Дом, семья, дети — это созидающая сила в жизни каждого человека. Ради этого мы живём, работаем, творим. Сам термин «семья» широко известный. Существует множество трактовок как собственно термина «семья», так и его содержания. Но ни в одном документе нет общепринятого чёткого его определения, так как каждый автор вкладывает в него сугубо свой смысл. Именно поэтому сегодня единое представление о семье становится всё более размытым.
В действительности, семья как социальный институт, — зёрнышко, из которого вырастает будущее общество, включая и его государственность. Семья — это процесс совместной жизни нескольких — духовно неразрывных — поколений людей, в процессе которого взрослые рождают и воспитывают представителей новых поколений.
Исходя из того, что семья состоит из разных поколений, есть существенная разница между понятиями «семейная пара» и семья. Союз двух взрослых людей — это ещё не семья, а семейная пара. В общепринятом понимании семья это: взрослые, вступившие в брак, и родители каждого из них, плюс ребёнок — минимум один, которого зачали, родили и воспитывают вступившие в брак. Таким образом, семья — это ребёнок, его папа и мама, два дедушки и две бабушки в каждой из его родовых линий предков.
Каждый из членов семьи для других её членов является отражающим зеркалом, в котором каждый другой может увидеть черты себя, и которое отражает ему же то, что он несёт другим.
Кроме того, семья — это качество, а не только некоторое множество. Это качество возникает с указанного минимального её персонального состава, сохраняясь, если детей больше, чем один. При этом каждый ребёнок в семье является представителем будущего в настоящем, поэтому от тех, кто его воспитывает, зависит и характер этого будущего.
Культура семьи — культура цивилизации
Общая для всех членов семьи культура представляется как совокупность общепринятой национальной культуры и семейного уклада, которая сформировалась под влиянием индивидуальных особенностей, духовного и интеллектуального уровня развития членов этой семьи. В основе национальной культуры всегда заложена определённая система ценностей, как правило, общая не только для одного народа, но и для целой региональной цивилизации.
Так, в основе американского самосознания лежит индивидуалистическая идея. В основе российского — коллективистская. Как «символ веры» американского народа западную культуру достаточно хорошо отражает произведение и фильм «Унесенные ветром», где главная героиня Скарлетт О’Хара не может себе представить, что она будет голодать, и для неё это, видимо, самое главное. В представлении русского человека — всё-таки другие задачи. Это что-то такое за горизонт уходящее, что-то такое душевное, что-то такое, связанное с… Богом. Понимаете. Это немножко разные философии жизни.
(Из интерьвью В.В.Путина http://www.youtube.com/watch?v=zZfU5NXXda0)
Именно поэтому представителям культур понять друг друга довольно сложно, так как их философии жизни, во многом разнятся.
Семейные взаимоотношения оказываются под влиянием иерархии личностных потребностей каждого из членов семьи, которая в свою очередь базируется на системе национальных или религиозных ценностей. Наиболее известной теорией мотивации является теория потребностей Абрахама Маслоу.
В основе пирамиды Маслоу, лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. По Маслоу, последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что есть категория творческих людей, которые могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьёзные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Он предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. К примеру, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не доверительные отношения или семья.
Однако, Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:
- 85% — физиологические
- 70% — безопасность и защита
- 50% — любовь и принадлежность
- 40% — самоуважение
- 10% — самоактуализация
Потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернётся на предыдущий уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Таким образом, можем заметить, что предложенная пирамида Маслоу персонализирована, так как она отражает только индивидуальные потребности. Маслоу в своей схеме отразил, что человек существо социальное только через личные желания, забыв о потребностях общественных. Необходимо выделять в спектре потребностей человека не только его лично-индивидуальные потребности, но и те личные потребности, от которых зависит общественное развитие в целом.
Иная классификация потребностей
Анализ жизни общественно-экономических формаций позволяет все потребности, порождаемые обществом, разделить на два класса: естественные и деградационные. Удовлетворение естественных (или как их ещё называют демографически обусловленные) потребностей безопасно и необходимо для обеспечения устойчивости общественного развития. Удовлетворение деградационых потребностей наносит прямо или косвенно вред потребителям, окружающим, потомкам и биосфере в целом.
Из таблицы «Перечень групп демографически обусловленных потребностей» видно, что порядок убывания значимости потребностей не меняется на протяжении всей истории нынешней глобальной цивилизации.
Таблица: Перечень групп демографически обусловленных потребностей
Приоритет | Группы потребностей | Характер потребностей |
---|---|---|
1 | Улучшение возможностей получения образования и воспитания подрастающими поколениями и прочие потребности обеспечения безопасности жизни общества и развития его культуры, включая и улучшение среды обитания. | Потребности коллективного — общественного характера, удовлетворение которых (с точки зрения личности) выражается в предоставлении разнородных благ посторонним людям, государственным институтам и общественным организациям. |
2 | Пища. | Потребности личностного и семейного характера, удовлетворение которых выражается в потреблении разнородных благ самим человеком и членами его семьи. |
3 | Одежда. | |
4 | Жилище для семьи и её развития. | |
5 | Социальные услуги — то, что человек (или семья) не может сделать сам — либо вообще, либо не может сам сделать быстро и хорошо, вследствие чего это для него делают другие. | |
6 | Свободное времяпрепровождение и разнородные средства для обеспечения личностного развития. |
Можно видеть, что данный порядок разительно отличается от пирамиды Маслоу тем, что в нём учтено то, что образование — является первейшей индивидуальной потребностью для общественного развития. Любые достижения цивилизации достигаются только через повышение осведомлённости об окружающем мире, получении нового знания — через образование. Все потребности более низкого порядка так или иначе завязаны на образование: лучшую пищу, мы выбираем и производим на основе своего знания о полезности или вредности тех или иных продуктов, одежду мы создаём на основе познанных материалов и технологий, жилище строим на основе понимания потребностей развития семьи.
Однако, идеи индивидуализма, чуждые русскому духу, проникают в нашу среду по средствам различного культурного сотрудничества. Так, многие режиссёры рекламы и фильмов, авторы статей в СМИ сознательно или не осознано подрывают институт семьи, внося в умы людей дефективные представления о любви, взаимодействии членов семьи и общества.
Пути разрушения и методы созидания
Реклама и кино сомнительного качества и содержания с экранов телевизора и кинотеатров, мешают полноценному развитию нормальной семейной жизни, растлевая подрастающее поколение и стимулируя рост подростковой преступности. Таким образом, происходит подмена традиционных российских ценностей.
СМИ не стремится помочь семье воспитывать здоровое поколение новых граждан, а оставляет семью один на один с возникшими проблемами, усугубляет их, обрушивая на головы населения огромное количество противоречивой, негативной и бесполезной информации.
Через видео- и пресс-продукцию идёт подрыв духовности, нравственности, наших социальных скреп общества. Популяризация западных стандартов жизни, особенно в сфере деловых отношений, повлияла на возникновение в психике личностей антагонизма между этими стандартами и мировоззрением, присущим людям русской цивилизации (Ролик «Русская цивилизация» http://www.youtube.com/watch?v=dJpiJJ9GBwo). Личности, попавшие под устойчивое влияние такого антагонизма находятся в постоянном эмоциональном напряжении, от которого они пытаются спастись употребляя алкоголь, различные наркотики или погружаясь в гонку потребления. Такой подход негативно влияет как на семейную жизнь, так и на какие-либо иные человеческие отношения, подрывая институт семьи, ухудшая внутри-социальную обстановку и оказывая дополнительное давление на биосферу.
Во всех национальных культурах есть компонента, которая направлена на поддержание и функционирование института семьи в преемственности поколений, и если она систематически ослабляется, то общество встаёт на путь самоубийства. В цивилизованных обществах именно институт семьи решает такие важнейшие задачи как:
- Воспроизводство новых поколений;
- Интеграция в общество каждого новорождённого в процессе его взросления.
И в этом качестве семью не способен полноценно заменить никакой другой общественный институт.
Таблица: «Объективно необходимые функции и взаимосвязи общественных институтов»
Общественные институты как источники благ | |||||
Семья даёт | Государственность обеспечивает | Наука обеспечивает | Система образования обеспечивает |
||
Общественные институты как получатели благ | Семье | 1. Продолжение рода. 2. Непосредственную заботу друг о о друге и членов семьи. | Социальную защищённость, т.е. разнородные факторы, обуславливающие качество жизни семьи и личности в этом обществе. | Кругозор подрастающих поколений и взрослых сверх обязательного образовательного минимума, принятого в обществе. | Стартовый уровень образованности и профессионализма вступающих в жизнь новых поколений, как основу для их интеграции в жизнь общества. |
Государственности | 1. Людские ресурсы. 2. Нравственность. 3. Этику. 4. Основы культурного единства общества. | 1. Организацию системы управления. 2. Воспроизводство субкультуры управления на профессиональной основе в преемственности поколений. | Научно-методологическое обеспечение текущего государственного управления и выработки политического курса на будущее. | 1. Основы культурно-политического единства общества. 2. Кадры профессионалов-управленцев. |
|
Науке | 1. Людские ресурсы. 2. Нравственность. 3. Этику. 4. Основы культурного единства общества. | 1. Организацию системы. 2. Поддержку фундаментальной науки. 3. Постановку исследовательских задач в интересах осуществления политики. | Воспроизводство субкультуры научных исследований и решения прикладных задач. | Кадры профессионалов-исследователей и разработчиков. | |
Системе образования | 1. Людские ресурсы. 2. Нравственность. 3. Этику. 4. Основы культурного единства общества. | 1. Организацию системы. 2. Постановку образовательных задач. | 1. Методологию познания и творчества. 2. Миропонимание (т.е. тематику и содержание образовательных стандартов). 3. Кадры профессионалов-преподавателей | Кадры профессионалов-преподавателей. |
Из таблицы «Объективно необходимые функции и взаимосвязи общественных институтов» можно отметить следующее. На исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих жизнь многих поколений, определяющим фактором развития общества является функционирование института семьи. На более коротких интервалах времени (в пределах жизни одного-двух поколений) определяющим является функционирование института государственности, обусловленное функционированием института семьи и системы образования в период жизни нескольких предшествующих поколений. Таким образом, рассматривая историческое прошлое, можно заметить,что все общественные институты выросли из института семьи, как из «зёрнышка».
Толерантность или толерастия?
Во всех национальных культурах есть своеобразие обычаев, следуя которым люди вступают в брак и живут семейной жизнью. Однако, надо понимать, что в каждой национальной культуре вся совокупность обычаев, связанных с функционированием института семьи, — социально обусловленная надстройка, сложившаяся на биологическом фундаменте инстинктов нормальной сексуальной ориентации представителей обоих полов. Это — своего рода культурная оболочка инстинктивных программ, обеспечивающих воспроизводство биологического вида, в том числе и в случае катастрофы культуры и её «полного обнуления».
Сегодня в западном мире идёт активная пропаганда терпимого отношения к гомосексуалистам, и что сам представитель «ЛГБТ» сообщества не должен «комплексовать» по этому поводу, а в праве с гордостью заявить об этом публично, и все остальные должны им если не восхищаться, то относиться к нему как к обычному члену общества. В некоторых регионах пропаганда подобного отношения к данной проблеме стало причиной того, что каждый не только в праве это попробовать в своей жизни, но и не в праве отказать гомосексуальным домогательствам в отношении него, поскольку с его стороны это было бы проявлением нетолерантности и официально порицаемой (в том числе и юридически наказуемой уже в ряде стран) «гомофобии».
Гомосексуализм как статистически значимое в популяциях явление встречается в животном мире: в частности, — у пингвинов, у жирафов, у обезьян разных видов. Этот факт представляет собой своего рода «исходные данные», из которых многие выводят мнение о нормальности гомосексуализма и для человеческого общества. Другие ссылаются на мнение авторитетов древности (в частности, Платон, Гиппократ), которые увидели в мужском гомосексуализме вообще высшее проявление любви и духовности людей, а не извращённую похотливость. С такого рода мнениями большинство заинтересованных лиц и представителей «ЛГБТ» — сообщества с облегчением соглашаются, поскольку при согласии с ними проблема гомосексуализма перестаёт быть проблемой. Но непонимание влияния этого явления на жизнь и гармоничное развитие общества укрепляется и создает почву для демографической и культурной катастрофы в будущем.
Разрешение проблем
Поэтому, воспитание детей — это дело всех живых поколений, так как передача культуры народа будет происходить интенсивней и более полно при участии разных поколений. Кроме того, взрослые должны уделять детям должное внимание, вникать в их проблемы, содействовать детям в их личностном развитии. Для этого у взрослых должно быть и свободное время, и силы, которые полностью пожираются при жизни в сложившейся системе организации труда и инфраструктуры большей части городов. А также у взрослых должны быть и определённое желание и навыки занятий с детьми, чего многим семьям недостаёт ещё в большей мере, чем свободных времени и сил.
Если современное общество утратит какую ни на есть моральность и погрязнет во вседозволенности, то это обречёт на самоуничтожение всю глобальную цивилизацию под воздействием биологических и социокультурных закономерностей, которые общества и их правящая «верхушка» игнорируют либо о существовании которых не подозревают.
Иными словами, здоровое общество — это здоровая семья и здоровая государственность, которая выражается в оптимизации самоуправления общества в гармонии с биосферой.
Но не стоит оглядываться на прошлое и рассуждать, как было хорошо когда-то, как люди заботились о природе и обществе. Не стоит приукрашивать того, что сейчас всё намного лучше, так как это нам кажется со стороны. На самом деле, современное российское общество сегодня нуждается в целенаправленном лечении, как в аспекте субкультуры государственного управления, так и в аспекте института семьи. Но чтобы осуществить такое лечение, надо определиться в том:
- Что обществу и человеку лично требуется от семьи?
- Чем в удовлетворении этих потребностей общества и личности может помочь государство как общественный институт?
- А чего государству делать не следует, поскольку это стало бы, бесполезной растратой природных и общественных ресурсов, или нанесло бы прямой вред настоящему и будущему общества и человечества в целом.
Таким образом, решение задачи возрождения России и её дальнейшее развитие требует разработки и внедрения в учебный процесс таких образовательных стандартов и учебных курсов, в которых был бы отражён адекватный подход к тем проблемам, которые изложены выше.
Комментарии: