Мнение на статью: «Наша молодёжь увидела красивую жизнь»
Итоги программы развития кадрового потенциала Карелии подвели на заседании трехсторонней профильной комиссии
Единственной сферой, где отмечен рост занятости, по состоянию на прошлый год стала сфера торговли. Об этом рассказал на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Карелии 21 марта первый заместитель министра труда и занятости Карелии Гивий Карапетов.
Доклад замминистра был посвящен региональной программе по развитию кадрового потенциала в Карелии 2008-2013 годов. Собирая данные о том, кого ждут на рабочих местах в республике, Минтруда Карелии опиралось на данные более чем тысячи крупных и средних предприятий республики, почти половина из которых представляет реальный сектор экономики.
Как выяснилось, ВУЗовские дипломы сейчас ценятся меньше, чем дипломы техникумов. Более 50 процентов от потребности нанимателей составляют вакансии, для которых требуются работники с начальным профобразованием. При этом профобразование первой ступени больше всего ценится в сфере торговли. Детсады и поликлиники республики нуждаются в сотрудниках со средним специальным образованием, а выпускников университетов и прочих «вышек» ждут в школах и системе здравоохранения. Однако, по словам Карапетова, начальное профобразование в последнее время становится все менее популярным среди выпускников школ. Несмотря на то, что по прогнозам потребность именно в таких кадрах будет расти.
Министерство образования Карелии «реагирует на прогноз», только в прошлом году в республиканских учреждениях начального профобразования было открыто 11 новых направлений. Но часть очень важных для развития экономики специальностей до сих пор в Карелии получить нельзя – фармацевтов и стоматологов, которых раньше в республике готовили, сейчас в учебных заведениях нет.
Не хватает и других важных профессий, в основном, связанных с тем, что принято называть «тяжелой работой».
«Ту часть, которую мы не готовим, мы вынуждены замещать иностранной рабочей силой, – прокомментировал Карапетов. — Проблема сидит в том, что наша молодежь увидела красивую жизнь. Рабочие профессии уже не для белой кости, я бы даже так сказал, не для русских».
Отпугивает от вакансий строителей и бетонщиков-арматурщиков карельскую молодежь и режим работы. Замминистра привел в пример крупную стройку, на которую было направлено более 300 специалистов только из Петрозаводска. Задержались на объекте только 11 человек. «Потому что все хотят отдыхать».
Еще одним осложнением является тот факт, что работодатели и сами не всегда могут выстроить долгосрочный прогноз своих кадровых потребностей. В сфере строительства, как одной из наиболее перспективных, слишком многое зависит от наличия заказов на каждый конкретный момент.
«Мы должны встраиваться в эту схему, — обратился к коллегам замминистра. — Человек должен понимать, что ему постоянно придется переобучаться».
Маргарита Иванова
Источник:
http://vesti.karelia.ru/news/nasha_molodezh_uvidela_krasivuyu_zhizn/
Наш комментарий:
В российском обществе царит кадровый голод, при том, что в жизнь вошло поколение «бэби-бума» конца восьмидесятых годов. В чём же причина такой парадоксальной ситуации, когда и людей много и работы много, но ни там ни там нет удовлетворения друг другом?
Рассмотрим несколько аспектов сложившейся ситуации:
- поколение конца 80-х имеет наиболее расщеплённую психику, потому что период детства — период формирования базовых идеалов личности пришёлся на существование Советского союза, когда светлые, добрые образы всё же были представлены в информационном пространстве, а период отрочества и юности на мрачное время 90-ых годов, когда сознание населения усиленно бомбардировалось «западными ценностями», которые формировали эгоистический тип личности, живущей по принципу «бери от жизни всё!»;
- поколение, родившееся уже после развала Союза, погружённое в суровую информационную реальность 90-ых вроде бы должно полностью «отдаться» внедряемым ценностям «Запада», однако и в этой «новой» молодёжи есть немалая доля тех, кто внутренне откликается на принципы справедливости, совестливости, правды, иногда даже сильнее и острее, чем поколение 80-ых, что связано не только с юношеским максимализмом, но с тем, что информация о возможных типах устройства общества становится всё более и более доступной, а «Запад» сам научил потребителей сравнивать, скурпулёзно выбирать лучший вариант;
- люди видят несправедливость во внутриобщественных отношениях, и по этой причине ставят важность служения обществу на последнее место в своих жизненных целях, особенно это ярко проявляется у молодёжи, остро чувствующей «закостенелость» окружающей культуры, поэтому и не спешат выполнять общественный «заказ» на профессии реального сектора, посмеиваясь и считая лицемерием активную рекламу технических профессий;
- имеют место перекосы в планировании развития образовательной системы: в 90-ые появилось огромное число разнообразных ВУЗов, выдающих «корочки» направо и налево, однако есть и положительная сторона сложившегося положения: работодатели теперь оценивают кадры не по их дипломам и «коркам», а по их реальной квалификации, проверяя на деле умения и навыки, а из этого логично вытекает создание образовательных центров при производствах;
- также, по среднему профессиональному и специальному образованию ударило распределение уровней заработных плат по отраслям в 90-ые и 2000-ые годы, когда наиболее престижными профессиями были юристы, банкиры, менеджеры и т.п. гуманитолухи, а уровни з/п профессий реального сектора были многократно занижены через механизмы уничтожения производственно-отраслевых комплексов с помощью астрономических процентов по кредитам, в некоторые периоды достигавших более чем 200%, что при рентабельности, например, сельского хозяйства в 4-5%, перекладывало все издержки на персонал, экологию и общество в целом;
- наиболее престижными сегодня остаются факультеты юридического, экономического, управленческого, социологического и отчасти исторического профилей, однако образовательные стандарты в этих областях настолько устарели, что та же юридическая система испытывает существенный дефицит в квалифицированных кадрах, что отражается в раздувании штатов, когда функционал, который может «потянуть» один квалифицированный юрист распределяется по нескольким более профессионально слабым «служкам». На проблему пересмотра образовательных стандартов в этих областях обратил внимание в 2012 году в программной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» («Комсомольская правда» от 13.02.2012) В.В. Путин, призвав в самое ближайшее время пересмотреть сложившиеся стандарты, заменив их на более адекватные времени.
Что мы имеем в итоге?
Молодёжь, воспитанная на «западных ценностях», но с «советским подсознанием» не желает трудится на общество, от которого не чувствует отдачи, в преломлении призмы «западных» ценностей — выгоды для себя лично. Молодёжь чувствует, что общество устроено несправедливо и выбирает «западные» модели поведения.
По этой причине, даже при запросе общества на рабочие профессии, молодёжь, преклоняющаяся перед голливудскими идолами и «волками с Уолл-стрит» не хочет идти на непристижные профессии, даже, если уровень зарплат там существенно выше, чем в других. Такая инерция мышления, отравленного «западными» установками сохранится какое-то время.
Однако, если общественный договор станет иным — справедливым то, подсознание сразу даст себя знать и эффекты высвобождения из под пут «западных» наслоений будут столь же масштабны, сколь масштабна была пропаганда «западных» ценностей в 90-ые. Если общие правила станут справедливы, то понятие «престижности» той или иной профессии просто исчезнет, так как исчезнут диспропорции в уровнях зарплат в различных отраслях. При развитии экономики станут востребованы профессии реального сектора.
В таких условиях до коренного преображения общественного договора можно создавать некоторые гибридные профили образования престижные по форме, но технически ориентированные по содержанию. В будущем это принесёт свои плоды.
Другой процесс, который необходимо поддерживать — это апробация и внедрение альтернативных образовательных стандартов для формирования более адекватной картины мира и понимания будущих управленцев, как через введение факультативных курсов по новым предметам, понимая, что система образования в целом ещё более инертна, чем мышление населения, так и через поддержку просветительских и образовательных центров, предлагающих альтернативные «западным» методы и стандарты образования.
В статье верно указано, что на производствах нужно планировать кадровые потребности. Однако такое планирование возможно в устойчиво развивающейся экономике. Большой заслугой властей всех уровней сегодня является удержание в неком устойчивом балансировочном режиме сложившейся экономической системы, одно этот режим медленно, но верно исчерпывает возможности сохранять текущий «статус-кво», так как жизнь требует РАЗВИТИЯ, а не топтания на месте.
Собственно, последние действия руководства страны создают ситуацию, когда топтаться дальше, не развиваясь, не меняя общественный договор, не меняя экономические правила становится просто невозможно, так как этим сразу воспользуются наши заграничные «партнёры».
Пока мы даже не представляем до конца какие силы приведены в действие. Но мы можем уже сейчас начать готовить наши кадры к будущему, давая альтернативные знания и помогать высвободиться «подсознанию» нашей молодёжи, формулируя более справедливые правила общественной жизни.
Комментарии: