Мнение на статью: Синдром временщика
Сентябрьская кампания по довыборам в Петрозаводский городской совет станет проверкой предвыборной машины карельского губернатора
Сегодня главная задача региональной политики уже не связана с обслуживанием выдаваемых за государственные интересов партии «Единая Россия». Партия власти находится в поиске своей новой идентичности, преодолевая вызовы, которая сама власть ей и создала. Процесс партизации российской политической жизни спотыкается об очевидные препятствия, порождённые деятельностью «Общероссийского народного фронта» и самых разнообразных общественных палат, советов и комиссий. Главной задачей региональной политики становится восстановление связи между населением и властью на местах, без утраты при этом контроля Москвы над ситуацией в регионах.
Ещё недавно сам порядок назначения глав региональной исполнительной власти решениями московских чиновников, которые затем штамповались в местных парламентах под угрозой роспуска, создавал чёткую систему стимулов и зависимостей. Это выражалось в растущем числе публичных скандалов между губернаторами-назначенцами и группами региональной элиты, да и самим населением, которое начинало выражать недовольство происходящим. Новые губернаторы-назначенцы в большинстве своём – в первую очередь, т.н. «варяги» – на местах приживались не очень. Это выражалось и в неуклюжих публичных действиях, демонстрирующих полное непонимание локальных медийных раскладов, политических и культурных традиций, и в конфликтах с местными элитами, часто вызываемых нашествием друзей, соратников и приятелей нового губернатора, которые воспринимали регион как зону освоения.
Политологи отмечают, что самое негативное в системе назначений – синдром временщиков. Главу региональной власти не интересует, к каким последствиям приведут его действия через год, два, три, десять, поскольку к этому времени он, скорее всего, будет трудиться на другом ответственном посту и совсем в другом месте. По большому счёту, его не интересует, что о нём думают жители региона, так как от них его судьба зависит в минимальной степени. В этой системе надо не размышлять, подходит ли то или иное решение для данной территории, а быстро и четко выполнять приказы. Сказали провести митинг в поддержку русских в Крыму, – провели. Сказали организовать новый митинг в поддержку всего скалистого полуострова, – организовали. Сказали раздать митингующим георгиевские ленточки, – раздали.
Главное – не разочаровать: а) своего покровителя, которому тот или иной губернатор обязан своим назначением, б) куратора региона в Администрации президента. Синдром временщика существенно усиливается, когда регион «не родной». Но если власти утрачивают зависимость от общественного мнения, если учёт региональной специфики в вопросах управления становится скорее исключением, чем правилом, то возникает естественный вопрос «Когда учитывать особенности территории не хочет даже местная власть, то кто вообще об этом думает?». Ну а дальше, если не учитываются интересы каждого региона в отдельности, то каким образом могут учитываться интересы страны в целом? Вряд ли федеральный центр в состоянии понять и оценить происходящее, принять нужные решения за все российские регионы при всём их своеобразии и непохожести.
В то же время без наличия на местах власти, опирающейся на интересы местных сообществ и пользующейся их доверием, невозможно обеспечить реализацию в регионах никаких федеральных реформ и преобразований. Без надежной опоры на местах ответственным за всё будет федеральный центр со всеми вытекающими отсюда политическими, а теперь и социально-экономическими последствиями.
То, что региональная власть должна зависеть от населения территории и выражать его интересы, не означает, что при этом не должно быть институтов обеспечения общих государственных интересов, гарантирующих единообразное исполнение федеральных законов, обеспечения единых прав и свобод на всей территории страны, экономической интеграции и согласования комплексного развития. Должно быть и то, и другое. Одни институты должны обеспечивать интеграцию пространства и правовую целостность государства, другие – выражать интересы населения конкретных территорий. Проблема российской региональной политики в том, что в ней никак не могут найти «золотую середину», маятник заносит то в сторону формирования автономной региональной автократии на грани сепаратизма, то в сторону предельно жёсткой централизации, где интересы территорий и их жителей просто игнорируются.
Переходя к разговору в более практической плоскости, стоит отметить, что в любом случае варианты расширения влияния населения на региональные власти и выявления характера обратной связи между властью и населением до настоящего времени наиболее однозначно выявлялись при формировании органов управления на муниципальном уровне. В столичном Петрозаводске ни городская администрация, ни Петросовет не могут быть определены как прогубернаторские. При этом происходящие в городе политические и управленческие кризисы не переходят из количества в угрожающее всей системе республиканской власти качество.
При сентябрьских довыборах в Петрозаводский городской совет администрация губернатора должна будет доказать свою способность достигать конкретных электоральных результатов. Сделать это будет весьма сложно, так как значительная часть политического, интеллектуального, медийного спектра в Петрозаводске способна разговаривать с нынешней республиканской властью на равных. Она способна спокойно и без истерики, но с полным правом задавать власти вопросы, на которые та не сможет позволить себе не ответить. Именно полученные ответы, а не только фигуры новых городских депутатов определят реальные перспективы избрания главы региональной власти.
Источник:
http://vestikarelii.ru/blogs/sindrom_vremenwika/
Наш комментарий:
После ознакомления с текстом, написанным достаточно профессионально и занимательно, всё-таки появляется ряд вопросов.
Соответствие заголовка тексту.
Три четверти текста посвящены рассуждениям не по теме «Сентябрьская кампания по довыборам в Петрозаводский городской совет станет проверкой предвыборной машины карельского губернатора», объявленной в подзаголовке, который по всем правилам журналистики должен составлять единое целое с содержанием публикации, а самостоятельной по своему характеру проблематике формирования региональной исполнительной власти. В основном реальными или кажущимся автору недостаткам, связанными с назначением.
И вот здесь-то и возникает первый вопрос:
А по большому счёту, какая разница, если, в конце концов, речь идёт о создании по результатам выборов благоприятных условий организации взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти, которое в любом случае нужна, что временщику по определению Олега Реута, что его противоположности — созидателю, патриоту?
И тогда какое отношение к объявленной теме имеют слегка замаскированные размышления о несоответствии высоким требованиям автора руководителя республиканской исполнительной власти?
Следуя совету автора и «переходя к разговору в более практической плоскости», хотелось бы отметить, что речь идёт о довыборах, которые при всей их значимости, ну никак не могут являться определяющим фактором «реальных перспектив избрания главы региональной власти». Явная натяжка и опять-таки лишь с единственной целью — подчёркивания противопоставления «значительной части политического, интеллектуального, медийного спектра в Петрозаводске» нынешней республиканской власти.
Вопросы: Зачем? Кому это выгодно?
А главный вопрос:
«О чём шумите вы, народные витии?» или может быть лучше:
«Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько? …Шумим, братец, шумим…»
Комментарии: