Данная публикация — это расширенное мнение на статью «Члены Правительства Карелии приняли участие в подведении итогов работы Общественной палаты республики», полный текст которой можно прочитать тут: http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2014/03/0312_10.html
Приведём некоторый необходимые для дальнейшего повествования выдержки из статьи:
11 марта состоялось расширенное пленарное заседание Общественной палаты Республики Карелия, на котором были рассмотрены итоги работы за 2013 год и в первые месяцы текущего года.
(…)
По словам Секретаря Общественной палаты Карелии Натальи Вавиловой, члены палаты на общественных началах вели активную работу по отстаиванию интересов граждан, помогая им в решении жизненно-важных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, улучшении работы управляющих компаний, реализации молодежных проектов и во многих других сферах.
Большая помощь постоянно оказывалась общественным организациям республики, прежде всего через проведение обучающих семинаров. Только за 2013 год было организовано и проведено 12 таких семинаров, обучение прошли более 400 активистов-общественников.
Одним из направлений работы Общественной палаты стало сотрудничество и взаимосвязь с общественными советами, которые сегодня созданы при всех республиканских министерствах и госкомитетах.
В течение года члены Общественной палаты Карелии принимали участие в мероприятиях Общественной палаты России, органов власти и местного самоуправления. Важными событиями стали XI Форум женщин Карелии, где Общественная палата организовывала работу двух секций, и конференция «Россия — мы должны жить долго!».
Общественная палата республики в 2013 году продолжила использовать и такие традиционные формы работы, как проведение общественных слушаний и круглых столов.
Важным направлением деятельности Общественной палаты стал мониторинг исполнения указов Президента России. Силами волонтеров и представителями палаты было проведено анкетирование молодых семей, работников бюджетной сферы, педагогов, многодетных семей. В результате в доклад Общественной палаты России по итогам анкетирования вошли предложения от Карелии, в том числе о выделении земельных участков многодетным семьям при строительстве новых микрорайонов, что позволит значительно снизить стоимость подключения к инженерным коммуникациям.
Для чего нужна Палата?
10 июня 2014 года завершается срок полномочий первого созыва Общественной палаты Карелии. Предстоит серьёзная и ответственная работа по формированию нового состава, который увеличен до 30 человек. В соответствии с региональным законом первые 10 кандидатур определит Глава Республики, далее 10 человек на конкурсной основе определит Законодательное Собрание Карелии. Оставшихся членов палаты будут выбирать первые две трети.
Показатель работы Общественной палаты региона входит в один из критериев оценки уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Согласно Закону Республики Карелия «Об Общественной палате Республики Карелия» № 1362-ЗРК от 18.01.2010 г. Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, государственных и муниципальных учреждений, с органами государственной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия в целях учёта интересов и защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Карелия, при формировании и реализации государственной политики, а также осуществлении общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления.
На деле это означает, что задача данного консультативно-совещательного органа — это включение в обсуждение и формирование текущей повестки дня. Аккумулировать мнения общественников, инициативных граждан, депутатов представительных органов власти и продвигать их до уровня принятия решения — такой нам представляется работа палаты.
Для того, чтобы мнения разных социальных групп были отображены в полной мере необходимо, чтобы в состав Общественной палаты входили представители от всех этих групп. И здесь очень важно найти такие механизмы, которые позволяли бы иметь широкое представительство. Специфика общественной деятельности как раз и заключается в том, что человек ею занимается исходя из своей внутренней потребности менять мир к лучшему, принимая само общество как ценность и признавая, что коллективные интересы превосходят по некоторым параметрам личностные интересы. Общественники, как правило, представляют собой, людей неравнодушных к проблемам общества. Некоторые из них становятся грамотными управленцами и используют имеющиеся ресурсы для созидательной деятельности, другие — действуют оперативно эмоционально и просто умеют объединять людей вокруг решения возникшей проблемы.
Идея служения обществу должна пронизывать всю деятельность Общественной палаты.
Тем не менее нужно также постоянно, помнить о том, что за спиной членов Общественной палаты стоят члены той организации, которую он представляет.
Что мы видим на практике?
Люди в палате есть — уважаемые люди, руководители различных организаций, а толку от их работы пока маловато. Видимо, запамятовали они, что не личные интересы пришли защищать, да и отговорки вроде «времени не хватает» или «ведь для решения проблем нужно быть на освобожденной основе» не входят в картину благополучной деятельности Общественной палаты.
Ещё очень интересное наблюдение: люди стремятся попасть в подобного рода общественные структуры — идёт битва, конкурс. И вот вроде как лучшие из лучших, достойнейшие из достойных попали в состав, но потом не всегда могут честно и полностью отработать весь срок своих полномочий. Некоторые честно признаются в этом и пишут заявление о выходе из состава, некоторые имитируют бурную деятельность, и только часть из них продолжает работать.
Проведение образовательных семинаров и круглых столов — довольно неплохой механизм для формирования различных сообществ, а учитывая что само по себе НКО-сообщество делится на разные категории и не стремится к объединению, нам представляется, что семинарская работа выстраивает в палате определённую систему отношений. Следовательно, следующий созыв Общественной палаты должен сохранить именно системность проведения таких семинаров. Системность в проведении крупных мероприятий, объединяющих многие НКО, органы власти и бизнес практически отсутствует: так последний Гражданский Форум в Карелии проходил почти три года назад, в то время как форумы предпринимателей проводятся ежегодно.
Считаем, что необходимо формировать систему преемственности, не только в производстве и управлении, но и в общественной работе. Сегодня в Карелии существует несколько молодёжных площадок: Молодёжный парламент, Молодёжное Правительство, Молодёжная избирательная комиссия, формирующаяся сеть Молодёжных Советов на уровне муниципалитетов, сильные молодёжные НКО. Карелия имеет своих представителей и на молодёжных площадках федерального уровня: в Молодёжном парламенте при Государственной Думе ФС РФ и в Палате Молодых Законодателей при Совете Федерации ФС РФ. Тем не менее, системы полноценного взаимодействия пока выстроить не получилось.
Как же работать без денег?
Все члены Общественной палаты работают на общественных началах в рамках самой логики таких отношений. Другое дело — это аппарат, а в условиях дефицита бюджетных средств, речь идет об одном-двух сотрудниках, в функционал которых входит документооборот, подготовка мероприятий и информационных материалов.
Где взять деньги на оплату транспортных расходов для выезда в районы?
Партнёры, друзья, ну и органы власти, в т. ч. и депутаты Законодательного Собрания, которые в силу своих профессиональных обязанностей посещают районы Карелии регулярно.
Деятельность члена Общественной палаты похожа на работу депутатов и частично сопряжена с политической деятельностью. Работа с общественным мнением, выдвижение своих инициатив и их продвижение требуют определённых навыков от членов палаты . Прошло то время, когда можно было отсидеться и ничего не делать, уже не подходят оправдания: «А мне-то что? Моя хата с краю!»
Члены палаты имеют право выражать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, выходить на публичные обсуждения как в реальном, так и виртуальной мире. Карелия находится в числе регионов, где значительная часть населения имеет доступ в Интернет. В связи с этим, особо актуальны вопросы применения инструментов электронной демократии. В России создан специальный портал «Российская общественная инициатива» (www.roi.ru), на котором за последние девять месяцев была выдвинута всего лишь одна инициатива от Республики Карелия.
Как дальше развиваться?
Четкое соблюдение принципов работы — залог к достижению намеченной цели, а цели деятельности и задачи Общественной палаты, напомним, были определены в законе «Об Общественной палате Республики Карелия» № 1362-ЗРК от 18.01.2010 г.
На наш взгляд, для соблюдения принципа доступности и открытости информации о работе Общественной палаты необходимо выработать чёткую информационную политику. Ведь сегодня актуально правило «если об этом не говорят и не пишут — значит этого почти не существует». Информирование граждан о деятельности палаты повышает доверие граждан и способствует росту авторитетности данного консультативно-совещательного органа.
Вывесить информацию на сайте — это всего лишь полдела. Её нужно распространять, стремиться также и к тому, чтобы сайт читали регулярно, необходима комплексная информационная работа. Пока на данный момент у региональной палаты нет ни странички в социальных сетях, ни возможности комментировать материалы на сайте. Тем не менее, при запросе поисковых систем, можно найти более четырёх сотен ссылок на различные упоминания об Общественной палате. Если сравнить, к примеру, с запросом «Молодёжный парламент Карелии», то число его упоминаний в два раза меньше.
Наличие пресс-секретаря обязательно, ведь в условиях отсутствия денежных средств можно сформировать пресс-службу из волонтёров. Возможно, если данная потребность будет озвучена, то появятся и ресурсы для организации более эффективной работы с информационными потоками. Ведь расширение списка контактов несомненно ведёт и к расширению сферы влияния, а наличие обратной связи способствует устранению неполадок в работе системы.
Такие принципы работы, как системность и требовательность, как с самим себе, так и к другим, — также повышает общую работоспособность в общественном секторе. Чувство востребованности и внутренней мотивации у членов палаты позволит решать гораздо больше проблем и продвигать общественные инициативы.
Возможно руководству региона имеет смысл продумать ротацию и предусмотреть более сложную процедуру формирования Общественной палаты: один раз в два года проходят выборы в палату со сроком работы членов палаты в четыре года. Или подумать о сокращении срока полномочий до 2-3-х лет, так как за 4 года заметно «эмоциональное выгорание» участников.
Членам Общественной палаты Второго Созыва перед началом работы необходимо определиться с вариантами ответов на такие вопросы:
- На чьи интересы работает палата: России или Запада?
- Как различать какие действия направлены на поддержку народа, а какие лоббируют те или иные интересы?
- Чего хотим достичь по итогам, как будет выглядеть отчёт о 4-х летней работе Второго Созыва Общественной палаты?
- По каким параметрам и кто будет оценивать деятельность Общественной палаты?
- Как выстроить работу с Законодательным Собранием Республики Карелия и Государственной Думой ФС РФ?
- Каким образом происходит обмен опытом между другими региональными общественными палатами и как сотрудничать с Общественной палатой России?
Заключение
Карелия — это край гуманитарного сотрудничества и определённой культуры социальных отношений. Край, где по неписаным законам люди помогают друг другу не зависимо от национальности или религиозной принадлежности. В Карелии не принято громко говорить, кричать или быстро двигаться. Такой размеренный темп жизни влияет на качество мышления людей. Эти особенности нужно учитывать, тем не менее, если не активизировать многие социально-значимые преобразования-то постепенно регион может засосать в болото.
Есть две позиции:
- либо можно принять на себя ответственность и управлять социальными изменениями в окружающем обществе в меру своих знаний и умений, постоянно наращивая собственную дееспособность,
- либо позволить другим (людям, странам, «силам») управлять этими же социальными изменениями и просто подчиняться этим изменениям.
Опыт последних двух десятков лет вполне показал «эффективность» западного образа жизни с неограниченным потреблением и вседозволенностью. Сегодня мы видим, как «золотой колосс» Запада теряет свой былой блеск и его внутренняя суть становится всё более и более видна.
Общественная палата Карелии может быть площадкой для консолидации усилий нравственных личностей. Но для этого в её состав должны войти люди, которые готовы трудиться на благо общества, создать и творить, а не просто заседать или продвигать своекорыстные интересы.
Комментарии: