Мнение на: Минфин: дефицит бюджетов регионов вырос в 2,2 раза.
Масштабы бюджетного кризиса в российских регионах становятся понятней: в прошлом году дефицит их бюджетов вырос в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, сборы налога на прибыль упали на 13%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание – на 22%. Лучше в этом году не станет, уверены опрошенные “Финмаркетом” эксперты
- Совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов в 2013 году в абсолютном измерении выросли всего на 1,7% по сравнению с предыдущим годом, то есть в реальном измерении, с учетом инфляции, стали меньше. Расходы стали больше на 6,0%.
- У 28 регионов доходы снизились даже в абсолютных цифрах: в Тюменской области (без округов) – на 28%, в Новгородской области – на 19%, в Чечне – на 16%.
- Общий дефицит бюджетов регионов в 2013 году вырос по сравнению с предыдущим годом в 2,3 раза – до 640 млрд руб., или с 3,5% до 7,8% доходов субъектов федерации.
- В прошлом году лишь 6 регионам удалось полностью покрыть свои расходы за счет доходов. Их совокупный профицит составил менее 27 млрд руб. Остальным 77 регионам не хватило…666 млрд руб.
- В 2012 году расходы превышали доходы у 67 регионов. Совокупный дефицит их бюджетов был равен 355 млрд руб., а у 16 регионов доходы были больше расходов на 76 млрд руб.
- Наибольшим дефицит в 2013 году сложился не у самых слабых территорий: 52% он составил у Чукотки, 26% – у Тюменской области (без учета округов), 23% – у Краснодарского края, 22% не хватило Новгородской области.
Налог на убыльГлавная причина проседания бюджетных доходов регионов – сокращение поступлений по налогу на прибыль. Обычно он дает им примерно треть от доходов. В прошлом году его поступило на 13,1% меньше, чем в 2012. Правда, во втором полугодии ситуация, возможно, начала выправляться: за январь-август отставание от показателей того же периода 2012 года было существенно сильнее – 19,7%.
Примечательно, что в федеральный бюджет, куда идет 10% от общей суммы налога на прибыль, собрано всего на 6,4% меньше, чем в 2012 году.
- Налога на прибыль собрано в этом году меньше в 67 регионах: в Карелии и на Чукотке – сразу на 58% меньше, в Ингушетии – почти вдвое меньше.
- Кроме Вологодской области, где сбор налога снизился на 45%, среди других наиболее сильно пострадавших от сокращения прибыли бюджетоформирующих металлургических производств есть Кемеровская и Белгородская области, а также Хакасия и Иркутская область.
- Несмотря на весьма высокие цены на нефть, в 2013 году стали резко проседать доходы нефтегазодобывающих регионов: в Ямало-Ненецком округе налога на прибыль собрано на 41% меньше, чем в 2012 году, в Тюменской области – на 38%, в Ханты-Мансийском – на 22% меньше.
- В 16 регионах налога на прибыль собрано больше, чем за год до этого, но в 6 из них – в пределах инфляции. При этом почти в полтора раза больше его поступило в бюджет Сахалинской области, на треть больше – в бюджеты Еврейской области и Кабардино-Балкарии.
- Почти на 15% его больше оказалось в бюджетах Карачаево-Черкесии и Санкт-Петербурга (в Москве – на 11% меньше).
Доходы граждан и “мертвые души”
- Сборы остальных налогов росли весьма убедительными темпами. На 10,5% больше собрано НДФЛ. Причем в Дагестане и Ингушетии поступления этого налога выросли на четверть. Необъясним провал в Калмыкии – сразу вдвое меньше.
- Почти на 15% больше досталось регионам налогов на имущество (в том числе транспортного налога, налога на землю).
- На 11% выросли сборы акцизов (на алкоголь, моторное топливо).
- Вопреки ожиданиям, почти на 8% больше собрано налогов на совокупный доход. В Москве этих налогов собрано на 16% больше, в Санкт-Петербурге – на 12%. Это те налоги, которые платит малый бизнес, массово закрывавшийся в начале 2013 года в ответ на попытку поднять для них страховые платежи.
- Очевидно, оказались близки к истине заявления руководителей ФНС и ПФР, что ликвидировали регистрацию в основном те предприниматели, которые не вели реальной деятельности и не платили налогов.
- Зато по этому налогу просели все республики Северного Кавказа и примкнувшие к ним Еврейская АО и Смоленская область. В частности, на 8% меньше его поступило в бюджеты Кабардино-Балкарии и Чечни, на 3% – Дагестана.
Дотационный маневрЕще одна причина сокращения бюджетных доходов многих регионов – решение Минфина урезать им безвозмездные поступления: дотации, субсидии, субвенции и другие межбюджетные трансферты. Их сумма снизилась на 3,9%. Но сокращение было крайне неравномерным. Логика маневра Минфина прозрачна: деньги забрали у сильных регионов и отдали слабым.
- Шестерка профицитных бюджетов прошлого года: Санкт-Петербург, Московская область, Республика Алтай, Камчатский край, Карачаево-Черкесия и Чечня, – на самом деле, свели доходы с расходами только за счет безвозмездных поступлений с федерального уровня. Им было выделено в разы и даже на порядки больше, чем у них осталось по итогам года.
- В целом помощь федерального бюджета регионам в прошлом году сократилась почти на 66 млрд – до 1 613 млрд руб. Но для 25 регионов она выросла. Наиболее весомым стало увеличение федеральной поддержки для бюджетов трех дальневосточных регионов, пострадавших летом от наводнения: у Амурской области безвозмездные поступления в итоге обеспечили 53% доходов бюджета; у Еврейской области – более 60%, в Хабаровском крае – почти треть.
- Больше стали получать Калмыкия и Дагестан, у которого прибавка помощи федерального центра стала самой большой в абсолютном измерении – почти на 40 млрд руб. В итоге в 2013 году республика Рамазана Абдулатипова получила из Москвы более 97 млрд руб., что обеспечило 79% доходов ее консолидированного бюджета (третий показатель среди регионов). Размер бюджета республики за год вырос на 54%.
Примечательно, что среди лидеров по увеличению масштабов федеральной поддержки оказался газодобывающий Ямало-Ненецкий округ: он получил почти на 5 млрд руб. больше, чем в 2012 году; доля федеральной помощи выросла до 16% бюджета региона.
- В десятке субъектов, кому федеральная помощь в прошлом году была заметнее всего урезана, преобладают самые сильные регионы: в частности, обе столицы (Москве перечисления срезали почти на 42 млрд руб.); Краснодарский край (на 37 млрд меньше), Московская область (на 21 млрд руб.). Так же поступили с Тюменской областью, Татарстаном.
- На четвертом месте по снижению безвозмездных перечислений оказалась Чечня: в прошлом году она получила на 13,2 млрд руб. меньше; но федеральная помощь все равно на 81% формирует республиканский бюджет. Больше только у Ингушетии – 85%.
- Вопреки существующему стереотипу, наибольшую поддержку в подушевом измерении из федерального центра получают не северокавказские республики, а регионы Дальнего Востока: Камчатка – 118 тыс. руб. на человека, Чукотка – 106 тыс. руб., Магаданская область – 83 тыс. руб. Чечня и Ингушетия – только на 11 и 12 местах (40 тыс. и 39 тыс. руб. на человека соответственно). Даже Ямало-Ненецкий округ получил из федерального бюджета по 41 тыс. руб. на каждого своего жителя.
По итогам года бюджетный маневр на региональном уровне оказался довольно неожиданным. Губернаторы старательно исполняли майские указы президента, повышали зарплату в сфере образования. Эта статья стала наиболее динамично растущей в 2013 году.
- Расходы на образование выросли почти на 15%. А это самая крупная статья расходов в регионах – четверть всех бюджетных трат: 2,3 трлн руб.
- Но в некоторых субъектах она значительно больше: в Дагестане по итогам года расходы на эту сферу достигли 43% консолидированного бюджета республики; более трети бюджета поглощает она в Удмуртии, Забайкалье, Иркутской области (в Москве – 18%).
- Не забывали в регионах и национальную безопасность: на нее выделено на 13% больше, но после передачи всей полиции на федеральный уровень расходы в регионах по этой статье невелики – всего 107 млрд руб.
- А вот вторая по объему статья расходов регионов – национальная экономика – неожиданно вышла по итогам года в плюс: прибавка составила почти 8% (по итогам трех кварталов 2013 года они были на 10% меньше показателей соответствующего периода предыдущего года).
- Но в 22 регионах они все же снизились: на Ямале – на 27%, в Приморье – на 23% (стройка на острове Русском завершилась), в Тюменской области – на 20%, в Татарстане – на 19% (Универсиада тоже прошла). Настораживает, что на 15% их меньше стало в Дагестане.
- Сэкономили регионы на здравоохранении: оно обошлось на 8% дешевле, чем в 2012 году. В Чечне расходы снизились сразу на 33%, в Тамбовской области – на 31%. Объясняется это тем, что теперь многое передано федеральному и региональным фондам медицинского страхования.
Долги регионов росли в прошлом году стремительно.
- Данных о фактическом объеме госдолга регионов на 1 января 2014 года пока нет. Но по итогам 11 месяцев 2013 года они стали на 28% больше, чем за год до этого. В Ямало-Ненецком округе задолженность бюджетов выросла в 12 раз (до 18,4 млрд руб.), в Хабаровском крае и Приморье – в 4 раза, в Ингушетии и Санкт-Петербурге – втрое.
- Ханты-Мансийский округ и Московская область вдвое снизили размеры своих долгов. Подмосковье за счет этого смогло переместиться со второго места по абсолютному размеру долга среди российских регионов в позапрошлом году на четвертое в 2013. На первом – Москва, ее долг практически не изменился – 193 млрд руб.
- В среднем по России региональные и муниципальные власти набрали по 10,4 тыс. руб. долгов на каждого гражданина. Но житель Чукотского округа обременен 262 тыс. долга, Ямало-Ненецкого округа – 34 тыс. руб., Мордовии – 31 тыс., Белгородской области – 25 тыс. на каждого. Самый низкий долг в Пермском крае – 210 руб. на человека.
- Вслед за долгами растут и затраты на их обслуживание. За год они стали больше на 22%. Это пока не очень крупная – 91 млрд руб. по всем регионам, но самая динамично увеличивающаяся статья. Ямало-Ненецкий округ стал тратить по ней в 114 раз больше (0,8 млрд руб.), в Ингушетии – в 7 раз, в Хабаровском крае – в 6 раз больше.
Статья «Национальная экономика» — это прямое сливание бюджетных денег в коммерческие организации, в основном в виде внесения средств в уставные капиталы, и не только государственных или муниципальных предприятий, но и АО с госучастием.
Очень увлекаются строительством физкультурно-оздоровительных комплексов, которые потом требуется содержать. На условиях государственно-частного партнерства в них никто не идет. За бюджетные деньги строили кирпичные заводы, предприятия по производству стройматериалов и т.п. Кроме того, это поддержка сельского хозяйства, средства на общественный транспорт, дороги (расходы на которые регионы не могут сократить, так как для их финансирования существуют целевые дорожные фонды).
Основные госинвестиции разнесены по отраслевым разделам: образованию, здравоохранению и т.д. Все госинвестиции – это самые коррупционноемкие статьи расходов.
Я всегда надеялась на кризис, когда их можно было бы сократить. В тучные годы невозможно понять, какие доходы эффективны, какие нет. Как только кризис – все интуитивно чувствуют, какие расходы необязательны, и их сокращают. Можно представить эффективность этих расходов, если значительную их часть вбухали в IV квартале.
Механизм представления федеральных трансфертов суммарно меняется в пользу выравнивания бюджетной обеспеченности. Плюс происходит компенсация выпадения налога на прибыль в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков. Скорее всего, с этим связано резкое падение сборов этого налога в Ямало-Ненецком округе и увеличение ему трансфертов.
Было бы не так тревожно, если бы долги регионов росли только из-за снижения доходов, а им надо было бы финансировать обязательства, набранные в тучные годы: возобновится рост – они вернут эти долги. Но проблема в том, что увеличиваются расходные обязательства, которые им навязаны майскими указами. И эти расходные обязательства уже никогда не снизятся, они кумулятивно будут расти. Это совершенно тупиковая ситуация. За счет чего регионы будут погашать долги, не ясно.
Галина Курляндская, Центр фискальной политики
Сокращение поступлений налогов на совокупный доход на Северном Кавказе связано скорее всего с тем, что там малого бизнеса существенно больше, чем в других регионах страны. Но он там очень мелкий, работающий на грани выживания. Его мог использовать для минимизации налогов теневой бизнес. Поэтому когда в начале года для легального сектора попытались поднять страховые взносы, бизнес вовсе ушел в тень. Позакрывалось почти все, это просто заметно. В Санкт-Петербурге в неформальной экономике занято 2,5% населения, в Московской области – 10%, а в Дагестане – 50%.
Мощная прибавка безвозмездных поступлений в Дагестан в 2013 году связана со сменой президента в республике, пришел Рамазан Абдулатипов. Было много идей и реформ, под которые дали дополнительные деньги на развитие. Вряд ли в этом году Минфин даст столько же денег, потребует отдачи от прошлогодних инвестиций. А отдачи нет. Значительная часть этих денег пошла не на инвестиции, а на зарплаты бюджетникам. Отсюда рост сбора НДФЛ.Это может быть еще одной причиной ухода малого бизнеса в тень. Возникает очень серьезная конкуренция зарплат в бюджетном и в коммерческом секторах – строительстве, мелком производстве. У бизнеса кроме проблем со сбытом и инвестициями возникает еще одна – с рабочей силой.
В Дагестане сильно сократился строительный сектор. Парадоксально, но связано это может быть с попытками разрушить старые, насквозь коррупционные схемы; легальные оказались сложнее и неработоспособнее. После ареста мэра Махачкалы Саида Амирова полностью развалилась система выдачи разрешений на строительство в столице республики. А до этого в Дагестане были одни из самых низких цен на жилье – от 10 тыс. руб. за квадратный метр.
Официальные данные по бюджетным тратам тоже не очень прозрачны. Трансферты, которые поступают в Чечню из федерального бюджета, и те, что реально там расходуются по различным федеральным целевым программам, могут различаться в разы. Та же история с Пенсионным фондом, средствами на инвалидность, материнский капитал: для северокавказских республик это почти второй бюджет. Причем от 30% до 50% – это приписки и коррупционная составляющая. Но доказать это очень сложно.
Денис Соколов, директор Центра социальных и экономических исследований регионов
ИСТОЧНИК:
http://www.finmarket.ru/main/article/3631242
НАШ КОММЕНТАРИЙ:
Таблица «Распределение расходов федерального бюджета» с сайта Новой газеты:
Комментарии: