в море на одном галиоте. Очередная крупная победа молодого российского флота была триумфальной.
Именно тогда зародились знаменитые петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» и др. Они легли в основу боевых традиций легендарного русского флота.
Морское сражение, произошедшее 26-27 июля 1714 г. у полуострова Гангут (ныне Ханко), занимает особое место среди морских баталий петровской поры. В ходе битвы русским солдатам удалось захватить 6 галер и 3 шхербота противника. В мае 1719 г. у острова Эзель эскадра Петра I взяла на абордаж 3 шведских судна. Сам император назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота».
В 1720 г. у острова Гренгам отряд русского гребного флота, которым командовал генерал М. М. Голицын, разбил шведскую эскадру, состоящую из линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. В результате наш флот закрепился в районе Аландского архипелага и в дальнейшем успешно вёл отсюда военные действия против неприятеля.
Шведы, понеся крупные потери в войне, оказались даже не в состоянии защищать собственные территории от русского десанта. В 1721 г. они подписали с Россией Ништадтский мир. Северная война закончилась.
В результате Российское государство стало великой морской державой
За период своего царствования Петр успел сделать для государства Российского очень многое, однако в списке его заслуг перед Отечеством есть титул, который бы он сам оценил более всего, — «отец русского флота».
Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. Именно «отцу русского флота» и принадлежит идея проводить праздничные военные парады. Считается, что первый подобный парад состоялся в 1699 году перед Керченским походом судов из Таганрога.
Этот праздник имеет большую историю: 300 лет — в августе 1714 года русский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу. Тогда и зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек.
В Советском Союзе с 1923 года проводилась «Неделя Красного Флота». В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, трудовые субботники, сборы денежных средств на нужды флота. Во времена советской власти День рождения военно-морского флота России назывался иначе — День рождения ВМФ СССР. Необходимо отметить, что этот праздник начали отмечать с 1939 года по инициативе выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.
До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.
Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надёжно прикрывал стратегические фланги фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации.
У Военно-морского флота поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости и любви граждан России. Его история — это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных моряков в суровые годы испытаний наша страна отстаивала свое право на независимость, суверенитет и процветание.
Военно-морской флот в годы Великой Отечественной войны
29 апреля 1939 народным комиссаром ВМФ СССР был назначен 34-летний Николай Герасимович Кузнецов — он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Опыт войны с Финляндией подтвердил правильность принимаемых наркомом мер по повышению боевой готовности. Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. В 1940-1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны.
Надо сказать, что только два рода войск встретили врага в полной боевой готовности — это пограничные части НКВД, подготовленные Лаврентием Берией, и военно-морской флот, руководимый Николаем Кузнецовым. Один этот факт делает несостоятельными версии о неожиданности нападения гитлеровской Германии на СССР.
К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжёлых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров.
Северный флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В её составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.
Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ-3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.
Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.
Героическая оборона Севастополя в течение 250 дней была возможной во многом благодаря действиям Черноморского флота. Наряду с непосредственным участием в обороне базы флот обеспечивал регулярное сообщение гарнизона с тыловыми районами на побережье Северного Кавказа.
Северный флот играл важную роль в стабилизации фронта на мурманском направлении — охраняя свои коммуникации, активно нарушал вражеские вдоль побережья Северной Норвегии. С созданием антигитлеровской коалиции и распространением американского закона о ленд-лизе в СССР начались регулярные поставки военной техники, вооружений и продовольствия от союзников. Действовали три маршрута транспортировки военных грузов для СССР: северный, тихоокеанский и иранский.
За время Великой Отечественной войны Военно-Морским Флотом потоплено 708 боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и её союзников, а также 791 транспортное судно полной вместимостью 1,84 млн. т. Достоверность этих цифр подтверждается двусторонними данными. Почти половина из потопленных кораблей и судов явилась результатом ударов авиации. На долю подводных лодок приходится 5% потопленных боевых кораблей и 20% транспортов. От воздействия минного оружия погибло около 15% из всех потопленных германских кораблей и судов. Надводными кораблями ВМФ СССР потоплено 53 боевых корабля и вспомогательных судна и 24 транспорта противника. В целом в ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанёс противнику ощутимые потери. «Он до конца выполнил свой долг перед Родиной» — отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.
Источники:
http://flot.com/history/io7.htm
http://www.otvoyna.ru/vmfsssr.htm
Военно-морской флот в послевоенные годы
В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства.
Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 1980-х годов. После развала СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей.
Развитие Военно-морского флота на современном этапе
На современном этапе одной из главных задач государства является поддержание технической готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как наличие у России хорошо оснащенного современного Военно-Морского Флота — один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.
Сегодня Военно-морской флот (ВМФ), являясь видом Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
В состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация и береговые войска флота (морская пехота и войска береговой обороны), а также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла. Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ. Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются: Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия.
Присоединение Крыма и Черноморский флот
Знаковым 2014 год стал для Черноморского флота, основные силы и средства коего ранее базировались в иностранном государстве на Украине. Но после присоединения Крыма к России проблема в корне изменилась: теперь не нужно согласовывать с Украиной вопросы замены старых кораблей на новые, замены самолетов и другой военной техники.
Начиная с конца 2014 — начала 2015 года и до 2017 года на Черноморский флот поступят шесть новейших фрегатов и шесть дизельных подлодок.
При этом продолжится строительство Новороссийской военно-морской базы, которая ранее появлялась на территории России в дополнение к главной базе флота в Севастополе. Сейчас обсуждается вопрос о развитии других баз в Крыму, которые ранее использовали Военно-морские силы Украины. Речь, в частности, идёт о бывшей во времена СССР запасной главной базе ЧФ, которая находится в Донузлаве (близ Евпатории).
Куда дует мистраль?
Знаковым этот год станет для ВМФ России в целом и тем обстоятельством, что осенью ожидается приход первого из двух вертолетоносцев типа Мистраль из Франции в порт Владивостока. Его испытания уже начались, в октябре корабль ждут в Санкт-Петербурге, где на судостроительном заводе «Северная верфь» он будет оснащён российским вооружением. На нем будут также зиждиться корабельные вертолеты Ка-52К и Ка-27/31.
Следующий корабль прибудет в Россию в 2015 году. Несмотря на то, что местом базирования этих вертолетоносцев определен Владивосток, где возводится для них инфраструктура, не исключено, что в перспективе один из них, а именно «Севастополь», появится в Черном море. Как утверждают специалисты, проблем с его базированием в главной базе ЧФ нет. Ведь именно на Черном море в советские времена базировались и авианосцы, и вертолётоносцы «Москва» и «Ленинград».
Ясная перспектива
Перспектива развития ВМФ России — объединённая, однако не только с поступлением на вооружение подводных лодок и вертолетоносцев, но и сил общего назначения, то есть фрегатов, корветов, тральщиков, эсминцев.
Сейчас промышленность приступает к реализации проекта новейшего эсминца. Причём речь идет о создании корабля с ядерной энергетической установкой.
В июне этого года со стапеля Средне-Невского судостроительного завода был спущен на воду головной корабль противоминной обороны «Александр Обухов», и, как заявил замминистра обороны Юрий Борисов, таких кораблей до 2050 года должно являться построено порядка 30. Согласно обстоятельствам контракта с Минобороны, сдача первых трёх кораблей запланирована в период с 2016 по 2018 год.
По заявлению руководителей Минобороны и ВМФ, в будущей госпрограмме вооружения обязательно будет прописано строительство атомного авианосца на смену пока единственному в РФ авианесущему кораблю «Адмирал Кузнецов».
В настоящее время, помимо вышеперечисленных кораблей и подлодок, на флот будут поступать также корветы, фрегаты и дизель-электрические подлодки класса Лада, которые в ближайшее время планируется оснастить анаэробной (воздухонезависимой) энергетической установкой (http://news2world.net/novosti-oborony-i-bezopasnosti/nineshniy-god-dlya-vmf-rossii-stanet-urozhaynim-na-korabli-i-podlodki.html).
Россия — великая морская держава
Право считаться ею завоевано поколениями наших соотечественников, чьи мужество и самоотверженность, блистательные победы в морских сражениях стяжали немеркнущую славу стране и её Военно-Морскому флоту.
И сегодня, в новых непростых политических и экономических условиях, российские военные моряки бдительно несут вахту по охране морских рубежей Родины и как прежде готовы к любым штормовым предупреждениям.
Сегодня Военно-морской флот успешно решает задачи в интересах обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Как и прежде, мужество и самоотверженность военных моряков помогают им преодолевать трудности и с честью выполнять свой воинский долг. Наглядное тому подтверждение – высокая выучка личного состава, грамотное использование боевых возможностей современных комплексов вооружений, бдительное несение боевой службы и боевого дежурства, верность военной присяге.
Главное же задачей для моряков сегодня становится повышение управленческой грамотности, не только для решения проблем самого флота, но и потому что именно флот представляет собой модель государства, даёт и снова способен дать России выдающихся управленцев, для решения всех остальных задач.
Комментарии: