Мнение на статью: Александр Худилайнен: «Реформа повысит прозрачность работы местного самоуправления»
Глава Карелии Александр Худилайнен считает, что изменения в системе местного самоуправления позволят сделать работу муниципальных органов власти более прозрачной и понятной для жителей районов, городов и поселков.
Напомним, что вчера в Иванове Владимир Путин провел заседание совета при Президенте России по развитию местного самоуправления, в котором принял участие руководитель Карелии Александр Худилайнен. На заседании обсуждалась реализация новых норм законодательства, призванных усовершенствовать систему муниципальной власти.
Я отработал в местном самоуправлении 25 лет. Прошел путь от главы поселка до главы крупнейшего района. Был руководителем Ассоциации муниципальных образований Ленобласти и с 2007 года бессменно вхожу в состав совета при президенте. Когда был принят 131-й закон (об общих принципах организации местного самоуправления – прим. ред.), он также поначалу вызывал немало дискуссий. Вспоминаю, как я выступал в Москве на слушаниях в Общественной палате – тогда в адрес закона звучало немало резкой критики, в том числе из уст представителей научного сообщества. И в течение 20 минут я отстаивал свою позицию о том, насколько на тот момент этот закон был необходим,
— рассказал Александр Худилайнен.
Однако, сейчас изменения в закон о местном самоуправлении действительно назрели, о чем говорил в своем Послании Федеральному собранию Владимир Путин, подчеркнул руководитель республики .
Необходимо было привести в соответствие количество возложенных на муниципалитеты полномочий и финансовые возможности местных органов власти. Де-юре у муниципалитетов было 38 полномочий, фактически – более 100, запредельное количество. Это приводило к тому, что свои должности покидали руководители не только первого, но и второго уровня, такие примеры были и в Карелии. Сейчас количество полномочий значительно сокращается, и это прописано в утвержденных изменениях законодательства. Значительно упрощается процедура наделения полномочиями, на уровень субъектов отдается определение модели местного самоуправления: какая форма организации муниципальной власти более всего отвечает интересам жителей,
— сказал Александр Худилайнен.
Глава Карелии также отметил, что федеральный центр и ранее прислушивался к голосу регионов и муниципального сообщества. Так, в январе прошлого года на состоявшемся тогда заседании совета при Президенте РФ по вопросам развития местного самоуправления Александр Худилайнен выступил с докладом по одной из самых горячих тем: излишне жестком подходе контрольно-надзорных ведомств к проверкам муниципальных органов власти и учреждений. Дискуссия на эту тему, принявшая общероссийский масштаб, привела к изменениям в соответствующую статью закона об общих принципах организации местного самоуправления, которые облегчают надзорное бремя для муниципалитетов.
Предлагаемые ныне изменения – ещё более глубокие, отмечает Александр Худилайнен. Они позволят повысить престижность работы в органах местного самоуправления, дадут руководству муниципальных образований больше уверенности и помогут максимально приблизить местную власть к гражданам.
Источник:
http://rk.karelia.ru/on-line/aleksandr-xudilajnen-reforma-povysit-prozrachnost-raboty-mestnogo-samoupravleniya/
Наш комментарий:
В ходе поездки в Иваново Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по развитию местного самоуправления. Обсуждались вопросы реализации новых норм законодательства о местном самоуправлении. Ниже приводим основные, на наш взгляд, ключевые моменты выступления Президента России Владимира Путина.
1. В прошлом году в Послании задача обновления системы местного самоуправления была обозначена в качестве одного из приоритетов.
Проблемы и разбалансировки в системе местной власти очевидны для всех. Смысл изменений, которые предлагаются, в том, чтобы убрать эти диспропорции, в целом повысить роль и самостоятельность местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям, которые проживают на конкретных территориях.
2. В крупных населённых пунктах система организации местного самоуправления до сих пор не отвечала смыслу этого уровня власти, жители зачастую даже своих депутатов в муниципальном совете в лицо не знали, а муниципальный уровень власти — это всё-таки тот, который является самым близким гражданам, и до него — я уже много раз об этом говорил, да, собственно, на экспертном уровне это постоянно звучит, — до него граждане должны, что называется, в прямом смысле слова рукой дотянуться.
Поэтому в новой редакции 131-го закона в дополнение к уже существующим добавлена ещё одна модель организации муниципальной власти, которая соответствует требованиям времени.
3. Принятые поправки предполагают возможность создания новых видов муниципальных образований в крупных городах — городского округа, с делением на внутригородские районы. Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли они выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегируют это право избранному ими же представительному органу муниципальной власти.
4. Краеугольным камнем для устройства всей системы власти является вопрос о чётком разграничении полномочий. Базовая идея реформы как раз и состоит в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным именно низовой уровень местного самоуправления, прежде всего чётко определить, за что он отвечает и за счёт каких финансовых источников будут исполнять свои полномочия наши коллеги в муниципалитетах. Внесённые в 131-й закон поправки закрепили ключевые, если можно так сказать, политические моменты, те красные линии, за которые нельзя переступать в этих полномочиях местного самоуправления.
5. За низовым уровнем муниципальной власти закрепляются задачи и полномочия, которые обеспечивают самостоятельность и независимость муниципального уровня. Например, это управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление структуры органов местного самоуправления и так далее. И конечно, это полномочия, отнесённые к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования: от установления местных налогов — до принятия планов и программ развития муниципального образования и контроля за работой муниципальных чиновников.
6. Поправки в 131-й закон наделяют региональную власть правом перераспределять некоторые полномочия между субъектом Федерации и муниципалитетом, но одновременно они увеличивают ответственность регионов за согласованное и продуктивное взаимодействие с муниципалитетами. Что это означает? Это значит, что никакого произвольного, волюнтаристского перебрасывания полномочий с одного уровня на другой быть больше не должно. Так, решения о перераспределении полномочий в отношении конкретного муниципалитета должны закрепляться соответствующим законом субъекта Федерации, а сами полномочия передаваться только вместе с финансовыми средствами на их реализацию. Это даёт возможность обеспечить дифференцированный подход каждому муниципальному образованию, учесть особенности его развития, кадровый и экономический потенциал.
7. Регионам в ближайшее время предстоит серьёзная работа по определению оптимальной модели организации местного самоуправления на своих территориях.
Сейчас первоочередная задача руководителей регионов — организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований.Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. Думаю, что полгода — достаточный срок для того, чтобы обсудить и принять все необходимые акты во всех субъектах России.
8. Надо уже сейчас снять острые вопросы, чтобы потом избежать конфликтов, перекладывания ответственности. Регионы и муниципалитеты должны работать как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей. Подчеркну, определяя оптимальную модель организации местной власти, надо учитывать особенности наших регионов, национальные традиции проживающих там людей, народов и, конечно, нужно слышать жителей конкретных территорий. Именно участие граждан в принятии решения наполняет местное самоуправление подлинным смыслом. Только действуя открыто, демократично, мы сможем обеспечить реализацию ключевых принципов, заложенных в Конституции России, — самостоятельности местного самоуправления и федерального устройства нашей страны.
Таким образом, реформа местного самоуправления (МСУ) приобретает завершённые черты: российские регионы смогут самостоятельно решать, оставлять ли прямые выборы глав городов и районов, а также забирать у муниципальных образований большую часть «денежных» полномочий, гласят поправки ко второму чтению законопроекта о МСУ.
Регионы смогут отбирать у местного самоуправления большую часть полномочий, гласят появившиеся поправки в законы об МСУ и о принципах организации региональных законодательных и исполнительных органов власти. Речь идет, к примеру, о дорожной безопасности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжении населения, вывозе мусора и т.д. — решение о том, забирать ли эти полномочия, региональные заксобрания смогут принять специальными законами. Впрочем, в случае с ГОВД регион может и дополнить муниципальные полномочия «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств», но список таких «дополнительных вопросов местного значения» в тексте не уточняется.
Среди полномочий, которые регион не сможет забрать себе, перечислены лишь те, без которых совсем уж не обойтись, указывает собеседник РБК, близкий к администрации президента. Их перечень дублирует Конституцию России. Кроме того, поправками из закона о МСУ изъято упоминание о части имущества, которое может принадлежать муниципалитетам, в частности объекты ЖКХ, дороги, жилфонд для малоимущих, имущество для лечения населения, противопожарных мер, вывоза мусора и т.д., следует из изъятого списка.
Думский комитет по местному самоуправлению, одобривший поправки, решил, что в России могут сохраниться прямые выборы глав муниципальных образований и депутатов всех уровней, но проводить выборы или нет, должно решить по своему усмотрению заксобрание каждого региона. Ранее предлагалось отменить прямые выборы мэров крупных городов и депутатов гордум.
«Главная новация заключается в том, что мы даем возможность именно в рамках каждого конкретного субъекта РФ определять способ избрания органов МСУ», — заявил соавтор законопроекта, депутат-единоросс Вячеслав Тимченко.Главы муниципальных образований любого уровня могут быть либо избранными на прямых выборах, либо назначенными из числа депутатов. В первом случае глава МО может самостоятельно возглавить администрацию (в случае с городом — сам стать сити-менеджером). При этом он может войти в состав собрания депутатов, но не может быть его председателем. Во втором случае глава МО становится председателем представительного органа.
Глава администрации (сити-менеджер), как в случае прямых выборов главы МО, так и в случае его назначения из числа депутатов, назначается специальной комиссией. В случае назначения главы администрации МО второго уровня (МР, ГОВД) комиссия формируется из представителей губернатора и заксобрания МО на паритетной основе. В случае с МО первого уровня она состоит из представителей главы города или района, в состав которого входит само МО, и представителей местных депутатов.
Поправки гласят, что прямым голосованием избираются депутаты первого уровня, то есть городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, городских округов без разбивки на внутригородские районы, внутригородских районов, внутригородских районов городов федерального значения.
Депутаты второго уровня (муниципальных районов и ГОВД) могут либо избираться на выборах, либо делегироваться из входящих в состав МР глав поселений и депутатов первого уровня (в случае муниципальных районов), либо только из депутатов первого уровня (в случае ГОВД). Схема избрания депутатов также будет определяться региональным законом.
Регион может по своему усмотрению назначить разные схемы для однотипных муниципальных образований.
К примеру:
…дума Московской области может для всех городских округов определить форму избрания главы только из состава представительного органа, а для муниципальных районов — только прямые выборы главы, а может конкретно для Домодедова — прямые выборы, а для Химок — из состава депутатов,
— говорил ранее РБК Тимченко (http://top.rbc.ru/politics/16/05/2014/924196.shtml).
Данная тема, очень важная для развития местного самоуправления на территории республики, была отражена небольшими заметками лишь в некоторых интернет-изданиях, причем оппозиционные СМИ эту тему обошли стороной. Зато принятие данного закона нашло отклик у глав муниципальных образований.
Ольга Старикова: «Карелии необходима единая модель муниципальных выборов»
Право регионов самим определять оптимальную для той или иной территории структуру местного самоуправления и модель муниципальных выборов – это то, что сегодня необходимо Карелии.
В этом уверена глава администрации Питкярантского района Ольга Старикова. В комментарии «Республике» она поделилась своим мнением о реформе МСУ, которая стала главной темой вчерашнего заседания совета при Президенте России по развитию местного самоуправления.
По её словам, республика очень нуждается в региональном законе, который четко определит единую систему организации местного самоуправления:
Мы прекрасно понимаем, что потребуется вносить изменения в Бюджетный, Налоговый кодексы, различные законодательные акты. Это огромная работа, и нам на региональном, муниципальном уровне также предстоит немало потрудиться в этом направлении. Мы к этой работе готовы. У нас есть полное понимание главы Карелии, он всегда прислушивается к нашим предложениям, внимательно изучает мнение муниципального сообщества. Уверена, что совместно мы сможем добиться того, что в результате реформы в республике появится обновленная, эффективная модель муниципальной власти,
— добавила Ольга Старикова
(http://rk.karelia.ru/social/olga-starikova-karelii-neobxodima-edinaya-model-municipalnyx-vyborv/)Олег Панов: «Реформа МСУ показывает, что муниципальное сообщество услышали»
Изменения в федеральном законодательстве, которые вчера обсуждались на заседании совета при Президенте России по развитию местного самоуправления, очень актуальны для муниципалитетов.
Таким мнением с «Республикой» поделился глава администрации Кондопожского района Олег Панов. Напомним, что на заседании в Иваново Владимир Путин сообщил, что подписал поправки в закон о местном самоуправлении. Один из самых принципиальных моментов — это разграничение полномочий.
У нас в Кондопожском районе применяется модель, когда граждане делегируют право выбирать глав муниципальных образований избранному жителями представительному органу муниципальной власти. Эта модель хорошо зарекомендовала себя. Не скрою, когда вводили эту модель, было очень много как сторонников, так и противников. Но в итоге мы получили действительно работоспособный коллектив. На сессиях совета не начинаем с азбучных истин, при обсуждении предложений администрации люди, как говорится, в теме, понимают, о чём идёт речь. Уходит политизированность, больше внимания уделяется именно практическим соображениям при решении вопросов.
Выбранный из состава депутатов глава района — это не человек со стороны, он работал главой сельского поселения. И хорошо знаком со спецификой муниципальной работы, разбирается в нюансах взаимоотношений района и поселений. Так что мы готовы поделиться своим опытом и принять участие в дискуссии о той или иной модели местного самоуправления,
— сказал Олег Панов
(http://rk.karelia.ru/authority/oleg-panov-reforma-msu-pokazyvaet-chto-municipalnoe-soobshhestvo-uslyshali/)ВЫВОДЫ:
Принятые на прошлой неделе поправки в законодательство России о местном самоуправлении широко обсуждаются в обществе. Как видим, изменения в Федеральный закон 131-ФЗ обсуждаются и в Республике Карелия.
На сегодняший день на территории республики нет единообразия в системе муниципальных выборов: в каждом муниципальном районе (городском округе) существует своя система муниципальных выборов: в одних районах (округах) — прямые выборы глав администраций, в других — назначается из состава депутатов, выбранных населением.
Поэтому как в стране, так и в республике назрела необходимость принятия регионального закона об общих принципах организации местного самоуправления, позволяющего выстроить единую целостную систему управления регионом.
Таким образом данные изменения направлены в первую очередь на укрепление системы власти в стране. Чтобы понять их смысл, а также как они будут реализоваться на практике, необходимо каждому осознать, что сказал В.Путин на заседании совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Президент сделал очень важное заявление о том, что государственные полномочия должны исполняться независимо от того, какие отношения складываются между органами государственной власти, губернаторами и мэрами городов и районов.
Особенно это актуально именно для таких городов, как Петрозаводск, где на протяжении долгого времени идут партийно-политические распри, спровоцированные группой «яблочников» под руководством бизнесмена Василия Попова, между республиканской и городской властями, а мэр города «играет в независимость». Страдают от этих политических игр только горожане: город Петрозаводск находится в удручающем состоянии, многие проблемы не решаются.
Вместо решения проблем со стороны мэра Галины Ширшиной постоянные жалобы и упреки на то, что правительство «не дает денег», на «плохое отношение» со стороны государственных чиновников. Жители города не должны разбираться, какие полномочия за кем закреплены. Людям важно, чтобы их проблемы решались, их не интересует — сумел ли выстроить отношения мэр с республикой или нет. Если мэр не справляется со своими обязанностями — он должен уйти.
И вот данные изменения в ФЗ-131 как раз позволяют выстроить комплексную систему управления регионом, а также — схему взаимодействия с местным самоуправлением, когда исполнение конкретных полномочий не будет зависеть от чьих-то политических амбиций и капризов.
К управлению муниципалитетами через выборы нередко приходят случайные люди. Большей частью популисты и демагоги, которые обещают прекрасную жизнь, но после выборов все забывается. Главное, что за невыполненные обещания они не несут ответственности. Сейчас сити-менеджер будет назначаться по итогам конкурса. В конкурсную комиссию войдут наполовину депутаты муниципального образования и наполовину представители губернатора. Это дает возможность без популизма, куража, черного пиара выбрать управленца, который будет заниматься хозяйственными вопросами.
С принятием регионального закона все ветви власти (исполнительные и представительные) будут функционировать как единый управленческий механизм, при этом неисполнение закона – это уже будет совсем другой уровень ответственности.
При таком подходе регионам будет проще увязать исполняемые муниципалитетами функции со своими собственными задачами в рамках реализации «майских указов» президента. Ведь главная задача сейчас — достижение обозначенных В.В. Путиным приоритетов.
Основную ответственность за это несут губернаторы. Поэтому логично, чтобы они определяли планы и задачи для всего региона, включая местные уровни власти.Необходимость такой меры связана с рядом причин:
- Во-первых, губернатор является высшим должностным лицом и несет ответственность перед жителями за решение всех вопросов жизнеобеспечения региона, включая и городские проблемы.
- Во-вторых, полномочия города и субъекта РФ очень тесно переплетены и их невозможно разделить, как и разделить ответственность этих двух уровней власти.
Более того, в соответствии с законом большое количество государственных полномочий переданы на исполнение на уровень муниципалитетов. Но ответственность за их реализацию никто с руководителей регионов не снимал. Потому и предлагается, чтобы они действовали совместно, но с учетом самостоятельного статуса МСУ. При этом последнее слово остается за городским сообществом — именно его представители принимают окончательное решение по кандидатуре главы администрации города.
Новый закон должен реально приблизить решение самых насущных вопросов для населения, а также решать вопросы формирования органов местного самоуправления и выполнения полномочий поселений.
Цель нового законопроекта — усовершенствовать существующее законодательство о местном самоуправлении и приблизить местную власть к людям.
- Во-первых, он восполняет пробел в законодательстве по поводу типов муниципальных образований.
- Во-вторых, дает регионам возможность выбрать, как эффективнее исполнять функции — главой администрации, нанимаемого по контракту, или главой, избираемым всенародно.
Еще один важный момент: назначенный сити-менеджер, в отличие от избранного мэра, подотчётен городскому совету. Он достаточно легко, если не справляется со своими обязанностями, может быть отправлен в отставку. Для этого нужно просто расторгнуть контракт. А избранный мэр, даже если он показал свою неэффективность, все равно остается на своем посту, и его удаление в отставку – это очень тяжелая и всегда политизированная процедура.
От данных преобразований ожидается комплексный эффект.
Прежде всего управленческий: должно быть улучшено качество работы местных администраций и на первом, и на втором уровнях местного самоуправления. За счет повышения ответственности муниципалов следует прогнозировать снижение коррупции. Одной из задач реформы станет усиление кадрового потенциала местной власти.
Во-вторых, экономический. Муниципалитеты должны активно участвовать в модернизации, развитии территорий. Здесь должно улучшаться качество инфраструктуры и в целом качество жизни людей в соответствии с майскими указами президента.
Наконец, в-третьих, политический. Должна уйти искусственная конфликтность между уровнями власти, реальную роль в принятии решений должны играть местные жители, а не «группы влияния». Местная власть, до которой «можно дотянуться рукой», — это новая политическая реальность и новое, полноценное самоуправление в городах и районах.
Глава администрации должен профессионально подходить к своим обязанностям, он не должен быть связан публичными, популистскими заявлениями и обязательствами. Он приходит работать всерьёз и надолго. Это самое главное, что должны знать жители.
Необходимо поднимать роль и значение престижа муниципальной службы, авторитет муниципальной службы и её руководителей надо повышать всенародно. Должно быть понимание, что раз оказано доверие, надо его оправдывать.
А региональные и федеральные власти могут заниматься подготовкой и повышением квалификации пришедших на службу муниципальных служащих.
Комментарии: