Мнение на статью: Заложники столетия. Государственная комиссия по празднованию 100-летия Карелии подводит промежуточный итог
Вчера в Петрозаводске прошли два больших заседания, участники которых сначала в стенах правительства Карелии обсуждали состояние столичной промышленности, а затем в здании Петрозаводской администрации разговор шёл о перспективах развития столицы республики. Таким образом, подведён был промежуточный итог многомесячной работы, организует которую в Карелии рабочая группа во главе с заместителем секретаря Совета безопасности России Рашидом Нургалиевым. В течение января – апреля нынешнего года члены группы, изучающие социально-экономическое положение дел на местах, побывали во всех районах, посмотрев на местную экономику, на местные социальные проблемы (они везде примерно одинаковые), на местный кадровый потенциал, чтобы теперь обобщить собранную информацию, оформив её в виде предложений, и ответить на вопрос: как развиваться территориям?
Две стороны одной медали
Рабочая группа по изучению проблем муниципалитетов – не единственная в рамках госкомиссии (пять таких групп), но по какой-то причине именно «нургалиевская» стала восприниматься в общественном сознании в качестве главной. Объяснить это можно, во-первых, тем, что основное внимание уделено было производственно-территориальному развитию республики, а, во-вторых, руководитель группы Рашид Нургалиев сам основательно впрягся в работу, став, по сути, полпредом президента страны на общественных началах, курирующим Карелию. Надо заметить, что деятельность госкомиссии освещена именем В. Путина, который подписав указ о её создании и поставив во главе её секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, теперь незримо дисциплинирует всех включившихся в процесс работы госкомиссии. Последняя только на слух звучит как «праздничная» – в смысле создана под столетие Карелии, отмечаться которое будет в 2020 г. – на самом деле функционирует своего рода «московское» правительство Карелии, с невероятно широкими полномочиями. И это обещает успех.
Возникла по-своему уникальная ситуация – и крайне выгодная для жителей Карелии – когда из 50 членов государственной комиссии одиннадцать федеральных министров, а во главе их секретарь Совета безопасности России. Зная это, невозможно представить, что членам госкомиссии не хватит компетенции и полномочий, чтобы любые проблемы республики решить. В какой-то мере, эта влиятельная должностями своих членов группа стала «заложником» нашего столетия. Не разработать программу социально-экономического развития Карелии они уже не могут (поздно давать задний ход), не принять её тоже нельзя (это был бы удар по их служебному авторитету), а потому тут как на велосипеде – хочешь-не хочешь, а придётся вертеть педали, иначе упадёшь. И впереди шесть лет, счастливых для жителей Карелии, потому что наши проблемы будут решаться. У республиканского правительства, которое сегодня возглавляет Александр Худилайнен, появились влиятельные лоббисты на федеральном уровне («свои» московские министры и плюс фигуры бизнес влияния российского масштаба) и они же все неизбежно выступят одновременно и в роли требовательных контролёров (по своим должностным функциям). Потому с большой долей вероятности можно говорить о том, 24 апреля на очередном заседании госкомиссии, пройдёт которая в Москве, будет принята концепция программы социально-экономического развития Карелии (это станет результатом интеллектуального труда, подтверждающего профессиональную состоятельность пятидесяти членов госкомиссии и, разумеется, правительства Карелии прежде всего).
Рашид Нургалиев хотя и повторяет при каждой публичной встрече, что комиссия во главе с Николаем Патрушевым не может и не будет подменять органы местной и региональной власти в Карелии (что полная правда), однако ж, «параллельный» орган интеллектуального управления уже действует, и имеет полную возможность влиять на правительство Худилайнена. Губернатору это, с одной стороны, безусловно, нравится. Республика получила (уже получила) мощнейший кадровый потенциал в лице членов госкомиссии, каждый из которых обладает властными, распорядительными полномочиями на федеральном уровне (государственные деятели, бизнесмены, банкиры). Благодаря этим людям, республика получит финансовое многоуровневое воспомоществование. Это радует Худилайнена. А с другой – все эти федеральные министры, банкиры, первые лица бизнес среды видят уровень профессиональной компетенции региональной власти (что из себя представляет сам губернатор Худилайнен, насколько сильна его правительственная команда). Очень скоро временному творческому коллективу во главе с Патрушевым станет ясно, насколько толковы республиканские руководители. Можно сказать, что Александр Худилайнен переживает сейчас серьёзнейший экзамен. Если прежде какие-то его управленческие ошибки могли остаться малозамеченными на федеральном уровне, то теперь он образно говоря прилюдно голый. Все неверные решения правительства Худилайнена сразу становятся известными консультирующей федеральной команде.
И вчерашнее заседание в правительстве, в ходе которого обсуждались вопросы экономики Петрозаводска, больно пробороздило по самолюбию губернатора. Представители бизнеса, получившие возможность выступить на заседании, не желая того, естественно, лишь излагая свои проблемы, которые органы власти не только не решают, но ещё и усугубляют своими действиями, фактически засвидетельствовали неудовлетворительную работу правительства Худилайнена. Эхо вчерашних выступлений директора компании спортивных тренажёров «MB Barbell» Вадима Маркелова, гендиректора предприятия «Ягода Карелии» Эдуарда Круля, исполнительного директора деревообрабатывающего комбината «Калевала» Валерия Пучкова ещё доставят неприятности губернатору А. Худилайнену. После прозвучавшей из их уст информации становится ясно, сколь много рассуждает А. Худилайнен о создании благоприятных условий для развития бизнеса в Карелии, и как в реальности мало его правительство делает для этого. Для людей, видящих слабую работу правительства Худилайнена, «группа Нургалиева» становится чуть ли не последней надеждой. И в этом смысле включение членов госкомиссии в решение проблем Карелии неизбежно всё время будет характеризовать правильность выбора В. Путина, назначившего главой Карелии А. Худилайнена, и верность кадрового подбора его самого при комплектовании правительства республики. Жизнь республиканского руководства становится гораздо прозрачнее и поднадзорнее. И скорее всего, это не всегда приятно будет для губернаторской команды, но точно полезно для жителей Карелии.
Без всякой задней мысли
Народ у нас бывает подозрительным, особенно те, кто политикой интересуются. Стоило Рашиду Нургалиеву погрузиться в карельскую социально-экономическую действительность, проехать все районы сквозь, так и стали заглядываться на него как на нового губернатора. И даже факты начали нанизывать на это предположение. Ну, во-первых, слишком уж человек, мол, глубоко копает. Во всё вникает, всех слушает, со всеми советуется. После каждой поездки по районам задания раздаёт и проверяет затем их исполнение. То есть изучает ситуацию. Постороннему человеку – зачем такое нужно?! Во-вторых, в общественный оборот попала информация о том, что под реализацию будущей федеральной целевой программы в Карелию может прийти не менее 500 миллиардов рублей. Это очень большие деньги, пусть и рассчитаны они на несколько лет. Можно ли окружению Худилайнена доверять такие деньжищи? Вопрос задаётся, а ответ уже отрицательно виднеется в глазах спрашивающих. Значит, кто-то должен присмотреть за деньгами, чтобы ими неверно не воспользовались? И тут, де бывший проверенный- перепроверенный силовик Р. Нургалиев (в ФСБ в МВД был руководителем) что ни на есть самый подходящий контролёр за деньгами. Подозрение это напрасное по отношению к Худилайнену (он не давал повода так о себе и своём окружении думать) и даже обидное, но оно существует.
Вопрос о возможной смене губернатора самому А. Худилайнену журналисту уже задавали, и он слух этот опроверг. Однако услышав, не поверили. И оттого, воспользовавшись вчерашней встречей Рашида Нургалиева с жителями Петрозаводска, проходившей в здании мэрии, после её завершения я подошёл с вопросом о гипотетическом губернаторстве Нургалиева: возможно ли такое? Из ответа стало понятно, что и он тоже слышал об этом, а ответ однозначный: и в голове никогда не держал мысль стать губернатором Карелии. Поясняя это, Рашид Нургалиев напомнил, что он человек военный и не связывает своё профессиональное будущее с деятельностью вне этой сферы. Нынешняя его должность заместителя секретаря Совета безопасности более чем устраивает его, ему нравится эта работа, и он знает, что ему тут делать нужно. А своё погружение в проблемы Карелии, которые он будет решать вместе с действующим губернатором, не подменяя его, объяснил тем, что Карелия – его родная республика, где он вырос, учился, где начинал работать, где могилы самых близких ему людей. Поэтому когда ему предложили стать куратором одного из направлений в работе госкомиссии, то он сразу же согласился. Хочется быть полезным жителям республики, землякам (это, наверное, самое часто употребляемое им слово, когда он заговаривает о жителях Карелии). Рефрен, звучащий в его публичных выступлениях, радует – Р. Нургалиев утверждает, что «шесть лет вместе с вами будем работать».
Почему Карелия?
Будет принята Федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию Карелии – нет, пока не понятно. Скорее, да, чем нет, но это зависит от двух факторов: во-первых, от продуманности документа, разрабатываемого сейчас для правительства России, и, во-вторых, от финансового состояния федерального бюджета. Экономические прогнозы на текущий год в стране плохие, даже крайне плохие, и в такой ситуации рассчитывать на манну небесную – не приходится. Нужно отыскивать серьёзные аргументы, в том числе и социально-политического характера, почему федеральный центр должен дополнительно вкладываться средствами в развитие именно Карелии. Есть еще восемь десятков регионов точно также нуждающихся в благоприятном отношении к ним, а факт столетия субъекта Федерации вовсе не аргумент при стратегическом планировании развития регионов России. Пока, кажется, срабатывает лишь факт приязни группы влиятельных федеральных государственных деятелей к Карелии, связанных прошлой своей жизнью с ней. Это немало, конечно, но недостаточно. Нужны новые экономические и даже геополитические аргументы. И Карелия может их предложить, по крайней мере, вчерашнее совещание, прошедшее в мэрии Петрозаводска, касавшееся только столичных сюжетов, продемонстрировало, что есть специалисты, способные мыслить стратегически (речь веду о представителях научной и вузовской сферы), которых полезно было бы активнее вовлекать в процесс управления республикой. Практические советы дадут люди типа Вадима Маркелова, которые мучаются из-за дурных решений власти (не только республиканской), а концептуальные темы правильнее прорабатывать, используя науку, тем более что и Петрозаводский госуниверситет и Карельский научный центр сами того желают.
Уникальность ситуации для Карелии в том, что большая группа федеральных руководителей готова помогать республике, хватит ли у нас сообразительности и ума этим воспользоваться. Мяч на нашей стороне.
Источник:
http://politika-karelia.ru/?p=13609
Наш комментарий:
Тема, которой посвящена статья Анатолия Цыганкова, о перспективах развития Карелии в свете выполнения требований указа Президента России от 24 мая 2013 года о подготовке к 100-летию образования Республики Карелия, заслуживает самого серьёзного внимания, так как именно от решения проблем в непростой социально-экономической ситуации сегодняшнего дня зависит, в конечном счёте, благосостояние жителей нашей республики.
По мнению автора
«республика получила (уже получила) мощнейший кадровый потенциал в лице членов госкомиссии, каждый из которых обладает властными, распорядительными полномочиями на федеральном уровне (государственные деятели, бизнесмены, банкиры)», «благодаря этим людям, республика получит финансовое многоуровневое вспомоществование», «впереди шесть лет, счастливых для жителей Карелии, потому что наши проблемы будут решаться».
Вместе с тем полагали бы необходимым обратить внимание на ряд моментов, оказавших и продолжающих оказывать серьёзное влияние на результативность принимаемых руководством региона мер, о которых автор почему-то умолчал, не пожалев при этом однако места для разоблачения слуха о возможности назначения Главой Карелии заместителя секретаря Совета безопасности России Рашида Нургалиева.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на организацию деятельности рабочей группы по развитию промышленного производства, созданной в рамках Госкомиссии по подготовке к 100-летию Республики Карелия и Правительства республики, которая была организована на высоком профессиональном уровне с использованием основательной методологической базы.
Объективность требует отметить исключительно важную роль в создании условий для разработки концепции программы социально-экономического развития республики Главы Карелии и его команды, которые являются непосредственными инициаторами и организаторами процесса. Александр Худилайнен действительно переживает сейчас серьёзнейший экзамен. Правда, здесь уместно добавить, что руководитель региона, образно говоря, сам «вызвал огонь на себя», выступив «застрельщиком» начинания и в определённой степени подвергая себя немалому политическому риску. Это объективно свидетельствует о его высоких моральных качествах: на первом плане — интересы населения, а не личное спокойствие и политический комфорт.
С точки зрения нравственности дорогого стоят рассуждения автора о беспочвенности подозрений по отношению к Главе Карелии и его окружению в причастности к коррупционной деятельности.
Дословно:
«Подозрение — это напрасное по отношению к Худилайнену (он не давал повода так о себе и своём окружении думать) и даже обидное, но оно существует».
Но Анатолий Цыганков не был бы Анатолием Цыганковым, если бы в бочку мёда, образно говоря, он не добавил бы, ну скажем не ложку, но всё же каплю дёгтя. Речь идёт о его оценке выступлений на заседании правительства представителей бизнес-сообщества и реакции на эти выступления Главы Карелии. Анатолий Цыганков, в частности пишет:
«…вчерашнее заседание в правительстве, в ходе которого обсуждались вопросы экономики Петрозаводска, больно пробороздило по самолюбию губернатора»,
— вывод прямо скажем субъективный да и безосновательный.
Да, есть проблемы, которые надо решать, но отрадно то, что Глава региона их слышит, вникает в них и не оставляет без внимания ни один поднимаемый населением и бизнес-сообществом вопрос. Но задевает, как говорит Цыганков, «самолюбие губернатора», нерадивость некоторых чиновников, бездействие которых приводит к тому, что федеральные чиновники в областном центре всюду видят грязь, мусор, что отметил даже Рашид Нургалиев.
В ходе заседания Рашид Нургалиев, Александр Худилайнен и предприниматели в деловом ритме обсудили пути решения проблем, мешающие наращиванию объёмов выпуска продукции и выходу на новые рынки сбыта. Поэтому вывод автора статьи, что выступавшие бизнесмены «фактически засвидетельствовали неудовлетворительную работу правительства Худилайнена», вызывает недоумение.
Да, были вопросы разные, но самое главное, что ни Глава региона, ни федеральные чиновники не уходили от ответа, брали каждый вопрос на заметку и дальнейшее решение.
А всё потому, что есть понимание, что лишь конструктивный деловой диалог между чиновниками всех уровней власти и бизнес-сообществом будет способствовать нахождению общих путей решения различных проблем.
В настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения — и в этом опять заслуга Правительства республики, что именно принятие Федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Карелии может кардинально изменить ситуацию в республике. Концепция программы разработана и в настоящее время обсуждается на федеральном уровне. Но не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что уже сегодня Правительству Карелии в значительной мере удалось решить вопрос объединения властных, деловых и общественных структур.
В результате этой работы удалось добиться определённых положительных изменений в положении дел в республике и сформировать общее понимание, как у чиновников, у предпринимателей, так и у населения их ролей и возможностей в грядущих преобразованиях региона.
Комментарии: