Умри, Денис, лучше не напишешь — слова, приписываемые Григорию Потёмкину, которые, как считается, были сказаны им Денису Фонвизину после премьеры его пьесы «Недоросль» 24 сентября 1782 года. Фраза стала крылатой и служит для одобрения чьего-либо успеха, часто в ироническом смысле.
Мнение на статью: Двадцать лет нового парламентаризма: карельский взгляд
17 мая исполнилось 20 лет Законодательному собранию Республики Карелия. Такая форма представительной власти пришла в Карелию на смену советской власти, действовавшей до этого многие десятилетия. Попытаюсь дать несколько сравнений общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике за прошедшее двадцатилетие.
Конечно, 20 лет — исторически небольшой срок деятельности нашего парламента. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что Законодательное собрание, как законодательный и представительный орган власти, выдержало проверку временем. За 20 лет в нашей республике, как и в целом России, произошли большие перемены. От экономики и политики, до состава органов власти республики.
В 1994 году на всех руководящих постах были воспитанники советской, коммунистической системы. Эти люди, имели очень высокий уровень политического, профессионального образования и опыт руководящей работы. К тому же, местные, национальные кадры. Среди них карел Виктор Степанов, Глава Правительства республики или русский Иван Александров, возглавивший одну из палат Законодательного собрания. Виктор Степанов и Иван Александров уже имели большой опыт руководящей работы в КПСС. Ну а, Валентина Пивненко, возглавившая другую палату ЗС Карелии, ранее занимала высокие посты в профсоюзах Карелии. Под стать названным были и другие политики Карелии, ставшие депутатами ЗС РК — Катанандов, Штыков, Морозов…
Среди избранных в 1994 году депутатов много карелов и финнов — Виктор Богданов, Александр Леккерев, Михаил Гошкиев… Во всяком случае, депутатов-националов со знанием языков, было значительно больше, чем сейчас.
В 1994 году в Карелии многое было по-другому. По инерции, с советских времен действовали крупные промышленные предприятия, ОТЗ, Авангард, Петрозаводский станкостроительный завод… Сегодня многие предприятия того времени просто исчезли, а если сохранились, то их положение на грани выживания. Притчей «во языцах» стала нынешняя ситуация на Костомукшском ГОКе. Теперь даже налоги с этого предприятия уходят к вологодскому монополисту. Этим положением возмущаются все, но ситуация только ухудшается. И ещё, крайне болезненное изменение — это умирание деревни, как образа жизни. Сегодня в Карелии почти не осталось крупных сельхозпредприятий. Из прежних зверосовхозов остался только один — Пряжинский. И то, только благодаря директору совхоза Валерию Колоушкину, бессменному депутату Законодательного собрания Карелии.
После 1994 года структура Законодательного собрания Карелии неоднократно менялась. Система двух палат не прижилась. Теперь у нас однопалатный парламент. Также изменился срок полномочий депутатов, с четырех лет до пяти. Эти и другие изменения происходили потому, как менялась система федеральной представительной власти, что влекло изменения в субъектах Российской Федерации.
Парламент принимает законы, по которым живёт республика и её население. Особое место в результатах парламентской деятельности Законодательного собрания занимает Основной закон, Конституция Карелии, принятая в 2001 году. Я считаю Конституцию Карелии одним из лучших подобного рода документов в Российской Федерации, в котором учтены все последние наработки российской и международной правовой системы. Меня, как карела, особенно воодушевляет, что в Конституции чётко и прямо оговорены права прибалтийско-финских народов Карелии. То есть тех народов, благодаря которым Карелия получила статус национальной республики. К примеру, статья 11, п. 2 Конституции РК гласит:
«В Республике Карелия народам, проживающим на её территории, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
И конечно, для многих в Карелии непонятно, как нынешняя исполнительная власть республики, вопреки Конституции РК, принимает решение о сокращении, фактическом закрытии, журнала «Карелия» на финском языке. В связи с этим стоит напомнить, что Законодательное собрание Карелии в 2004 году приняло специальный закон «О поддержке карельского, вепсского, финского языков». Замечательный закон! Огромное спасибо депутатам нашего парламента за поддержку жизненных интересов республики и её населения.
И наоборот, очень плохо, что некоторые деятели в правительстве Карелии плохо знают и не разбираются в законодательстве республики, элементарно нарушают его. Объяснения таких нарушений лежат на поверхности и понятны даже далеким от политических интриг. В последние годы недоброй традицией в Карелии стало, когда в республику направляют руководителей из других субъектов Федерации. В частности, из Петербурга и Ленинградской власти. Сначала Андрей Нелидов, выходец из Санкт-Петербурга, был назначен Главой Карелии, а в последние два года в Карелии командует Александр Худилайнен из Ленинградской области. И не только высшие руководители — иногородние, но у нас много других приезжих чиновников, рангом ниже. Сегодня, в карельском Правительстве, на ведущих должностях, чуть ли не преобладают приезжие. Считаю, что такой кадровой политике нет оправданий и нет никакой «государственной целесообразности».
В чём цель такой кадровой политики? Если федеральная власть не доверяет политикам и населению республики, то это плохо. Есть же Конституция России, статья №1 Основного закона гласит: «Россия — есть демократическое федеративное правовое государство…». И нарушать принципы федеративного устройства страны, не позволено никому, включая Президента РФ. А навязывание республике руководства из-за пределов субъекта Федерации, это прямое нарушение федерализма.
Как гласит статья №1 Конституции Карелии: «Республика Карелия есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления». И в государстве, население само определяет, кто должен быть руководителем. Это просто, это проверено жизнью.
Засилье «иногородних» в политической системе республики, самым негативным образом сказывается на социально-экономической жизни Карелии. За последние 20 лет произошло абсолютное сокращение численности населения республики, естественная убыль или отъезд граждан за пределы республики. Если в 1994 году в Карелии проживало 778 тыс. граждан, то в 2012 г. — только 639 тыс. Это меньше чем в 1959 году! Численность прибалтийско-финских народов Карелии упала до столь малого уровня, что вновь приезжающие в Карелию даже не знают, что здесь есть эти народы.
Многие предприятия республики перешли под полный контроль крупных монополистов из-за пределов Карелии. И не только Костомукшский комбинат или Надвоицкий алюминиевый завод. Оказывается, все лесные массивы Карелии, которые дают деловую древесину, находятся под контролем иногородних. Более того, лесорубами в Карелии работают, во многом, не местное население, а бригады, собранные далеко от республики. В советское время наша республика имела солидный речной и морской флот, теперь только воспоминания об этом.
Мы как-то спокойно воспринимаем, что дороги в республике теперь строят и ремонтируют не жители Карелии. А куда делись наши, карельские дорожники? Также непонятно, почему в Петрозаводске многие пассажирские автобусы с иногородними, питерскими номерами? Да еще появились планы, убрать с улиц карельской столицы троллейбусы! Говорят нерентабельно, но думается дело в другом: наши троллейбусы — конкуренты питерским автоперевозчикам.
Засилье иногородних монополистов проявляется во всем, даже в торговле. Теперь в Карелии все заполонили некарельские торговые фирмы, различные «макси-мини»…
Можно долго перечислять нынешние проблемы Карелии, но уже вполне достаточно для такого обобщения: социально-экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации во многом определяется действиями политических, государственных органов власти конкретного субъекта. Законодательное собрание Республики Карелия, как представительный и законодательный орган власти сделало очень многое для позитивного развития республики. В этом прямая заслуга всех депутатов, а также аппарата и всех сотрудников карельского Законодательного собрания. Остается пожелать успехов и дальнейшей плодотворной работы Законодательному собранию Республики Карелия.
Источник:
http://vesti.karelia.ru/social/dvadcat_let_novogo_parlamentarizma_karelskij_vzglyad/
Наш комментарий:
Написать комментарий к статье Анатолия Григорьева, нас в первую очередь подвигло то обстоятельство, что опубликовавшее её под весьма нейтральным названием «Двадцать лет нового парламентаризма: карельский взгляд» издание «Вести Карелии» верное своей редакционной политике, о которой мы уже упоминали неоднократно: «В Карелии по вине команды Александра Худилайнена всё плохо, а будет ещё хуже», попыталась в очередной раз найти аргументы для доказательства этого своего тезиса, а не предложить читателям анализ деятельности постоянно действующего представительного и единственного законодательного органа государственной власти Республики Карелия.
Но вот опять-таки в очередной раз именно с объективностью этих, так называемых, аргументов далеко не всё в порядке, что мы и постараемся показать в нашем комментарии.
Вначале несколько слов о первой части публикации. Суть её сводится к тому, что пока исполнительную и законодательную власти возглавляли местные кадры в Карелии «всё, чего они ни касались, благоухало и цвело». Даром что прямых выводов автор не делает, лишь ностальгически вздыхает:
«Эти люди, имели очень высокий уровень политического, профессионального образования и опыт руководящей работы»,
но между строчек это прочитывается без особого труда. Но оставим этот вывод на суд читателей, а вдруг мы не так поняли автора, вдруг мы ошибаемся? Хотя навряд ли…
Лучше перейдём к разбору конкретных, так называемых, доказательств, используя текст статьи. Цитируем:
«И наоборот, очень плохо, что некоторые деятели в правительстве Карелии плохо знают и не разбираются в законодательстве республики, элементарно нарушают его… В последние годы недоброй традицией в Карелии стало, когда в республику направляют руководителей из других субъектов Федерации… И не только высшие руководители — иногородние, но у нас много других приезжих чиновников, рангом ниже. Сегодня, в карельском Правительстве, на ведущих должностях, чуть ли не преобладают приезжие. Считаю, что такой кадровой политике нет оправданий и нет никакой «государственной целесообразности».
Сказано громко, но где доказательства?
Во-первых, какая связь между знаниями законодательства республики и местом рождения «некоторых деятелей»? Что уроженцы Карелии с молоком материи усваивают законы Карелии или от природы они настолько грамотны, что другие им в подмётки не годятся? Или может быть для того, чтобы разбираться в региональном законодательстве обязательным условием является обучение в школах и ВУЗах Карелии? А лица, получившие образование в других субъектах России, просто не могут, не способны освоить и применять на практике «Конституцию Карелии, один из лучших подобного рода документов в Российской Федерации». Какой-то «карельский шовинизм» получается?!
Во-вторых, в новейшей истории России имеется множество примеров, когда иногородние (выражение автора) совсем даже неплохо справляются с управленческими функциями, как например сибиряк Сергей Собянин в Москве или москвич Валерий Шанцев в Нижегородской области.
В статье, автор пытается привести какие-то обоснования своего мнения, но вот они-то как раз и не выдерживают никакой критики. Цитируем:
«Навязывание республике руководства из-за пределов субъекта Федерации, это прямое нарушение федерализма. Как гласит статья №1 Конституции Карелии: «Республика Карелия есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления». И в государстве, население само определяет, кто должен быть руководителем».
Во-первых, что значит навязывание?
Навязать — в третьем значении, переносном, заставить кого-нибудь принять что-нибудь, обременить кого-нибудь чем-нибудь против воли (Толковый словарь Ушакова).
Если речь идёт о главе Карелии, а именно о нём-то речь и идёт, то в статьё 48 Конституции Карелии, о которой так похвально отозвался автор, говорится:
«Выборы Главы Республики Карелия проводятся в соответствии с федеральными законами, Конституцией Республики Карелия и законом Республики Карелия»,
в ней отсутствует требование к кандидату на должность Главы Карелии быть в обязательном порядке жителем республики. В соответствии с федеральным законом 24 мая 2012 года Президент Российской Федерации внёс в Заксобрание Республики Карелия кандидатуру Александра Худилайнена для наделения полномочиями Главы Республики Карелия. В этот же день кандидатура была утверждена.
А в соответствии со статьёй 3 Конституции Республики Карелия:
«Народ является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, в том числе путем участия в выборах и референдуме, а также через органы государственной власти и местного самоуправления».
Таким образом орган государственной власти, то есть Законодательное Собрание, о котором так тепло в заключении своей статьи отзывается автор, в котором к тому же абсолютное большинство явно составляют жители Карелии, а не какие-то там «иногородние», и определил «кто должен быть руководителем». Так, где же здесь нарушение федерализма? И вообще кидаться такими бездоказательными обвинениями по существу в адрес Президента России, по меньшей мере, как-то не этично. А по большей мере надо нести ответственность за свои слова.
Но, чем дальше в лес, тем больше дров. Приезжают в республику люди, а поэтому численность национальных меньшинств сокращается. Да это же новое открытие закона Архимеда в области демографии. Так и хочется крикнуть: «Эврика!». И далее автор «свой закон» поясняет:
«Засилье «иногородних» в политической системе республики, самым негативным образом сказывается на социально-экономической жизни Карелии. За последние 20 лет произошло абсолютное сокращение численности населения республики, естественная убыль или отъезд граждан за пределы республики».
Значит, в сокращении численности виноваты не сложнейшие социально-экономические причины, а злонамеренные «иногородние», которые целенаправленно, используют властные полномочия для вытуривания и вышвыривания местных жителей, особливо карел с территории Карелии. Правда, автор не пояснил, зачем они это делают, а хотелось бы узнать, чем он обосновывает столь серьёзное обвинение в адрес «пришельцев»? Ждём, а принимая во внимание редакционную политику «Вестей Карелии», возможно, и дождёмся.
А вот вывод автора издания, претендующего на звание солидного аналитического, просто умиляет. Цитируем:
«…социально-экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации во многом определяется действиями политических, государственных органов власти конкретного субъекта». «Умри, Денис, лучше не напишешь!»
В заключении, о чём мы уже упоминали, автор пишет:
«Законодательное собрание Республики Карелия, как представительный и законодательный орган власти сделало очень многое для позитивного развития республики. В этом прямая заслуга всех депутатов…»
Ну, что ж хорошие тёплые слова, тем более они ценны ещё и потому, что их автор Анатолий Григорьев, депутат Законодательного собрания Республики Карелия (4-й созыв), председатель Карельского конгресса дважды в декабре 2011 года и январе 2012 года обращался с иском в Верховный Суд Карелии с просьбой признать недействительными итоги выборов депутатов нынешнего 5-го созыва Законодательного собрания республики. С этой информацией читателей ознакомила – кто бы Вы думали? – правильно всё та же деловая интернет-газета «Вести Карелии» 12 января 2012 года (http://vesti.karelia.ru/news/6267/).
В завершение, мы приведём стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…Надеемся, что такие политики, которые позволяют себе проявлять человеконенавистничество по отношению к согражданам из других субъектов поскорее уйдут с политической арены, а востребованы будут те, кто работают на совесть и профессионально, и будет неважно: где ты родился хоть в Калининграде, хоть во Владивостоке, как гражданин Российской Федерации, и куда тебя послала служить Родина — военным, пограничником или губернатором.
Комментарии: