МОСКВА, 17 февраля. /ИТАР-ТАСС/. В России в текущем году на базе Северного флота будет создана новая военная структура — Северный флот — Объединенное стратегическое командование (СФ-ОСК), главной задачей которого станет обеспечение защиты национальных интересов страны в Арктике. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС источник в Генштабе Вооруженных сил РФ.
СФ-ОСК будет подчиняться Генштабу ВС РФ и министру обороны, в перспективе управлять им будет создаваемый Национальный центр управления обороной страны — Источник в Генштабе Вооруженных сил РФ
«Необходимость создания этого стратегического объединения обусловлена тем, что защита национальных интересов России в арктической зоне, включая обеспечение безопасности ее военных и гражданских кораблей и неприкосновенности природных ресурсов, в том числе на континентальном шельфе, стала одним из важнейших приоритетов политики России. Объединение будет иметь статус военного округа, хотя официально таковым называться не будет. Таким образом, количество военных округов в России не изменится, их по-прежнему будет четыре, но к ним добавится новая мощная военная структура – СФ-ОСК, созданная на базе Северного флота»”,
— сказал собеседник.
«В боевой состав создаваемого СФ-ОСК войдут выведенный из подчинения Западного военного округа (ЗВО) Северный флот в полном составе — главная ударная сила нового командования, а также изъятые из ЗВО части и соединения других родов войск и видов ВС, дислоцированные на севере страны. В СФ-ОСК войдут и новые группировки войск, развертываемые в арктической зоне, в том числе на Новой Земле, Новосибирских островах, Земле Франца-Иосифа»,
— проинформировал источник.
«Группировки СФ-ОСК будут не только межвидовые, но и межведомственные, с включением в них, в частности, формирований погранслужбы»,
— отметил собеседник.
«СФ-ОСК будет подчиняться Генштабу ВС РФ и министру обороны, в перспективе управлять им будет создаваемый Национальный центр управления обороной страны»,
— добавил он.
По словам источника, соответствующие предложения, разработанные Минобороны и Генштабом, поступили на рассмотрение военно-политического руководства страны в конце прошлого года.
«Ожидается, что решение по этим предложениям будет принято в ближайшие месяцы»,
— сказал источник.
Конкуренция за ресурсы в Арктике
О планах создания в 2014 группировки войск для защиты интересов России в Арктике 10 декабря прошлого года на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ с участием президента Владимира Путина сообщил министр обороны Сергей Шойгу.
«К 2015 году предусматривается создать группировку войск и сил для обеспечения военной безопасности и защиты национальных интересов РФ в Арктике»,
— сказал он.
16 декабря Шойгу поручил Генштабу к 25 декабря разработать проект директивных указаний по совершенствованию военной инфраструктуры и развертыванию частей российской армии в арктической зоне.
26 января текущего года вице-премьер Дмитрий Рогозин высказал мнение, что борьба за доступ к ресурсам в мире будет ужесточаться. В числе угроз он назвал конкуренцию за ресурсы в арктическом регионе. Вызовы в Арктике, по его словам, очевидны.
«Это лежит на поверхности, потому, что количество ресурсов в мире сокращается, борьба за них, за доступ к ним будет ужесточаться. В эту зону (в Арктику) рвутся многие очень сильные, очень мускулистые, плечистые, поэтому в арктическом регионе для защиты наших национальных, прежде всего экономических интересов, мы должны создать целую систему защиты, арсенал инструментов»,
— сказал вице-премьер.
В настоящее время уже ведется восстановление военной инфраструктуры в арктическом регионе. В частности, планируется восстановить аэродромы и причальные сооружения на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах.
ИСТОЧНИК:
http://itar-tass.com/spb-news/974313
Наш комментарий:
Россия, могла не участвовать в Первой и Второй мировой войнах, которых бы могло и не быть, если бы своевременно был выполнен план Александра III создать главную военно-морскую базу Российского флота в Мурманске.
Так Хронос (http://www.hrono.ru/proekty/romanov/1rc27.php) пишет:
Мысль Александра III о том, что главные силы русского флота должны базироваться на Мурманске был очень дальновидный и сильный как военно-политический, так и экономический ход, который открывал широкие возможности для безопасного развития страны. И если у Великобритании в те времена было достаточно сил чтобы запереть русский флот в Балтийском и Чёрном морях, обезопасив тем самым морские пути у метрополии, то до появления авиации и радио развертывание главных сил русского флота из района Мурманска — пресечь было практически невозможно (а это без малого практически 50 лет бесконфликтного развития — Прим. ИАЦ). Он нейтрализовывал морскую мощь Англии. Франция в то время была обеспокоена усилением соседней Германии и потому была заинтересована в союзе с Россией. Понятно, что политика, предусматривавшая базирование главных сил флота на Мурманск с ростом экономического и культурного потенциала страны, при сухопутной экспансии на юг, обеспечивала российской империи исключительно благоприятные возможности развития при спокойной внутри- и внешнеполитической обстановке. Требовалось только одно — избегать войн, для ведения которых всегда приходится отвлекать производительные силы от работы на решение задач развития общества и его культуры.
…
Примечательно, что после смерти Александра III финансовые ресурсы, предназначавшиеся для строительства военно-морской базы и торгового порта в районе нынешнего Мурманска и прокладки туда железной дороги, были распылены. На Балтике в Либаве началось строительство военно-морской базы, которая за сто лет так и не была доведена до необходимого уровня, пока после распада империи вместе с Латвией не оказалась за пределами территории России. Свою никчёмность она доказала и в первую, и во вторую мировую войну, поскольку в обоих случаях к началу военных действий её оборудование не было завершено, а сухопутные войска не могли удержать территорию, на которой она была расположена и база переходила в руки противника. При этом были утрачены некоторые корабли и воинские и гражданские запасы, сосредоточенные в ней.
Порт и военно-морскую базу в Мурманске начали строить только в ходе первой мировой войны для обеспечения бесперебойного сообщения с “союзниками”, готовыми воевать «до последнего русского солдата». Она доказала свою полезность в обеих мировых войнах, но так и не была должным образом обустроена за прошедшие сто лет со времени Александра III. Железная дорога к Мурманску была построена кое-как на костях в ходе первой мировой войны (трупы умерших рабочих зарывали в насыпь). В последствии она неоднократно реконструировалась, но до начала 1990-х гг. не была двухпутной на всем ее протяжении. Это показывает, что если бы военно-морская база в Мурманске и сопутствующая транспортная инфраструктура были построены раз и навсегда добротно и хорошо, как то и намечал Александр III, то Россия и в мирное и в военное время могла бы избежать многих проблем.
Сегодня, отрадно видеть, что понимание стратегической значимости Арктики есть у руководства страны. Главное, не опоздать с развёртыванием необходимой инфраструктуры, которое подтолкнёт и развитие всех северных регионов России.
Комментарии: